Цели урока:
- обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по темам, изученным в курсе 5-го класса;
- обучение логике мышления, рациональным способам учебно-познавательной деятельности;
- расширение знаний учащихся об окружающем их мире;
- активизация мыслительной деятельности;
- воспитание познавательной культуры;
- формирование устойчивого интереса к предмету;
- создание ситуации успеха для каждого ребенка;
- вооружение учащихся средствами рефлексии, управления своим мышлением и практическими действиями;
- развитие навыка самостоятельной деятельности;
- развитие умений ориентироваться в нестандартных ситуациях;
- совершенствование зрительного внимания;
- развитие навыка ориентировки в микропространстве;
- развитие прослеживающей функции глаза;
- развитие зрительно-пространственного восприятия;
- развитие зрительно-моторной координации;
- развитие навыков соотнесения объектов по цвету и фиксации цвета по насыщенности.
Оборудование: плакаты, карточки, съемные элементы, раздаточный материал.
Ход урока.
I. Организационный момент.
– Учебный год завершается. Мы с вами, ребята, закончили изучение курса математики 5 класса. Нам предстоит повторить пройденный материал. Запишите в тетради число, тему урока. Начнем повторение с устной работы.
II. Устная работа.
1. На доске плакат:
Рисунок 1.
– Часто знает и дошкольник,
Что такое треугольник.
А уж вам-то как не знать…
Но совсем другое дело-
Очень быстро и умело
Треугольники считать.
Например, в фигуре этой
Сколько разных? Рассмотри,
Все внимательно исследуй
И “по краю”, и “внутри”.
2. На доске записаны примеры:
48 + 22 = 7 12 + 92 = 212 1 + 308 = 408 945 – 545 = 4
– Восстановите в записи запятые так, чтобы равенство было верным.
Учащиеся по-одному выходят к доске и проставляют съемные запятые. После учитель убирает их.
– А теперь, ребята, восстановите все верные равенства в тетрадях.
III. Закрепление материала.
1. Работа на карточках.
– Ребята, когда я шла к вам на урок, мне передали конверт. Что в нем? Прочитаем?!
"Помогите мне ответить на вопрос,
я не знаю кто такой гуменник." Незнайка.
– Поможем ему ?
Ответ на его вопрос получим, выполнив следующую самостоятельную работу.
Каждому ученику раздать индивидуальные карточки.
Рисунок 2.
Рисунок 3.
– Определите число, на которое нужно умножить 100, чтобы получился заданный результат и выпишите его в первую строку пустой карточки.
По окончании этой работы вывешиваю плакат:
Рисунок 4.
– Теперь, ребята, находим буквы, соответствующие числам, и выписываем во вторую строку. Прочитаем полученное слово (птица). Сообщение о гусе-гуменнике, прилетающем в тундру на гнездовья, подготовлено одним из учащихся.
2. Решение уравнений.
На доске записаны уравнения:
z + 3.8 = 8
x : 9 = 13
22 y + y – 10 = 59
(7 a – 2 a) * 8 = 80
(0.87 m – 0.66 m) * 10 : 2 : 3 = 0
(15 b + b) : 4 = 3
– Решаем уравнения самостоятельно в тетрадях. Найденные корни находите на соответствующих карточках на магнитной доске, переворачиваем и получаем слово. (Плануд)
Максим Плануд – греческий монах, ученый-математик, ввел в XII веке названия “числитель”, “знаменатель”.
Карточки с ответами расположены на магнитной доске в разных ракурсах:
Рисунок 5.
Физ. Пауза.
1).Глаза закрыты. Мысленно пишем на черной доске белым мелом (на белой доске черным мелом) буквы: О, Н , П, С.
2).Следим глазами за движением стрелок на плакате.
Рисунок 6.
3).Музыка Чайковского “Июль. Песня косаря”.
– Для продолжения работы, после отдыха нужно подкрепиться, – собрать сказочные яблоки, выполнив следующее задание:
Рисунок 7.
Расположите фрукты от самого светлого к самому темному. Например, можно взять цвета: розовый, алый, красный, бордовый, малиновый.
3. Решение задачи.
Решение задачи у доски одним из учеников.
– Площадь Оренбургской области около 124 тыс. квадратных километров. 4.3 % этой площади составляют зеленые насаждения. Какая площадь занята деревьями и кустарниками?
4. Графическая работа.
На доске расположен плакат.
Рисунок 8.
– Ребята, выполняем работу в своих тетрадях. Не отрывая карандаша от бумаги в процессе выполнения, проведите линию в направлении стрелок: вверх, вправо, вниз и т.д.
IV. Итог.
Самооценка и оценка деятельности учащихся на уроке.
V. Домашнее задание.
Приложение.
Данный урок является уроком обобщающего повторения в курсе математики 5-го класса по темам “Треугольник. Многоугольник”, “Дроби”, “Проценты”. Урок проводится в конце учебного года на уроках повторения. Конспект разработан для проведения урока математики со слабовидящими учащимися с сохранным интеллектом.
В задачу учителя математики входит реализация общеобразовательной программы с учетом коррекционной направленности процесса обучения и тифлопедагогических предписаний. Материал преподносится на основе использования сохранных анализаторов и компенсации нарушений развития зрительного восприятия у слабовидящих и частично зрячих детей. Уделяя внимание составу класса и анализируя диагнозы детей, планирую ход урока. Клинические проявления приводят к понижению бинокулярного зрения, снижению зрения в соответствии со степенью изменения кривизны хрусталика. Учитывая медицинские показания, формулируются образовательные, воспитательные, коррекционно-развивающие цели урока. Особое внимание необходимо уделить составу коррекционно-развивающих задач.
На каждом этапе урока прослеживается решение этих задач. Во время устной работы происходит развитие прослеживающей функции глаза (пример 1), совершенствование зрительного внимания (пример 2). В ходе закрепления материала – развитие навыка ориентировки в микропространстве, развитие логического мышления (пример 1), развитие зрительно-пространственного восприятия (пример 2), развитие зрительно-моторной координации (пример 4).
Учащиеся данной категории характеризуются быстрой утомляемостью, снижением работоспособности, неустойчивостью внимания и рядом других особенностей. Единоразовая нагрузка слабовидящих составляет 20-25 минут. Исходя из этого, в середине урока проводится физ. пауза, на которой решается коррекционная задача компенсации различительной (контрастной) чувствительности – соотнесение объектов по цвету, фиксация цвета по насыщенности.
Ход урока предусматривает логическую взаимосвязь между всеми этапами, четкий организационный момент, подведение итогов, самооценку деятельности учащихся на уроке (рефлексию).