Цели урока:
- Сформировать представление об уникальной природной жемчужине Сибири – озере Байкал; определить особенности географического положения, происхождения, климата, вод и животного мира озера; выявить закономерности взаимосвязей компонентов природы на примере Байкала;
- формировать умение работать с различными источниками информации, умение выделять главное, систематизировать материал, умение видеть причинно-следственные связи;
- вырабатывать самостоятельность в пополнении знаний, воспитание патриотизма, экологического сознания, интереса к предмету.
Оборудование:
физическая карта России, мира, мультимедийные
учебники для 6 и 8 класса, учебники, атласы,
контурные карты, таблицы, кроссворды,
презентация по животному миру Байкала, модули,
компоненты природы, написанные на бумаге, слова
на доске “Чудо природы во всех отношениях”.
Ход урока.
- Оргмомент.
- Формулирование целей урока учащимися по легенде.
- Актуализация опорных знаний.
- Постановка целей урока учащимися.
А ведь Байкал включен в “Список всемирного наследия”. Сегодня в этот список внесены 506 объектов из 105 стран. Байкал – неповторимое чудо света, гордость нашей страны. А мы так о нем мало знаем. Какие же сведения вы бы хотели узнать на сегодняшнем уроке об этом озере? Запишите вопросы во вторую колонку таблицы “Хочу знать”.
Проговорить вопросы, возникшие у ребят. Они называют компоненты природы, которые их интересуют. Все компоненты записываются на доске в определенном порядке1. Географическое положение
2. Происхождение
3. Климат
4. Воды
5. Живые организмы.Дети их называют вразброс, не в такой последовательности.
Вопрос: “Почему я поменяла порядок ваших вопросов?”/ Потому что все в природе взаимосвязано, и все компоненты зависят от географического положения/. Это и есть план сегодняшней работы на уроке. - Работа с модулем по изучению Байкала по компонентам природы.
На доске написана тема урока, но не до
конца:
“………- жемчужина Сибири”. Задача учащихся
узнать объект изучения по легенде о его
происхождении.
“ Посмотрел господь: неласкова вышла земля… Как
бы не стала она на него обижаться!.. И чтоб не
держала обиды, вымахнул ей не какую-нибудь
подстилку для ног, а саму меру щедрот своих,
которой мерил, чему сколько быть от него”. Такова
легенда о происхождении “жемчужины Сибири”,
“чуда природы во всех отношениях”. Что это за
географический объект? Какова тема сегодняшнего
урока? / Недостающее слово БАЙКАЛ дописывается в
теме урока./
Что вам известно о Байкале? Запишите свои
сведения в таблицу в колонку
“Я знаю”.
Я знаю |
Хочу знать |
Я узнал |
Поработайте в парах, обменяйтесь информацией
друг с другом, дополните свои сведения в первой
колонке.
Учащиеся обмениваются информацией в классе,
учитель фиксирует все известные сведения на
доске в такой же таблице. Записываются и
правильные и неправильные высказывания.
Сведений получается не так много. И задается
вопрос: Много ли мы знаем о Байкале?
Байкал – жемчужина Сибири.
Цели урока: 1.Углубить знания о
физико-географических закономерностях на
примере Байкала, изучить особенности Байкала.
2. Развивать навыки работы с различными
источниками информации.
Учебный материал |
Руководство по усвоению |
||||||||||
Блок № 1 Географическое положение Байкала |
|||||||||||
1. Дайте характеристику особенностей географического положения Байкала. | Используя физическую карту атласа,
ответьте на вопросы. Ответы отразите на
картосхеме.
|
||||||||||
Блок № 2 Природа Байкала |
|||||||||||
2. Каково происхождение котловины озера. | Посмотрите сюжет электронного учебника
и назовите:
Отразите все ваши ответы на картосхеме. |
||||||||||
3. Сделайте вывод | Во что может превратиться Байкал, если была обнаружена новая max отметка глубиной 1637 м., и берега озера ежегодно расходятся на 2см/год. | ||||||||||
4. Дайте характеристику климатических особенностей Байкала. | Используя климатические карты,
заполните таблицу.
|
||||||||||
5. Сделайте вывод. | Почему климат озера суровый, хотя солнечной радиации территория получает на уровне Средиземноморья? | ||||||||||
6. Каковы особенности вод Байкала? | Используя текст учебника на стр.217
определите, в чем уникальность вод озера?
Составьте схему и докажите: Уникальность вод Байкала Обменяйтесь ответами в классе.
На воде Байкала все люди могут прожить 40 лет. Все реки земли должны течь 300 дней, чтобы наполнить Байкал. Ангара осушит Байкал за 400 лет и т.д./все данные прикрепляются на карте мира к объектам, о которых идет речь./ По физической карте определите:
Отразите ответы на картосхеме. |
||||||||||
7. Какова неповторимость живых организмов озера? | Прочитайте текст на стр.217 и отгадайте
кроссворд “Животный мир Байкала”. 1. Организмы, обитающие
только на одной территории. Если вы ответили верно, то в выделенных клетках прочтете название рачка, благодаря которому поддерживается чистота озера Байкал. |
||||||||||
8. Сделайте вывод. | Почему 3/4 живых организмов Байкала эндемики? | ||||||||||
Блок Выход |
|||||||||||
9. Выполните задания и определите уровень своих знаний по теме. |
Проверьте правильность своих ответов. Оцените
работу. 2. Определите, в чем Байкал является “чудом природы во всех отношениях”, почему его называют жемчужиной Сибири? 3. Шолохов на одном из съездов писателей сказал: “ Мы должны сохранить Байкал для будущих поколений”. Для чего? |
||||||||||
Рефлексия |
|||||||||||
10. Ответьте на вопросы. |
|
||||||||||
Домашнее задание. Расшифруйте знаки на картосхеме, параграф 36, подготовьте сообщения на тему “Проблемы Байкала”. |