Цели урока:
- обобщить и систематизировать знания по теме "Решение систем линейных уравнений";
- развивать интерес к предмету, демонстрируя лаконичность и красоту решений;
- воспитывать творческую личность ребенка методом активного развития знаний;
- познакомить с прикладным применением систем линейных уравнений.
Игра построена по принципу игры "Пять на пять". На доске игровое поле-квадрат разделено на 25 секторов (5 на 5), все они закрыты цветными (съемными) квадратами, обозначающими способы решения систем линейных уравнений. На обратной стороне съемных квадратов записаны задания.
№ команды № задания |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 синие квадраты | |||||
2 красные квадраты | |||||
3 фиолетовые квадраты | |||||
4 зеленые квадраты | |||||
5 желтые квадраты |
Синий – способ подстановки.
Красный – способ сложения.
Фиолетовый – способ замены переменной.
Зеленый – системы трех уравнений с тремя
неизвестными.
Желтый – задача.
Класс разделен на 5 команд по 5 человек и сидят за пятью игровыми столами. Каждая команда выбирает из своего столбца 1 квадрат с любым заданием, и каждый ученик решает его в тетради с подробной записью. Получив ответы, члены команды сверяют их друг с другом (помогают, контролируют) и букву, соответствующую в "ключе" верному ответу, записывают на доске, на месте взятого квадрата. И так все 5 заданий. В результате в конце урока на доске в столбцах будут записаны 5 слов:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
В | Б | Т | И | И |
Е | Р | О | Г | Д |
Р | А | Ч | Р | Е |
Н | В | К | Е | А |
О | О | А | К | Л |
В конце урока демонстрируются области применения систем линейных уравнений с двумя неизвестными.
a1x+b1x=c1 a2x+b2x=c2 |
- Инженер-электрик: "Это уравнение напряжения или токов в электрической цепи с активными сопротивлениями."
- Инженер-плановик: "Это уравнения для расчета загрузки станков."
- Инженер-строитель: "Это уравнения связывающие силы и деформации какой-то конструкции."
- Инженер-механик: "Это уравнения равновесия сил системы рычагов и пружин."
- Математик: "Это система двух линейных уравнений с двумя неизвестными."
Задания командам.
№1.
1 | 2 | 3 | 4 | ||||||||
|
|
|
|
5) В двух баках содержалось 140 литров воды. Когда из 1 бака взяли 26 л. воды, а из 2-го – 60 л., то в 1 баке осталось в 2 раза больше воды, чем во втором. Сколько литров воды было в каждом баке первоначально?
№2.
1 | 2 | 3 | 4 | ||||||||
|
|
|
|
5) В одном бидоне на 5 литров молока больше, чем в другом. Если из первого бидона перелить во второй 8 литров молока, то во втором бидоне молока станет в 2 раза больше, чем в первом. Сколько литров молока в каждом бидоне?
№3
1 | 2 | 3 | 4 | ||||||||
|
|
|
|
5) Отец старше дочери на 26 лет, а через 4 года будет старше её в 3 раза. Сколько лет отцу и сколько дочери?
№4
1 | 2 | 3 | 4 | ||||||||
|
|
|
|
5) На станцию доставили удобрения и цемент. В первый день вывезли половину цемента и 1/3 удобрений, что составило 8 тонн. Во второй день было вывезено 3/4 оставшегося цемента и половина оставшихся удобрений – всего 7 тонн. Сколько удобрений и сколько цемента было доставлено на станцию?
№5
1 | 2 | 3 | 4 | ||||||||
|
|
|
|
5) За две куртки и брюки было уплачено 160 рублей. После снижения цен на куртку на 20%, а на брюки на 25% такая покупка обошлась бы в 125 рублей. Какова была стоимость куртки и брюк до снижения цен?
Ключи.
№1
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
(1;4)- К (2;1)- У (1;2)- В |
(8;9)- Е (9;8)- Ф (4;2)- Д |
(1/6;1/2)- А (1/3;1/5)- П (1/5;1/3)- Р |
x = 2; y = 3; z = 4 - Б x = 1; y = 2; z = 3 - Н |
62л., 78л. - О 26л., 87л.- Ю |
№2
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
(-2;-2)- Б (-2;2)- У (4;8)- М |
(2;4)- К (5;1)- Р |
(4;3)- Л (1/3;1/4)- Ф (1/4;1/3)- А |
x = 2; y = 4; z = 7 - Я x = -2; y = -4; z = 7 - В |
7л., 24л. - Ю 19л., 14л. - О |
№3
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
(2;5)- Б (0;10)- У (10;0)- Т |
(4;7)- Г (2;7)- О (15;2)- Д |
(1;1/3)- Е (1/3;1)- Ч (0;1\4)- М |
x = 4; y = -2; z = 5 - Л x = 4; y = 2; z = 5 - К |
36; 3 - Ю 35; 9 - А |
№4
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
(1;2)- А (12;15)- Б (15;12)- И |
(3;1)- Г (-1;3)- Д (0;4)- Л |
(-1/2;1/3)- М (1/3;1/2)- Р (1;0)- Ф |
x = -4; y = -1; z = 3 - У x = 4; y = 3; z = 1 - Е |
18т., 12т. - Я 12т., 8т. - К |
№5
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
(7;0)- П (2;5)- И (-5;2)- Б |
(7;5)- Д (-5;-7)- В (1;4)- Г |
(-1/5;1/4)- Ж (4;5)- З (-1/4;1/5)- Е |
x = -2; y = 1; z = 3 - К x = 3; y = 2; z = 1 - А |
70;80- Т 50;60- Л |