Конспект открытого урока математики по теме: "Конкретный смысл сложения". 1-й класс (1–4)

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


(По программе Н. Б. Истоминой, 1 класс.)

Цели и задачи:

  • Сформировать представление о сложении как объединении совокупностей предметов.
  • Познакомить с записью сложения, знаком “+”.
  • Ввести в речевую практику термины: “слагаемое”, “сумма”, “выражение”.
  • Закрепить понятие о неравенстве.
  • Развивать мыслительные операции, внимание, память, речь, познавательные интересы, творческие способности.

План урока:

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

III. Устный счет.

IV. Самостоятельная работа.

V. Физкультминутка.

VI. Работа над темой урока.

а) Подготовительный этап.

б) Основной этап.

в) Закрепление нового материала по учебнику.

г) Закрепление терминов нового действия. (Физкультурная пауза)

VII. Закрепление новой темы (раб. тетрадь).

VIII. Итог урока.

IX. Оценка работы учащихся.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Каждый день, всегда, везде
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.

Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте?
Все ль в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят
И внимательно глядят?

II. Сообщение темы урока.

– Сегодня на уроке мы с вами вновь поработаем с неравенствами и познакомимся с действием между предметами, с которым в жизни часто приходится сталкиваться (выполнять его). Но, что это за действие, вы узнаете немного позднее.

- Для начала… заглянем в сказку Э. Успенского “Дядя Федор, пес и кот”. Хотите?… Тогда открываем книгу...

III. Устный счет.

- Дядя Федор поехал в деревню. Вот дом, в котором он живет с котом Матроскиным и собакой Шариком. Он вам нравится? (На классной доске изображение дома, составленного из геометрических фигур.)

- Какие геометрические фигуры вы видите?

 Рис. № 1

– Сколько их? (7)

- На какие группы их можно разбить? (По цвету – желтые и красные.)

- Сколько желтых, а сколько красных?

4 …3…4

- Сравните эти числа с помощью числового луча. Как он вам помогает? (Каждое следующее число при движении слева направо увеличивается на 1, а при движении справа налево уменьшается на 1.)

Учитель: 4 стоит правее трех, значит 4>3. (Дети вписывают знак.)

- На какие группы еще можно разбить? (По размеру – большие и маленькие.)

- Сколько их? (2 больших и 5 маленьких.)

- Сравните. (2 стоит левее 5, значит 2 меньше 5.)

Дети вписывают знак “<”

2… 5

IV. Самостоятельная работа учащихся.

- Вы очень хорошо объясняли, поэтому, легко справитесь с заданием. На этих карточках надо вставить между числами знаки > или <, а может быть =. Желаю удачи.

4…7 8…5

3…3 1…9

6…5 7…7

0…4 2…1

7…8 4…3

V. Физкультминутка.

Для ее проведения используются на магнитной доске наглядные пособия.

Сколько раз ударю в бубен
Столько раз дрова нарубим,
Приседаем столько раз,
Сколько мячиков у нас.
Сколько покажу кружочков,
Столько сделаем прыжочков,
Сколько точек будет в круге
Столько раз поднимем руки.
Сколько елочек зеленых,
Столько выполним наклонов
И присядем столько раз,
Сколько уточек у нас.
На носочки встанем,
Потолок достанем
И тихонько сядем.

VI. Работа над темой урока.

а) Подготовительный этап.

-Матроскин и дядя Федор решили к приезду мамы дяди Федора собрать букет полевых цветов. Дядя Федор собирал ромашки. Сколько их?

- А кот - васильки. (Изображения цветов прикрепляются на доску.)

-Все цветы поставили в одну вазу.

Рис. № 2

-Как иначе можно назвать выполненное действие? (Сложили, объединили…) Сегодня на уроке мы будем изучать действие “сложение”.

б) Основной этап.

(У каждого на парте: 6 синих кругов, 4 зеленых квадрата, по три модели мешков: 2 маленьких и один большой, по одной карточке со знаками “+” и “=”.)

