Урок-игра по теме: "Системы линейных уравнений". 7-й класс

Разделы: Математика

Класс: 7


Цели урока:

  • обобщить и систематизировать знания по теме "Решение систем линейных уравнений";
  • развивать интерес к предмету, демонстрируя лаконичность и красоту решений;
  • воспитывать творческую личность ребенка методом активного развития знаний;
  • познакомить с прикладным применением систем линейных уравнений.

Игра построена по принципу игры "Пять на пять". На доске игровое поле-квадрат разделено на 25 секторов (5 на 5), все они закрыты цветными (съемными) квадратами, обозначающими способы решения систем линейных уравнений. На обратной стороне съемных квадратов записаны задания.

   № команды

№ задания

  1    2    3    4    5 
1 синие квадраты          
красные квадраты          
3 фиолетовые квадраты          
зеленые квадраты          
5 желтые квадраты          

Синий – способ подстановки.
Красный –
способ сложения.
Фиолетовый –
способ замены переменной.
Зеленый –
системы трех уравнений с тремя неизвестными.
Желтый –
задача.

Класс разделен на 5 команд по 5 человек и сидят за пятью игровыми столами. Каждая команда выбирает из своего столбца 1 квадрат с любым заданием, и каждый ученик решает его в тетради с подробной записью. Получив ответы, члены команды сверяют их друг с другом (помогают, контролируют) и букву, соответствующую в "ключе" верному ответу, записывают на доске, на месте взятого квадрата. И так  все 5 заданий. В результате в конце урока на доске в столбцах будут записаны 5 слов:

1 2 3 4 5
В Б Т И И
Е Р О Г Д
Р А Ч Р Е
Н В К Е А
О О А К Л

В конце урока демонстрируются области применения систем линейных уравнений с двумя неизвестными.

a1x+b1x=c1
a2x+b2x=c2
  • Инженер-электрик: "Это уравнение напряжения или токов в электрической цепи с активными сопротивлениями."
  • Инженер-плановик: "Это уравнения для расчета загрузки станков."
  • Инженер-строитель: "Это уравнения связывающие силы и деформации какой-то конструкции."
  • Инженер-механик: "Это уравнения равновесия сил системы рычагов и пружин."
  • Математик: "Это система двух линейных уравнений с двумя неизвестными."

Задания командам.

№1.

1 2 3 4
3(x-y)+5x = 2(3x-2) 
4x-2(x+y) = 4-3y
x/2-y/3 = 1
x/4+2y/3 = 8 
1/x+2/y = 11 
1/x-2/y = -1
x-y+z = 2 
x+y = 3
z-y = 1

5) В двух баках содержалось 140 литров воды. Когда из 1 бака взяли 26 л. воды, а из 2-го – 60 л., то в 1 баке осталось в 2 раза больше воды, чем во втором. Сколько литров воды было в каждом баке первоначально?

№2.

1 2 3 4
2-5(0,2y-2x) = 3(3x+2)+2y  
4(x-2y)-(2x+y) = 2-2(2x+y)
2x+(x-y)/4 = 11
3y-(x+y)/3 = 1
5/x-6/y = 2 
10/x-9/y = 13
x+y+z = 1 
x-y = 2
y+z = 3

5) В одном бидоне на 5 литров молока больше, чем в другом. Если из первого бидона перелить во второй 8 литров молока, то во втором бидоне молока станет в 2 раза больше, чем в первом. Сколько литров молока в каждом бидоне?

№3

1 2 3 4
10+5(x-5y) = 6(x-4y)
2x+3(y+5) = -5-2(y-2x) 
5x-(x-y)/5 = 11
2y-(x+y)/3 = 11 
2/x-1/y = 5
2/x+1/y = 7
x+y = z+1
z-y = 3
x = 2y

5) Отец старше дочери на 26 лет, а через 4 года будет старше её в 3 раза. Сколько лет отцу и сколько дочери?

№4

1 2 3 4
(x+y)/9-(x-y)/2 = 2
(2x-7)/6-(3x+2y)/3 = -20
1/x - 1/y = 1
2/x - 1/2y = 5 
(x+3)(y+5) = (x+1)(y+8)
(2x-3)(5y+7) = (5x-6)(2y+2)
x-y-z = 0
x+y-z = 6
x+y+z = 8 

5) На станцию доставили удобрения и цемент. В первый день вывезли половину цемента и 1/3 удобрений, что составило 8 тонн. Во второй день было вывезено 3/4 оставшегося цемента и половина оставшихся удобрений – всего 7 тонн. Сколько удобрений и сколько цемента было доставлено на станцию?

№5

1 2 3 4
7x-2y)/2+2x = 6
(5y-8x)/3 - y = -2
(x+5)(y-2) = (x+2)(y-1)
(x-4)(y+7) = (x-3)(y+4) 
1/x + 1/y = 1
1/2x + 2/y = 8
x+y+z = 6 
x+y-z = 4
x-y-z = 0

5) За две куртки и брюки было уплачено 160 рублей. После снижения цен на куртку на 20%, а на брюки на 25% такая покупка обошлась бы в 125 рублей. Какова была стоимость куртки и брюк до снижения цен?

 Ключи.

№1

1 2 3 4 5
  (1;4)- К
  (2;1)- У
  (1;2)- В 
  (8;9)- Е
  (9;8)- Ф
  (4;2)- Д 
  (1/6;1/2)- А 
  (1/3;1/5)- П
  (1/5;1/3)- Р
  x = 2; y = 3; z = 4 - Б 
  x = 1; y = 2; z = 3 - Н
  62л., 78л. - О 
  26л., 87л.- Ю

№2

1 2 3 4 5
  (-2;-2)- Б
  (-2;2)- У 
  (4;8)- М
  (2;4)- К
  (5;1)- Р
  (4;3)- Л
  (1/3;1/4)- Ф
  (1/4;1/3)- А 
  x = 2; y = 4; z = 7 - Я
  x = -2; y = -4; z = 7 - В 
  7л., 24л. - Ю
  19л., 14л. - О 

№3

1 2 3 4 5
  (2;5)- Б
  (0;10)- У
  (10;0)- Т 
  (4;7)- Г
  (2;7)- О
  (15;2)- Д 
  (1;1/3)- Е
  (1/3;1)- Ч
  (0;1\4)- М 
  x = 4; y = -2; z = 5 - Л 
  x = 4; y = 2; z = 5 - К
  36; 3 - Ю 
  35; 9 - А 

№4

1 2 3 4 5
  (1;2)- А
  (12;15)- Б
  (15;12)- И 
  (3;1)- Г
  (-1;3)- Д 
  (0;4)- Л
  (-1/2;1/3)- М  
  (1/3;1/2)- Р
  (1;0)- Ф
  x = -4; y = -1; z = 3 - У 
  x = 4; y = 3; z = 1 - Е
  18т., 12т. - Я 
  12т., 8т. - К

№5

1 2 3 4 5
  (7;0)- П
  (2;5)- И
  (-5;2)- Б 
  (7;5)- Д
  (-5;-7)- В 
  (1;4)- Г
  (-1/5;1/4)- Ж 
  (4;5)- З
  (-1/4;1/5)- Е
  x = -2; y = 1; z = 3 - К 
  x = 3; y = 2; z = 1 - А
  70;80- Т
  50;60- Л