В последние годы личностно-ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство России. Такая популярность личностно-ориентированного подхода обусловлена рядом объективно существующих обстоятельств. Назову лишь некоторые из них. Во-первых, динамичное развитие российского общества требует формирования в человеке не столько социально типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ребенку стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме. Во-вторых, психологи и социологи отмечают, что нынешним школьникам свойственны прагматичность мыслей и действий, раскрепощённость и независимость, а это в свою очередь, детерминирует применение педагогами новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися. В-третьих, современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых, в демократизации её жизнедеятельности. Отсюда очевидна необходимость построения личностно-ориентированных систем обучения, а также и воспитания школьников.
Реализация идей личностно-ориентированного обучения в курсе школьной географии означает создание каждым школьником личностно-значимого образа мира, основанного на его личном опыте. Проблема активизации процесса обучения не может на современном этапе развития образовательных систем рассматриваться без учета личностной позиции обучаемого к процессу обучения.
В настоящее время повышение качества образования невозможно без удовлетворения личностных запросов, требований рыночной экономики и потребностей общества.
По мнению И.С. Якиманской, в современной психолого-педагогической науке появился принципиально новый подход к пониманию субъективной активности школьников.
“Суть его сводится к тому, что ученик не является только продуктом обучения (а при нем – результат обучения). Каждый ученик носитель индивидуального, личного (субъективного опыта). Он, прежде всего, стремится к раскрытию собственного потенциала, данного ему от природы в силу индивидуальной организации и нужно только помочь ему, предоставив соответствующие условия”.
Личностно-ориентированное обучение предполагает признание за каждым учащимся его самоценности, индивидуальности, его субъективный опыт постоянно согласуется с содержанием образования, обогащается и углубляется. Реализация идей личностно-ориентированного обучения в географии означает создание каждым учеником личностно-значимого образа мира, основанного на его собственном, субъективном опыте.
Главной формой обучения является урок. Урок направлен на развитие личности, воспитание географической культуры. Среди многих типов урока личностно-ориентированную направленность имеют уроки рефлексии, которые позволяют осознавать опыт внутреннего переживания, воспитывать чувства эмпатии, амплификации. На таких уроках я использую слайды, репродукции картин, фрагменты музыкальных произведений.
Так, в 8-ом классе при изучении темы “Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека” детям привожу пример, какие чувства испытывал писатель Даниил Андреев, находясь вечером на берегу реки Неруссы: “И когда луна вступила в круг моего зрения, бесшумно передвигаясь за узорно-узкой листвой развесистых ветвей ракиты, начались те часы, которые остаются едва ли не прекраснейшими в моей жизни, Тихо дыша, откинувшись навзничь на охапку сена, я слышал, как Нерусса струится не позади, в нескольких шагах за мной, но как бы сквозь мою собственную душу. Торжественно и бесшумно в поток, струившийся сквозь меня, влилось все, что было на Земле, и все, что могло быть в небе. В блаженстве, едва переносимом для человеческого сердца, я чувствовал так, будто стройные сферы, медлительно обращаясь, плыли во всемирном хороводе, но сквозь меня, и все то, что я мог помыслить или вообразить, охватывалось ликующим единством”. После этого отрывка детям задаю вопросы, “Был ли у вас подобный опыт слияния с природой? Какие переживания Вас охватывали?”. Далее учащиеся выполняют задание “Река моего детства”.
Другим вариантом уроков-рефлексий является обобщение “Подведем итоги”, на котором проходит оценка и самооценка учащихся. Как правило, вначале учащиеся оценивают себя сами (проставляя балы или плюсы), а затем в ходе обсуждения результатов самооценки происходит корректировка полученных результатов. Эти уроки провожу в “сильных” классах.
На уроках рефлексиях детей ставлю в ситуацию, которая позволяет им выразить свое “Я”, отношение к чему-то или кому-то, осознать свою деятельность. Приведу пример задания на самооценку при изучении темы “География Белгородской области”.
Известный ученый-географ и историк Л.Н.Гумилев писал: “Чтобы мы знали о прошлых веках, если бы не было ни памятников, увековечивших их в камне и бронзе, ни живописи, фресковой и станковой, ни письменности, повествующей о них в стихах и прозе. Ничего!”
А потом детям задаю вопросы.
- Какие памятники природы, истории и культуры сохранились в нашем городе?
- Каково их современное состояние?
- Какие чувства вы испытываете в связи с
проблемой их сохранности;
— огорчение беспокойство из-за невозможности их восстановления;
— надежду, уверенность в возможности преодоления этого состояния;
— потребность в выявлении и паспортизации памятников природы, истории, культуры;
— желание оказать посильную помощь в восстановлении памятников;
— отсутствие эмоциональных откликов.
Реализовать сложные задачи по развитию личности школьника (наряду с другими условиями) позволяет лекционно-семинарская система обучения. Лекционно-семинарская система обучения имеет ряд существенных преимуществ:
- осознанность школьниками процесса учения;
- возможность активного включения в него;
- планирования ими своей деятельности;
- возможность строить учебный процесс на разных уровнях сложности;
- широко использовать нетрадиционные формы обучения и т.д.
