Преобразования, происходящие в обществе, порождают в образовании новые требования к подготовке детей к школе. Одним из них является развитие художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Художественно-творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребенка в целом. Как утверждают выдающиеся психологи Л.С.Выготский, Л.А.Венгер, Б.М.Теплов, Д.Б.Эльконин и др., основой художественно-творческих способностей являются общие способности. Если ребенок умеет анализировать, сравнивать, наблюдать, рассуждать, обобщать, то у него, как правило, обнаруживается высокий уровень интеллекта. Такой ребенок может быть одаренным и в других сферах: художественной, музыкальной, сфере социальных отношений (лидерство), психомоторной (спорт), творческой, где его будет отличать высокая способность к созданию новых идей. Исходя из анализа работ отечественных и зарубежных психологов, которые раскрывают свойства и качества творческой личности, мы выделили общие критерии творческих способностей: готовность к импровизации, оправданную экспрессивность, новизну, оригинальность, легкость ассоциирования, независимость мнений и оценок, особую чувствительность.
Именно театрализованная деятельность является уникальным средством развития художественно-творческих способностей детей. Решение задач, направленных на развитие художественно-творческих способностей, требует определения иной технологии, использования театральных методик и их комбинаций в целостном педагогическом процессе.
Рабочая гипотеза нашего исследования основывалась на следующем: если процесс формирования у детей художественно-творческих способностей будет опираться на инновационную модель “Детский сад как театр” (см. Приложение1), в основе которой лежит театрализованная игровая деятельность, на психолого - педагогические подходы в воспитании детей , на театральную педагогику К.С.Станиславского и на концепцию развития способностей, разработанную в исследованиях Н.С.Лейтеса, В.В.Крутецкого, Гильбуха и др., то результатом реализации модели будут:
- высокая степень выраженности у детей
художественно-творческих способностей, в том
числе актерских, режиссерских, музыкальных ,организаторских, литературных и др.
к моменту поступления в школу; - высокая степень проявления навыков социального поведения;
- возможность свободного выбора детьми средств и
способов художественной экспрессии
для решения целого комплекса творческих задач; - проявление личностных инновационных качеств.
Важнейшими условиями являются: атмосфера творческости в ДОУ, сотрудничество педагога и ребенка. Методика развития художественно-творческих способностей опирается на ряд положений театральной педагогики, разработанных К.С.Станиславским и его последователями: слияние физического и психического; “жизненная правда” (как будто на самом деле); сквозное действие (“передавать образ в зерне”); “кинолента” видений (работа творческого воображения).
Модель предполагает развитие задатков и раннее распознавание одаренности, основывается на ведущих принципах обучения и воспитания: гуманизации, проблемности, активности и самостоятельности, а также на специфических принципах, касающихся театрализованной деятельности: организация театральной среды, художественного общения и взаимодействия, совместного сопереживания
В нашей модели системообразующей деятельностью является театрализованная, которая переплетается с ролевой игрой, режиссерскими играми и абсолютно оригинальной системой - дидактическим театром. Художественно - эстетическое направление является приоритетным, оно включает: ритмику, хореографию, занятия по изодеятельности, музыку, риторику, шахматы, этику. Содержание и виды деятельности подбираются так, чтобы обеспечить успех каждому ребенку.
Основными задачами инновационной модели “ДОУ как театр” являются:
- Воспитание культурного зрителя;
- Развитие художественно - творческого мышления детей;
- Развитие коммуникативных способностей;
- Развитие творческого экспериментирования;
- Психологическая реабилитация личности.
В разработанной модели особую значимость представляет технология развития художественно - творческих способностей детей. Она реализуется в три этапа. На 1 этапе (зрительном) решаются задачи обогащения личного опыта ребенка через создание театрализованной среды, ознакомление с театральным этикетом и др.; задачи 2 этапа (артистического) - стимулирование самостоятельной художественной деятельности через использование заданий проблемного и творческого характера; на 3 этапе (режиссерском) осуществляется формирование обобщенных знаний и умений, связанных с театральным искусством; формирование творческих качеств личности, обеспечивающих ребенку способность вносить элементы новизны и оригинальности во все виды театрализованной деятельности; развитие фантазии, творческого воображения, интуиции. Результатом этого этапа являются собственно режиссерские работы детей.
Модель “ДОУ как театр” предполагает использование таких форм работы, как интегрированные занятия с включением разных видов театрального искусства; дидактические спектакли; игра; домашний театр; “театральная гостиная”; выпуск газет и журналов; создание видеотеки, видеоисторий, репетиции.
Отбор театрализованного содержания отвечает идеям гуманизации, обеспечивает социально-нравственную направленность личности.
Апробация данной модели позволила определить ее эффективность в развитии не только художественно-творческих способностей детей, но и личности в целом, что обеспечило хороший уровень готовности детей к школе и последующие их успехи в новом социальном статусе.