Большой поток информации, обусловленный бурным развитием компьютерной техники, заботы родителей, направленные на достижение материального благополучия семьи, отсутствие традиций семейного чтения ставят проблему повышения качества чтения на первый план в работе ступени начального образования.
Обычно процесс чтения определяют как вид речевой деятельности наряду со слушанием, говорением и письмом. Если письмо и говорение в психологии речи относят к активным видам речевой деятельности, то чтение и слушание традиционно относят к пассивным его формам, так как слушающий и читающий не создает собственных текстов, а получает их в готовом виде. Новые исследования в этой области показывают, что истинный процесс чтения – это процесс конструирования новых собственных смыслов, а значит, пассивным его никак не назовешь.
На уроках литературного чтения в начальном звене я хочу провести ребенка по ступенькам познания художественного произведения, помогая ему подняться на вершину авторского образного восприятия мира. Таким образом, не только создаю "зону ближайшего развития ребенка", но и стараюсь значительно обогатить его интеллектуально-познавательный и нравственно-эстетический опыт, позволяющий ребенку совершенствовать себя и обеспечить процесс пол изучения литературы в среднем звене школы.
Посещение семинаров "Развитие Критического Мышления через Чтение и Письмо" подтолкнуло моих коллег и меня к разработке и апробации технологий исследовательского обучения в целях развития критичности мышления учащихся, склонных к аналитико-синтетической, научной деятельности. Сами по себе стратегии, трехфазовая структура урока не становятся причиной взлета критического мышления. Это системная и целенаправленная работа учителя, в помощь которому предлагаются конкретные стратегии и которые срабатывают при умелом и целесообразном использовании. Критическое рассмотрение текста одновременно имеет в виду оценочный подход и широкое восприятие информации во всех ее аспектах. Используя стратегии проекта, учащиеся учатся оперировать такими мыслительными действиями, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, формирование выводов.
Уроки чтения – это уроки постижения литературно-художественных произведений, уроки формирования читательских интересов, уроки развития речи, где в комплексе решаются задачи образования, воспитания и развития. Есть основные этапы восприятия художественных произведений:
Подготовка к восприятию, где большую роль играет слово учителя, создающего эффект ожидания (стратегии "Ключевые слова", "Перемешанные события", "Пятистишия", "Фокусирующий вопрос");
Это повышает мотивацию к чтению, способствует интересу детей к изучаемой литературе.
Первичное эмоциональное восприятие – целостное восприятие произведения, обеспечивающее общее впечатление, сопереживание (стратегии "Оставьте последнее слово мне", многоуровневые вопросы, чтение с остановками, совместное обсуждение).
Например, на уроке литературы в 4 классе по произведению А.П.Чехова “Каштанка” в процессе чтения с остановками учащиеся задавали следующие вопросы:
- Почему Каштанке казалось, что "незнакомец" был сном?
- Какие ощущения у Каштанки были у незнакомца в квартире?
- Каков был мир, который увидела Тетка?
- Как Каштанке представлялись гусь, Федор Тимофеевич, цирк, вкусные обеды?
- Почему Каштанку хотели сделать артисткой?
- Почему Тетка думала, что это – "новый мир"?
- Как ты думаешь, что чувствовала Каштанка, когда ее позвали по имени?
- Нравилось ли Каштанке выступать в цирке? Трудно ли было учиться Каштанке?
- Страшно ли было Каштанке, когда она вышла на сцену?
- Почему столяр с сыном сидели в заднем ряду?
- Что Каштанка думала о хозяине, когда он наряжался?
- Встретит ли она потом незнакомца, своих друзей – гуся и кота?
- Хотела ли Каштанка выступать?
- Но что же случилось дальше? Это конец истории или нет?
Осмысление прочитанного, его эмоциональная оценка, выражение своего отношения (эссе, пятистишия, свободное письмо).
После динамичного чтения с остановками на этапе размышления учащиеся писали эссе "Что случилось с Каштанкой дальше?" Эта работа была написана в удивительной тишине, так как каждый выполнял увлекательную работу писателя – составлял свой текст, опираясь на собственные умения и навыки:
"Когда Каштанка шла вслед за мальчиком и столяром, она увидела знакомый подъезд и вспомнила комнату с грязными обоями, вспомнила гуся Ивана Иваныча, кота Федора Тимофеича и незнакомца, который приютил ее у себя и сытно кормил. Она скучала по всему этому. Но она не жалела, что ушла, потому что когда она была совсем маленькой, ее нашел мальчик по имени Федюшка. И теперь она живет с ними, и они любят ее". (А.Кайдарова)
"После того, как они пришли домой к столяру, Каштанка почувствовала родной запах. Она пробежалась по всему дому, как бы проверяя, не изменилось ли что-нибудь. Но ничего не изменилось, не считая нескольких полок, на которых пылились книги. "Ну, Каштанка, вот мы и дома!", – сказал Федюшка. На следующий день Каштанка видела незнакомца в цирке. Она обрадовалась. В ее сердце было счастье". (М. Алшимбаев)
Перечитывание текста – это тот прием, тот узел, в котором сплетается работа по углубленному пониманию текста и развитию навыка чтения. Стратегии Направленное чтение, Чтение с пометами, Многоуровневые вопросы помогают оценить глубину усвоения материала (всестороннюю, качественную). Отследить рост ученика возможно при помощи листа помет, тетради наблюдения за учащимися, трехуровневого интервью. Именно поисковая деятельность детей, самостоятельная работа по добыванию информации позволит ребенку перейти на ступень качественного восприятия текста. Методы коллективного обучения – "Читаем в паре, излагаем в паре", "Трехуровневое интервью" позволяют принять на себя ответственность за обучение других, критически подойти к себе, оценить себя, сформировать адекватную самооценку личности.
Необходимо, чтобы читатель, шаг за шагом поднимаясь по ступенькам познания искусства, постепенно проникал в художественно-образную ткань произведения, погружаясь в многомерный мир, созданный автором. Это позволит развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, сопереживать героям произведения, эмоционально откликаться на прочитанное.
Наблюдая за моими учениками в классе во время чтения, вижу, как горят их глаза желанием дочитать, понять, решить вопросы, возникшие после чтения, отстоять свою точку зрения и послушать соседа по парте. Все это, на мой взгляд, и является основными признаками качественного вдумчивого чтения, открывающего перед моими маленькими читателями необозримые горизонты неизведанного и по-настоящему прекрасного мира.