План урока по английскому языку в 10-м классе по теме: "Животные" (Reward – как фрагмент урока)

Разделы: Иностранные языки


Все началось с того, что я посетила пресс-конференцию, посвященную скорому выходу мультимедийного учебника “REWARD” от фирмы “Новый диск”. Эта конференция состоялась в библиотеке Иностранной литературы. На ней выступал автор курса “REWARD” (президент Всемирной Ассоциации Учителей английского языка, как иностранного) Саймон Гринол. Видимо, он действительно хороший педагог; речь его была очень понятной и доброжелательной.

Гринол рассказал, что сначала курс был сделан, естественно, в виде книги пособий. Этот курс широко известен по всему миру. Рассчитан, в основном, на занятия с педагогом, для чего к основным учебникам прилагаются методички с разработкой уроков. Понравилось мне то, что методички представлены в двух вариантах: для начинающих учителей , с подробно расписанным ведением урока, и для учителей уже имеющих свои наработанные приемы и подходы – для них дается просто краткий конспект урока. Мне очень понравились эти учебники.

Потом на большом экране показали курс “REWARD”, который был сделан на CD дисках для индивидуальных занятий. Надо сказать, что весь курс состоит из 5 уровней. На CD дисках представлено четыре уровня (исключен самый первый, простейший). Каждый уровень состоит из двух дисков. И это не удивительно, потому что там включены и тексты, и аудиоматериалы, и видеоуроки. Мне очень понравилось построение уроков. Например, что при выполнении заданий можно использовать разные варианты работы с текстом: или выбрать слова из представленных и перетаскивать их мышкой в нужное место, или просто набивать слова на клавиатуре, или произносить их в микрофон. Только произносить их надо правильно, а то компьютер может не понять.

Для того, чтобы научиться правильно произносить английские слова, там существует так называемая визуализация произношения. То есть учащийся сначала слышит правильное произношение слова и видит на экране правильную осциллограмму, потом произносит сам это же слово и видит свою осциллограмму. Сразу же можно сравнить, что и где было произнесено неправильно. Так, можно произносить слово до тех пор, пока не будет достигнут результат.

Это, на мой взгляд, одно из существенных преимуществ занятий на компьютере, а не по книге.

Видеоурок тоже несколько отличается от обычного просмотра видеокассеты. Прежде всего, тем, что если не можешь понять сразу о чем там говорят, то можно включить субтитры на русском языке. Просматривая повторно и уже имея представление о теме беседы, можно включить субтитры на английском. Видеоурок в такой форме вносит живую конкретику, привлекательную для учащихся. Это достигается благодаря обсуждению на уроке актуальных событий, привлечению дополнительного, познавательного материала. Урок оживает.

Есть в этом курсе и встроенный словарь, к которому можно обращаться во время работы над упражнениями, более того, если какого-то слова нет, его можно туда вписать, то есть составить свой собственный словарь. Так учащийся пополняет свой собственный словарный запас.

Для тех, кто может использовать Интернет, есть еще и раздел “Новости”. Щелкнув по этой надписи, вы попадаете на страницу с новостями, текст которых адаптирован к тому уровню, на котором вы сейчас находитесь. Какая замечательная возможность потренироваться в чтении текстов на английском языке!

Большой интерес вызывают сетевые игры с языковыми заданиями, дополняющие процесс обучения элементами соревнования. Игр всего пять: “Морской бой”, “Аукцион букв”, “Скалолаз”, “Вирус”, “Сундук с сокровищами”. Играть могут двое или более человек. Например, “Морской бой” – подобие известной игры, но с одной загвоздкой. Вы обнаруживаете вражеский корабль, но уничтожить его не сможете, пока не ответите на заданный вопрос по грамматике.

На Российском рынке новинка “REWARD” заявлена как один из самых полных и объемных мультимедийных учебников английского. В нем 4 уровня, каждый уровень рассчитан на 155 часов занятий. В курс входят 198 уроков. 29 контрольных работ, не менее 11 часов аудиоматериала, 5 часов видео, множество упражнений (около 5 тысяч). Характеристикой полноты является то, что первые диски рассчитаны на ученика с низким уровнем знаний и навыков (но не абсолютный нуль), а последние – на учащегося, владеющего языком почти в совершенстве.

На всех дисках “REWARD” в каждом уроке программы есть упражнения, помеченные на экране значком в виде конверта. В одном уроке их может быть от одного до шести. По содержанию это письменные задания творческого характера: составить рассказ об услышанном, увиденном, пересказать что-либо своими словами и так далее. Выставить оценку за такую работу машина не может.

