Методика обучения средствами субъективизации. Урок обучения грамоте. Тема: "Звуки (р,р'), буквы Р, р"

Разделы: Начальная школа


    Работая долгое время в школе, я убедилась, что лучше мне удаются уроки чтения и русского языка, которые в конечном итоге становятся любимыми предметами у большинства учащихся. Преподавая эти предметы, стараюсь развивать мышление и поведение своих питомцев в гармонии с окружающим миром. Стараюсь использовать в работе такие задания, которые бы вызывали восторг перед многообразием природы, любование её красотой, чтобы развивались их всесторонние чувства. А совсем недавно познакомилась с методикой обучения средствами субъективизации, где учащиеся осуществляют часть функций учителя. Они принимают активное и осознанное участие в организации и проведении всех или большинства этапов урока, что позволяет эффективнее развивать интеллектуальные качества учащихся .
    В качестве примера предлагаю урок по обучению грамоте.

Урок обучения грамоте.

Вид урока: изучение нового.
Тип урока: комбинированный
Технология: диалоговая основа.
Оборудование: цветные карандаши, тетради для печатания, карточка-алфавит, картинка буква Р, карточка со слияниями и внеслияниями с Р, предметные картинки, карточка – таблица – человечки.

Ход урока

Этап урока Цель этапа урока Деятельность учителя Деятельность учащегося
I.Организационный этап. Прислушаться и запомнить Давайте разговаривать, и будем выговаривать все правильно и внятно, чтоб было всем понятно. Настраиваются на внимательное слушание и запоминание.
II.Скороговорение Развитие артикуляционного аппарата, фонетического слуха. Повторяйте за мной тихо, медленно, затем громче и быстрее, губы твердые. РО-РО-РО–наступило утро
РА-РА-РА–встала рано детвора
РУ-РУ-РУ–начинаем мы игру
РИ-РИ-РИ–ты внимательно смотри.
III.Мобилизующий этап. Развитие внимания, памяти, мышления. На доске - предметы: береза, ромашка, астра, роза, рябина, кедр, ирисы.
  1. Назвать предметы вполголоса, запомнить
  2. Что изменилось (перестановка предметов местами).
  3. По какому признаку все эти предметы можно объединить в 1 группу.
  4. Я распределю эти предметы в две группы: 1) рябина, береза, кедр.
    2) ромашка, роза, ирисы.
  5. Кто догадался, почему так я их распределила.
  6. Исключите из каждой группы по одному признаку один предмет.
Перечислить предметы, как запомнил.
Закрыть глаза,открыть и ответить на вопрос.

Доказывают, что это за растение
Наблюдение

 

Ответы

Докажи, почему исключил этот предмет.

IV.Формиро-вание цели и темы урока. Развитие логического мышления, выделение учебной задачи. Предметы называем словами.
  1. Какой звук повторяется в выделенных словах?
  2. Прислушайтесь и пронаблюдайте, как я произношу этот звук: кед-р-р-р Ир*-р*-р*-исы
  3. А теперь вы их произнесите.
  4. Чему будем учиться?
Слушают, шепчут.

Сравнивают звуки(р),(р*)
Формулируют тему урока.

V. Работа с новым звуком. Выделение звука, определение места, умение составлять звуковую схему слова.
  1. В парах: составить звуковую схему слов кедр, ирисы.
  2. читаем схему шепотом, последний звук громко.
  3. вывод: что узнали о звуках (р, р*).

 

Составление схем в парах, одна пара у доски.

Ответы учащегося.

Физминутка:   Утром бабочка проснулась, потянулась, улыбнулась.
Раз - росой она умылась; два - изящно покружилась; три - нагнулась и присела; на четыре - улетела.
 
VI.Коррекция. Развитие внимания, наблюдательности, умения работать с книгой, воспроизведение знаний об изученных звуках (р ,р *) 1. Работа с азбукой.
а) К какой сказке нарисована иллюстрация?
б) Кто автор сказки?
в) Игра: синий, зеленый. (В руках карандаши). Выберите слово, которое начинается со звука (р), если звук мягкий – покажи зеленый карандаш, твердый – синий;
а теперь (р)в середине слова; а теперь– (р) в конце.
2.Вывод: Звуки(р,р*) гласные или согласные? Почему?
Какие две работы выполняют?
Рассматривание иллюстрации в азбуке, выбор нужных слов.
VII.Новая буква. Знакомство с буквой, чтение слияний, слогов, слов, предложений. Формирование самооценки. Развитие словарного запаса, речи.
  1. В правом верхнем углу буква, кто знает какая это буква?
  2. Какие звуки передает она?
  3. Где её домик в кассе?
  4. На что она похожа?
 
      1) Дрожу от страха до сих пор. Воскликнуло полено.
Похожа буква на топор. Расколет, непременно.
2) Речка – быстрая волна
Буква эр вдали видна
Это парус там тугой
Выгибается дугой.
    Найдите эту букву в карточке – алфавите.
Чем отличается большая от маленькой?
Вот теперь знаем букву эр, что можем с ней составить?
Удачи вам!
- Прочтите слияния друг другу.
- Скажите доброе слово о работе товарища.
- Какое задание будем выполнять по этой записи?

Алгоритм чтения:
1.Смотрите на центральную линию.
2.Читаем тихо по указке; (громко); снизу вверх уверенно.
Что сейчас можно прочитать?
Карточка
1. а:с:т/ры
2.к:ро/ку/сы
3.и/ри/сы
4.ли/ли/и
Читаем и запоминаем;  сверху вниз вполголоса.

Закройте глаза, назовите слова по порядку записи.
Исключите одно слово по какому-либо признаку.
- Придумайте с ним предложение.
- А кто сумеет почитать моё предложение?
(на доске письменно написано предложение:
Ла . иса . аск . асила лилии.

 

Печатание букв Рр

Печатают всевозможные слияния в парах.

 

 

Учимся читать.

 

 

 

 

Слова
Вместе читаем хором
1 ряд; 2 ряд; 3 ряд.
Снизу - вверх, быстро вслух; по одному.

 

 

Докажи, почему исключил свое слово.

Физминутка музыкальная. Изобразите раскрывающийся бутон, летают пчелы, птицы.
VIII. Работа с азбукой.

 

 

 

 

 

 

Формировать умение читать книгу; помогать увидеть красоту природы и желание ухаживать и беречь красоту.

 

 

 

1.Чтение слов по пометам друг другу медленно; шепотом, вслух целым словом.

2.Чтение рассказа:
а) шепотом заголовок
б) Саша вслух
в) про что будем читать рассказ
По алгоритму готовятся для чтения вслух.
Про кого рассказ?
Что с ней случилось? Почему?
3. Обобщение: Среди холодной зимы радует нас зелень цветов. Они украшают класс, очищают воздух от пыли . Вот для чего люди разводят цветы и заботятся о них.
1.Что можно сказать об Ире?
2. Прочитайте с чувством уважения к Ире.

Чтение слов по пометам друг другу, обсуждение трудностей.
Следят, читают шепотом.

 

Шепотом
Вполголоса
Помоги товарищу

 

 

добрая, заботливая

 

IX. Итоги по уроку. Проверка 1.Что нового узнали на уроке?
2. Чему учились?
 
X. Рефлексия. На доске табличка Формирование самооценки.
1.Что получилось?
2.Чем был недоволен?
- кому было все понятно, интересно и легко работать, тот станет к веселому человечку.
- кто затруднялся, но после обдумывания справлялся с заданием - к удивленному человечку.
- а кому было трудно успевать и выполнять задания - к грустному.

Спасибо, всем за урок!