Общеизвестно, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности учеников в этом процессе. В настоящее время педагоги пытаются найти наиболее эффективные методы обучения для активизации и развития у учащихся познавательного интереса к содержанию обучения. В связи с этим много вопросов связано с использованием на уроках занимательного материала. И среди них особое значение уделяется дидактическим играм на уроках математики.
В практике начальной школы имеется опыт использования игр на этапе повторения и закрепления изученного материала и крайне редко применяются игры для получения новых знаний.
Конспект урока математики в 1-м классе
Тема: “Состав числа 12”
Задачи урока:
1. Образовательная: познакомить учащихся с составом числа 12, повторить образование числа 11, закрепить понятие однозначного и двузначного числа.
2. Развивающая: развивать логическое мышление, внимание, математический язык.
3. Воспитательная: поддерживать интерес к урокам математики.
Оборудование: карточки с цифрами, домик, таблица с ответами на загадку, учебник Н.Б.Истоминой “Математика, 1 класс”, 2000 г., тетрадь.
Содержание урока:
Орг. момент |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||||||||||||||||||||||
- Начнём урок с повторения. Сейчас мы с вами поиграем в игру “Хлопки”. Поставьте руки на стол и хлопните в ладоши один раз. Это будет однозначное число, а два раза – когда называется двузначное число. | ||||||||||||||||||||||||||
- Итак, когда вы хлопаете один раз, а когда два? | Дети отвечают: 1 раз – однозначное число, 2 раза – двузначное число. |
|||||||||||||||||||||||||
- Чем отличаются двузначные числа от
однозначных? - Начнём игру. Числа: 2, 17, 18, 7, 11, 1, 20, 5,
19, 4, … Молодцы, все справились. - Посмотрите, на
доске записаны выражения: 9 + 8 8 + 4 7 + 6 6 + 5 |
||||||||||||||||||||||||||
- Прочитайте выражение, найдите его
значение. Итак, чему равно первое выражение? Как
решали? Аналогично решаются остальные выражения. |
(9 + 1 + 7 = 17). | |||||||||||||||||||||||||
- Какие ответы у нас получились? - Назовите эти числа в порядке возрастания. | (17, 13, 12, 11 – записываются на доске) | |||||||||||||||||||||||||
- Чем они похожи? | (Все двузначные) | |||||||||||||||||||||||||
- Догадайтесь, по какому признаку число 17 может быть лишним среди остальных чисел? | (Оно больше остальных не на один) | |||||||||||||||||||||||||
- Каким числом можно заменить 17, чтобы не нарушить построения? | (14 или 10) | |||||||||||||||||||||||||
Игра | - Следующее задание - игра “Рассели
жильцов”. Ребята, жильцами математического дома
являются цифры и математические знаки. Какие
математические знаки вы знаете? Нам нужно
вставить в окошки недостающие знак или цифру.
|
Дети выполняют задания, выходя к доске по одному. | ||||||||||||||||||||||||
- Следующее задание будет такое. У меня в руках две карточки с числами. На них написаны два числа, если их сложить, то получится число 11. Угадайте, какие числа записаны на карточках? Объясните. - Теперь проверим, я открываю карточки. | 9 и 2, 8 и 3, 7 и 4 и т.д. | |||||||||||||||||||||||||
Постановка цели | - Сегодня на уроке мы познакомимся с составом числа 12. | |||||||||||||||||||||||||
Объяснение нового материала | Оформление тетрадей, страница учебника 123, № 128. | Работа в тетради, с учебником. | ||||||||||||||||||||||||
- Посмотрите внимательно на иллюстрацию и скажите, чем они все похожи? - Чем отличаются? На сколько кругов? | (Увеличиваются круги вне треугольника и в треугольнике) | |||||||||||||||||||||||||
- А теперь посмотрим на ряд выражений. Догадайтесь, какому рисунку соответствует каждое выражение? | Дети сопоставляют рисунки и выражения. | |||||||||||||||||||||||||
- Найдите первое выражение. Прочтите его
(10+2). Какой рисунок соответствует выражению? Почему? |
10+2 (Первый) | |||||||||||||||||||||||||
- Чему равно значение выражения? На каком именно числовом луче отмечено это выражение? Объясните, что показано стрелкой. | (12) | |||||||||||||||||||||||||
- Рассмотри второе выражение (8+4). Какой
рисунок ему соответствует? Докажите? Чему равно выражение? Найдите луч, на котором отмечено этот выражение. |
(8+4) (12) | |||||||||||||||||||||||||
Аналогично решаются остальные выражения 6+6, 7+5, 9+3. Выражения записываются на доске, а учащиеся записывают их в тетрадь. | ||||||||||||||||||||||||||
- Чем похожи равенства? | (Одинаковый ответ) | |||||||||||||||||||||||||
- Что мы можем сказать обо всех равенствах? | (Они образуют числа 12) | |||||||||||||||||||||||||
- Все ли варианты состава числа 12 мы написали? (не все) | ||||||||||||||||||||||||||
- Каких не хватает? (5+7, 4+8, 3+9, 2+10, 1+11) Давайте их тоже запишем в тетрадь. | (5+7, 4+8, 3+9, 2+10, 1+11) | |||||||||||||||||||||||||
- Вывод: Итак, ребята, 12 – это сумма чисел … | Дети заканчивают предложение. | |||||||||||||||||||||||||
Физминутка | - Вы хорошо поработали, а теперь давайте
отдохнём. Слушайте меня внимательно и повторяйте
за мной. Буратино потянулся, Раз нагнулся, два нагнулся, Руки в стороны развёл, Видно, ключик не нашёл. Чтобы ключик нам достать, Надо на носочки встать. (повторяется 2 раза) - Продолжаем работу. |
|||||||||||||||||||||||||
- Следующее задание – сравни числа: 10 и 13, 9 и 12 Вставьте в квадратики числа, чтобы получились верные неравенства: 1 > 9 2 > 1 1 < 13 1 = 1 - Молодцы, вы хорошо справились. |
||||||||||||||||||||||||||
Игра | - А сейчас я прочитаю загадку. Для того,
чтобы её разгадать, необходимо выполнить
определённое математическое действие. Итак,
загадка-игра: Сам пустой, голос густой. Дробь отбивает, Ребят собирает. - Ответ зашифрован в этой табличке. Чтобы прочитать зашифрованное слово, надо записать числа по порядку (начиная с меньшего) и заменить каждое число буквой из списка. (Ученики пишут на доске) Числа: 15, 19, 16, 18, 13, 17, 14 Таблица: 13-б, 17-б, 15-р, 19-н, 14-а, 16-а, 18-а. (Получится слово “барабан”) - Молодцы, вы угадали всё верно. |
Дети собирают карточки в группах. (Получится слово “барабан”) | ||||||||||||||||||||||||
Подведение итогов урока | - Какая сегодня была тема урока? Соревнование: Кто назовёт больше вариантов состава числа 12? - Урок окончен. |