Лекционно-семинарские занятия практикую в 9-10-х классах, а отдельные его элементы в 6-8-х классах.
Умение слушать необходимо каждому человеку в любых жизненных ситуациях, и этому необходимо учить. Слушание лекции – это сложный творческий процесс, к которому учеников начинаю готовить с 6-го класса, постепенно увеличивая время на объяснение и рассказ, давая при этом определенные задания с учетом возраста и подготовки школьников.
Мною разработаны памятки для учащихся, как обучиться слушать лекцию, рекомендации учащимся для работы на семинарских занятиях, правила проведения урока-диалога, и другие.
Слушать лекцию — это значит, понимать содержание, запоминать, выделять главное в содержании краткими записями, составлять план, графический конспект. Проведение лекций приводит, как правило, к перегруппировке материала.
Так, в 10-ом классе практикую уроки-лекции по темам “Взаимодействие общества и природы”, “Численность населения Земли”, “География промышленности”, “Общая характеристика хозяйства Латинской Америки”, и другие.
Умение красиво и грамотно говорить, аргументировать и отстаивать свое мнение необходимо в современном обществе. Развитию этого способствует семинар.
Семинар — такая форма обучения, при котором источником информации являются сами ученики.
На семинаре в результате предварительной работы над программным материалом решаем задачи познавательного, развивающего и воспитательного характера. По уровню познавательной активности школьников выделяют традиционные и проблемные материалы.
На традиционном семинаре высокая самостоятельная активность наблюдается лишь у тех детей, которые выступают с сообщениями и у обсуждающих их, поэтому я отдаю предпочтение проблемным семинарам.
Проблемные семинары дают возможность каждому ученику отстаивать свою точку зрения, принимать решения. Так, например, в 10-ом классе, рассматривая тему “Городское и сельское население”, выношу на обсуждение следующие вопросы дискуссионного плана:
- Можно ли утверждать, что человечество вступило на путь превращения нашей Земли в “планету-город”?
- Существует ли взаимосвязь между уровнем экономического развития и наличием крупных городов?
- Урбанизация – благо или зло для планеты?
- Как можно прокормить все увеличивающееся население Земли?
- Процесс урбанизации носит стихийный характер или им можно управлять?
Отличительной особенностью личностно-ориентированных технологий является ориентация на диалогические способы общения, умение выслушать и понять друг друга. Уроки-диалоги — это занятия, которые строятся на неожиданных для учащихся вопросах в отличие от семинаров, когда они известны за две-три недели.
Диалог всегда обмен взглядами, чувствами между двумя и более учащимися, когда встречается свое “Я” и отношение к чему-то, после чего уточняется автономное “Я”. Основными особенностями диалога являются: проблемность, присущая географическому содержанию, ставшему предметом диалога, значимость для ученика проблемной ситуации, интерес к содержанию, а так же к процессу диалога и субъектам общения, незавершенность диалога как способа реализации потребностей учащихся, готовность школьника к обмену ценностями и его ориентировки в системе многообразных ценностей и др.
Диалоги, как правило, на уроках возникают между учителем и классом. Это когда дети обсуждают какой-либо спорный вопрос, проблему с целью нахождения способа ее решения.
Диалог провожу, также разбивая класс на группы.
Так, в 9-ом классе изучая социально-экономические особенности Поволжья, подчеркиваю, что бассейн Волги занимает 8% площади России, здесь сконцентрировано почти 45% промышленного производства страны и проживает 65 млн. человек, причем ? которых – городские жители. Экономические проблемы на этой территории наиболее остры. По мере изучения этапов освоения территории учащиеся исследуют деятельность человека как экономического фактора, выявляют реальные противоречия между обществом и природой. В ходе взаимодействия друг с другом школьники обсуждают следующие диалогические ситуации. Привожу примеры лишь некоторых из них.
Волгу образно называют Волгой-матушкой, великой рекой, главной улицей России. Ее воспевают в песнях, о ней слагают стихи. Как вы считаете, почему у русского народа такая любовь к реке?
Широкие круги населения и некоторые специалисты считают, что положение Волги было бы иным, если бы не было водохранилищ, затопивших плодородные земли, замедляющих сток реки, и плотин-тромбов, появившихся в ее русле. Другая группа утверждает, что строительство ГЭС на Волге вызвано необходимостью решения многих задач: Волжско-Камский каскад дает 20% электроэнергии, производимой на ГЭС в России. Обеспечивает водными ресурсами промышленные центры. На его долю приходится половина уловов рыбы внутренних водоемов. А потом приглашаю детей принять участие в дискуссии: “Какую точку зрения и почему вы будете отстаивать”?