Компьютерная трактовка “REWARD” одобрена автором курса Саймоном Грином. “Никто не знает точно, как мы учим язык”, - замечает Саймон, - “но есть проверенная схема обучения “REWARD”. В новом мультимедиа – издании возможности компьютера сочетаются с работой живого преподавателя, которого машина не заменит никогда.”

Я не совсем согласна с этой трактовкой. Проанализировав особенности психолого-педагогических условий осуществления дистанционного обучения иностранным языкам через компьютерную сеть, я пришла к выводу, что главной особенностью следует считать специфический опосредованный характер телекоммуникационного общения учитель – ученик и связанные с этим ограниченные возможности их межличностного взаимодействия. Реальные возможности такого взаимодействия не позволяют учителю выполнить функцию главного источника учебной информации так же интенсивно и эффективно, как при живом общении, направлять и стимулировать ход учебного процесса. В условиях телекоммуникационного общения с учеником учитель практически не имеет возможности подключать к учебному процессу такие важные личностные качества, как манера поведения, мимика, жесты, интонация, – словом многое из того, что составляет психологический арсенал педагогических искусств.

Проблема состоит в следующем: как обеспечить достижения поставленных целей при ограниченных возможностях учителя управлять ходом учебного процесса, и какими методическими средствами можно компенсировать дефицит интенсивности этого управления, а так же достижения гарантированных результатов обучения, независимо от индивидуальных особенностей учителя, его педагогических умений и творческого потенциала. Я считаю, что “REWARD” решает эту проблему наполовину, но его технологическая педагогика не требует идентификации целей обучения, она не может претендовать на гарантированную воспроизводимость результатов обучения. Поэтому я предлагаю компромисс, т.е. ввести “REWARD” как фрагмент урока. Для этого необходимо применить пошаговую организацию учебного процесса. Необходимо разработать цепочки учебных действий, выполняя которые ученик продвигался бы к достижению этих целей. При этом, чтобы процесс обучения был управляемым, необходимо обучающие учебные действия чередовать с контролирующими, предназначенными для диагностирования усвоенного учебного материала и выработки при необходимости корректирующих действий учителя. Тем самым, обеспечивается пошаговая обратная связь и, следовательно, пошаговая управляемость учебного процесса. Используя систему “REWARD” как фрагмент урока, учитель сможет управлять ходом учебного процесса, развить свой творческий потенциал и творческий потенциал учащихся.

Я предлагаю рассмотреть использования “REWARD” как фрагмент урока на примере темы “Животные” в 10-м классе.

Тема: “ Животные”.

Цели:

  • представить новый лексический материал на базе уже знакомой лексики,
  • обсудить роль животного в общении с человеком.

Оснащение урока:

  • REWARD,
  • учебник.

Ход урока.

На дисплее высвечивается картинка с животными

 

Рисунок 1.

Учитель задает вопрос. Какое животное можно назвать экзотическим? Учащиеся ведут дискуссию по вопросу в парах 1-2 минуты, затем отвечают на вопрос учителя. Затем учитель задает вопрос. Что означает слово экзотический?

Новый лексический материал вводится на базе компьютерного урока № 22 ( 1 – 2 стр.)

“REWARD” по теме “ Дикий и красивый”.

  • Отрабатывается произношение знакомой и незнакомой лексики при помощи осциллограммы, т.е. осуществляется визуализация произношения.
  • Выполняются упражнения направленные на запоминание лексического материала:

Выбрать слова из представленных и перетащить их мышкой в нужное место, набить слово на клавиатуре, произнести слово в микрофон

Ответить на вопросы учителя. Какие из животных ( изученных выше ) являются дикими, домашними, экзотическими? Ученик отвечает, а учитель контролирует его произношение.

Работа с учебником “New Millennium English”.

Расширение нового лексического материала дается на основе упражнения в учебнике, в котором необходимо при помощи таблицы классифицировать животных на млекопитающие, пресмыкающиеся, амфибии, птицы, рыбы, насекомые.

Рисунок 2.

Задание выполняется устно.

Далее учащимся предлагается на основе уже отработанного на уроке материала по учебнику и системе “REWARD” создать свой файл и классифицировать животных самостоятельно. Оформление может быть разным. Учащийся может работать в любой программе. Результат оценивается учителем и учащимися.