Урок обобщающего повторения по математике для слабовидящих детей. 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Цели урока:

  • обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по темам, изученным в курсе 5-го класса;
  • обучение логике мышления, рациональным способам учебно-познавательной деятельности;
  • расширение знаний учащихся об окружающем их мире;
  • активизация мыслительной деятельности;
  • воспитание познавательной культуры;
  • формирование устойчивого интереса к предмету;
  • создание ситуации успеха для каждого ребенка;
  • вооружение учащихся средствами рефлексии, управления своим мышлением и практическими действиями;
  • развитие навыка самостоятельной деятельности;
  • развитие умений ориентироваться в нестандартных ситуациях;
  • совершенствование зрительного внимания;
  • развитие навыка ориентировки в микропространстве;
  • развитие прослеживающей функции глаза;
  • развитие зрительно-пространственного восприятия;
  • развитие зрительно-моторной координации;
  • развитие навыков соотнесения объектов по цвету и фиксации цвета по насыщенности.

Оборудование: плакаты, карточки, съемные элементы, раздаточный материал.

Ход урока.

I. Организационный момент.

– Учебный год завершается. Мы с вами, ребята, закончили изучение курса математики 5 класса. Нам предстоит повторить пройденный материал. Запишите в тетради число, тему урока. Начнем повторение с устной работы.

II. Устная работа.

1. На доске плакат:

 

Рисунок 1.

– Часто знает и дошкольник,
Что такое треугольник.
А уж вам-то как не знать…
Но совсем другое дело-
Очень быстро и умело
Треугольники считать.
Например, в фигуре этой
Сколько разных? Рассмотри,
Все внимательно исследуй
И “по краю”, и “внутри”.

2. На доске записаны примеры:

48 + 22 = 7 12 + 92 = 212
1 + 308 = 408   945 – 545 = 4

– Восстановите в записи запятые так, чтобы равенство было верным.

Учащиеся по-одному выходят к доске и проставляют съемные запятые. После учитель убирает их.

– А теперь, ребята, восстановите все верные равенства в тетрадях.

III. Закрепление материала.

1. Работа на карточках.

– Ребята, когда я шла к вам на урок, мне передали конверт. Что в нем? Прочитаем?!

"Помогите мне ответить на вопрос,
я не знаю кто такой гуменник." Незнайка.

– Поможем ему ?

Ответ на его вопрос получим, выполнив следующую самостоятельную работу.

Каждому ученику раздать индивидуальные карточки.

Рисунок 2.

Рисунок 3.

– Определите число, на которое нужно умножить 100, чтобы получился заданный результат и выпишите его в первую строку пустой карточки.

По окончании этой работы вывешиваю плакат:

Рисунок 4.

– Теперь, ребята, находим буквы, соответствующие числам, и выписываем во вторую строку. Прочитаем полученное слово (птица). Сообщение о гусе-гуменнике, прилетающем в тундру на гнездовья, подготовлено одним из учащихся.

2. Решение уравнений.

На доске записаны уравнения:

z + 3.8 = 8

x : 9 = 13

22 y + y – 10 = 59

(7 a – 2 a) * 8 = 80

(0.87 m – 0.66 m) * 10 : 2 : 3 = 0

(15 b + b) : 4 = 3

– Решаем уравнения самостоятельно в тетрадях. Найденные корни находите на соответствующих карточках на магнитной доске, переворачиваем и получаем слово. (Плануд)

Максим Плануд – греческий монах, ученый-математик, ввел в XII веке названия “числитель”, “знаменатель”.

Карточки с ответами расположены на магнитной доске в разных ракурсах:

Рисунок 5.

Физ. Пауза.

1).Глаза закрыты. Мысленно пишем на черной доске белым мелом (на белой доске черным мелом) буквы: О, Н , П, С.

2).Следим глазами за движением стрелок на плакате.

Рисунок 6.

3).Музыка Чайковского “Июль. Песня косаря”.

– Для продолжения работы, после отдыха нужно подкрепиться, – собрать сказочные яблоки, выполнив следующее задание:

Рисунок 7.

Расположите фрукты от самого светлого к самому темному. Например, можно взять цвета: розовый, алый, красный, бордовый, малиновый.

3. Решение задачи.

Решение задачи у доски одним из учеников.

– Площадь Оренбургской области около 124 тыс. квадратных километров. 4.3 % этой площади составляют зеленые насаждения. Какая площадь занята деревьями и кустарниками?

4. Графическая работа.

На доске расположен плакат.

Рисунок 8.

– Ребята, выполняем работу в своих тетрадях. Не отрывая карандаша от бумаги в процессе выполнения, проведите линию в направлении стрелок: вверх, вправо, вниз и т.д.

IV. Итог.

Самооценка и оценка деятельности учащихся на уроке.

V. Домашнее задание.


Приложение.

Данный урок является уроком обобщающего повторения в курсе математики 5-го класса по темам “Треугольник. Многоугольник”, “Дроби”, “Проценты”. Урок проводится в конце учебного года на уроках повторения. Конспект разработан для проведения урока математики со слабовидящими учащимися с сохранным интеллектом.

В задачу учителя математики входит реализация общеобразовательной программы с учетом коррекционной направленности процесса обучения и тифлопедагогических предписаний. Материал преподносится на основе использования сохранных анализаторов и компенсации нарушений развития зрительного восприятия у слабовидящих и частично зрячих детей. Уделяя внимание составу класса и анализируя диагнозы детей, планирую ход урока. Клинические проявления приводят к понижению бинокулярного зрения, снижению зрения в соответствии со степенью изменения кривизны хрусталика. Учитывая медицинские показания, формулируются образовательные, воспитательные, коррекционно-развивающие цели урока. Особое внимание необходимо уделить составу коррекционно-развивающих задач.

На каждом этапе урока прослеживается решение этих задач. Во время  устной работы происходит развитие прослеживающей функции глаза (пример 1), совершенствование зрительного внимания (пример 2). В ходе закрепления материала – развитие навыка ориентировки в микропространстве, развитие логического мышления (пример 1), развитие зрительно-пространственного восприятия (пример 2), развитие зрительно-моторной координации (пример 4).

Учащиеся данной категории характеризуются быстрой утомляемостью, снижением работоспособности, неустойчивостью внимания и рядом других особенностей. Единоразовая нагрузка слабовидящих составляет 20-25 минут. Исходя из этого, в середине урока проводится физ. пауза, на которой решается коррекционная задача компенсации различительной (контрастной) чувствительности – соотнесение объектов по цвету, фиксация цвета по насыщенности.

Ход урока предусматривает логическую взаимосвязь между всеми этапами, четкий организационный момент, подведение итогов, самооценку деятельности учащихся на уроке (рефлексию).