Авторы книги “От Твери до Астрахани” братья Богомоловы в 1862 году писали о том, что ныне кажется сказкой: “Вода Волги чиста, прозрачна и не имеет вкуса, мягка и сильно напитана воздухом. Если взболтать ее в закупоренной бутылке, она пузырится, подобно вину”. А вот что пишет нам современник Ф.Шипунов: “Самоочищаемость Волги… снизилась в десятки раз, и она стала на большом протяжении антисанитарным водоемом. В ней обнаружено более миллиона химических веществ, многие из которых токсичны. Донные и взвешенные наносы, поступающие с территории бассейна и раннее удобрявшие пойменные и заливные земли, на 90-95% задерживаются в водохранилищах и откладываются на их днищах, загрязняя воду и теряясь безвозмездно”. Затем вызываю учащихся на дискуссию, задаю вопрос: как решить проблему Волги? Какую роль в этой проблеме занимает экологическая культура человека? Выскажите свое мнение.
Иногда диалог проходит между группой учеников (называю группу командой знатоков) и классом. Подбираю детям литературу, помогаю отобрать наиболее важные географические данные, составить вопросы. Все остальные учащиеся при этом готовят интересующие их вопросы. Команда знатоков готовит вопросы заранее. Например, варианты вопросов на уроке-диалоге в 10-ом классе “Индия” следующие:
Как индустриальное развитие учитывало особенности хозяйства страны? В чем они заключались? Есть ли закономерность в размещении индийских городов? В чем она проявляется? Чем объяснить, что часть х/б тканей производится в районах Бомбея, а джутовых в Калькутте и др. вопросы? Как правило, на уроки-диалоги подбираю такие темы, с содержанием которых учащиеся могут быть знакомы на уровне бытовых знаний, телевидения, (например при изучении отдельных стран). Такие уроки заканчиваются коллективным обсуждением.
Рассматривая игру учащихся как феномен общечеловеческой культуры, считаю, что она направлена на взаимодействие друг с другом по обсуждению различных географических проблем. Игры с географическим содержанием позволяют учащимся моделировать деятельность специалистов в конкретной области, принимать важные решения и делать выводы, проектировать различные объекты, усваивать основные правила поведения в природе и обществе и т.д.
Реализация творческого потенциала учащихся возможна также через различного рода творческие работы детей, рефераты. Иногда итоговый контроль по отдельным темам организую, как защиту рефератов. Перед защитой рефератов провожу индивидуальные и групповые консультации. Так в 10-ом классе по теме “География населения мира” детям предлагаю следующие темы рефератов:
- География религий, ее влияние на социальные и экономические проблемы мира.
- Национальные проблемы в отдельных странах, пути и методы решения.
- Урбанизация, как всемирный процесс (современный этап и прогнозы на будущее).
- Демографическая проблема мира.
Каждый ребенок в силу наследственности имеет определенный набор задатков, которые у него и должны развиваться в процессе обучения, но определенная социальная среда обитания подростка позволяет раскрыться не всем задаткам.
Кроме этого, ряд индивидуальных черт характера — любознательность, трудоспособность, усидчивость и многие другие, дифференцируют учеников еще больше. И, наконец, такие житейские вещи, как доход и экономические возможности семьи, разделяют детей и по степени доступности географической информации. Использую личностно-ориентирующую технологию, обучение на основе полного усвоения с дифференциацией по степени обученности учащихся. В целях обеспечения определенного уровня овладения знаниями, умениями, навыками, а также самостоятельности в учении мною разработаны разноуровневые задания, практические работы.
Карточки 3-х уровневого контроля. Первый блок вопросов на репродуктивном уровне, ответы на которые легко найти в текстах учебника. Это в основном понятия, например в 9-ом классе отраслевой состав межотраслевого комплекса, факторы их размещения и другие вопросы.
Второй блок вопросов — творческого, поискового уровня. Как правило, формулировка начинается со слов: “Почему…?”, “Сравните…”, “Каковы причины возникновения…?”, “Что общего…?” и т.п. Приведу лишь некоторые.
- В чем вы видите различие между понятиями “трудоемкое” и “металлоемкое” машиностроение. Приведите подтверждающие примеры.
- Сравните рельеф Южной Америки и Африки. Что общего и в чем различие.
Третий блок – вопросы на проблемном уровне. Как, по мере хозяйственного развития Поволжья, углублялись экономические проблемы Волги. Каковы первопричины возникновения одной из глобальных проблем человечества — продовольственной.
Такие задания помогают мне не только выявить уровень знаний учащихся, но и уровень их мыслительной способности, готовность класса к уроку “Деловая игра”, “Урок-дискуссия” и т.д.
Технология личностно-ориентированного подхода в обучении, рассчитанная на раскрытие потенциальных возможностей личности, осуществляется при всем многообразии методов и форм обучения.
Уникальность школьного курса географии заключается в том, что это единственный предмет, объединяющий знания о природе и социально-экономическом повседневном окружении подростка, следовательно, географические знания могут стать базой для разнообразной практической его деятельности, в творческом росте личности подростка. География является для подростка не только источником новых сведений о мире, не только инструментом познания части объективной деятельности, но и необходимым фактором его нормального психологического развития. В настоящее время проблемы творческого становления молодого поколения приобретают приоритетное значение, как для системы образования, так и для развития общества в целом, для исторической судьбы России в ближайшие десятилетия.