- Положите в один маленький мешок 3 круга, а в другой - 2 квадрата (на доске те же действия).

- Пересыпьте все эти фигуры в большой мешок.

-Что мы сделали? (Соединили,….) Это действие называется сложением, а то, что получилось в результате сложения – суммой. (Повторяют хором.)

-Объясните, как вы поняли, что такое “сложение”? Какие фигуры были в наших мешках вначале? (3 синих кружка, 2 зеленых квадрата.)

- Чтобы это запомнить, давайте, разложим второй набор фигур в маленькие мешки, как было раньше.

Рис. №3

- Мешочки, содержимое которых мы складывали, называются слагаемыми. (Под изображениями мешков на доску прикрепляются названия компонентов сложения.) Назовите 1 слагаемое (3 синих кружка), 2 слагаемое (2 зеленых квадрата).

- Знак “+” ставится между слагаемыми (дети ставят знак). Он показывает, что их нужно объединить, сложить.

- Каким числом можно заменить количество кружков? Квадратов?

На доске: 3+2 (Дети читают хором.)

- Такая запись называется математическим выражением: два числа соединены действием сложения. Это выражение называется сумма.

- Как вы думаете, что значит “найти сумму”? (Выполнить действие сложения.)

- Кто запомнил, а как называются числа, которые мы складываем?

- Но у нас остался знак “=”. Кто догадался, куда его надо поставить?

- Сколько фигур в двух маленьких мешках?

- А в большом? Значит левая часть равна правой.

3+2=5

- Такая запись называется равенством. Что больше сумма или слагаемые?

Вывод: сумма больше, чем слагаемые.

в) Закрепление нового материала по учебнику. (Стр. 68-69.)

-Расскажите, что делают Маша и Миша. (Суть всех рисунков – сложение предметов.)

-Действия Маши и Миши можно записать математическими выражениями. Прочитайте их.

-Найдите, какой картинке соответствует каждое выражение. (Дети ориентируются на число предметов, которые объединяют Миша и Маша.) Но, помимо выражений, каждой картинке можно поставить в соответствие определенное число.

4+5=9

- Какой картинке соответствует эта запись?

- Кто помнит, как называется такая запись? (Равенство.)

- А число 9 – значение суммы.

г) Закрепление терминов этого действия. (Физкультурная пауза проводится, учитывая особенность частной школы – малое количество учащихся в классе, за счет этого в ней могут участвовать сразу все ученики.)

На полу лежат три обруча. Между ними - знаки “+” и “=”.

В первый круг встают 3 мальчика, во второй – 2 девочки.

- Первое слагаемое – похлопайте в ладоши.

- Второе слагаемое – поднимите руки.

- Сумма – попрыгайте.

- Выполните сложение. (Дети перебегают в третий обруч.)

VII. Закрепление. (Рабочая тетрадь, стр. 35 № 63.)

Рис. № 4

2 + 3 =

- Закончи каждый рисунок и запиши равенство, которое ему соответствует.

- Что в первом кружке? (1-е слагаемое.)

- Во втором? (2-е слагаемое.)

- Что показывают стрелки? (Надо сложить.)

- Где находится сумма?

- Что надо сделать? (Дорисовать 3 точки.) Почему?

- Надо сложить: 2 да еще 3.

- Сколько получилось всего?

- Прочитайте выражение. Чему оно равно, найдите значение суммы. Запишите в окошко.

Далее, аналогичную работу дети выполняют самостоятельно.

VIII. Итог урока.

- Какое действие мы выполняли на уроке? (Хором.)

- Прикрепите таблички: 1-е слагаемое, 2-е слагаемое, под числами выражения 2+3=5.

- Как называются выражения со знаком “+”?

IX. Оценка работы.

- Понравился вам урок?

- Какому цвету соответствует ваше настроение? (Учащиеся поднимают сигнальные карточки с определенным цветом: “Зеленый” - очень понравился урок, “Желтый” - было интересно, понравилось, но не все, “Красный” - скучно, не понравилось.)