Цели урока:
- познакомить со строением зуба, с понятием "кариес";
- дать представление о факторах, способствующих возникновению и развитию кариеса;
- сформировать представление об основных методах профилактики кариеса.
Оборудование:
- карточки с изображением здорового и больного зуба;
- схема строения зуба;
- таблица — стадии кариеса;
- изображение микроба;
- правила ухода за зубами;
- кассета с записью сказки "Верное средство";
- зеркальца;
- правила ухода за зубами;
- карточки с ребусом;
- зубные щетки.
Ход урока.
I. Орг. момент.
II. Работа над темой.
— Сегодня мы продолжаем путешествие в страну Здоровячков. В этой стране есть много докторов, которые дают здоровье ежедневно. Кто эти доктора? (Доктор Свежий Воздух, доктор Красивая Осанка, доктор Вода, доктор Здоровая Пища, доктор Любовь, доктор Здоровые Уши).
— Сегодня мы познакомимся с советами доктора Здоровые Зубы, узнаем, почему болят зубы и как сохранить их здоровыми.
Первые зубы, молочные, появляются у человека на первом году жизни. К 6 — 7 годам их становится 20. Некоторые из них у вас уже выпали, а на их месте прорезались постоянные. К 12 — 14 годам обычно выпадают все молочные зубы, заменяясь постоянными. Если человек потеряет постоянный зуб, то новый на его месте уже не вырастет.
— Посмотрите в зеркальце. Какие у вас зубы? (Белые, гладкие, здоровые, без пятнышек и дырочек, шершавые).
— Как ваши зубы помогают вам? (Помогают пережевывать пищу, красивая улыбка, облик человека, без зубов нарушается речь).
— Зуб — это живой орган. Каждый зуб состоит из трех основных частей.
(На доске вывешивается схема зуба).
Видимая часть зуба называется коронкой. Невидимая, которая находится внутри челюсти, называется — корень. Коронка зуба покрыта эмалью, как тело человека покрыто кожей.
Внутри зуба есть полость, в которой находится пульпа. Она состоит из сосудов нервов, и поэтому поврежденный зуб отвечает на раздражение болью.
Вы познакомились со строением зуба, но возникает вопрос, как же появляется дырочка в зубе? Как же все-таки называется этот разрушитель зубов? Это кариес. На поверхности зуба после еды остается пища или же остается между зубами, приклеивается к десне, постепенно превращаясь в кладовые запасов пищи для микробов, которые называют "зубным налетом". Слюне не под силу смыть этот налет. Микробы выделяют вредное для зубов вещество — кислоту, которая разрушает эмаль зуба. Сначала появляется маленькая трещинка, в которой поселяются микробы. И, как кроты роют норы, так и микробы, и кислота разъедает эмаль. Трещинки со временем превращаются в дырки. Зуб начинает болеть. Дырочки на зубах называются кариесом. (Рассказ сопровождается показом стадий кариеса на наглядном пособии).
III. Физкультминутка.
— В природе есть солнце. Оно всем светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несёт любовь. Звёздочка увеличилась. Направляем лучик, который несет мир. Звёздочка опять увеличилась. Направляю лучик с добром, звездочка стала ещё больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звёздочка становится большой, как солнце. Оно несёт тепло всем-всем. (Руки в стороны перед собой).
IV. Работа со стихотворением "Как у нашей Любы".
Как у нашей Любы
Разболелись зубы:
Слабые, непрочные,
Детские, молочные.
Целый день бедняжка стонет
Прочь своих подружек гонит:
— Мне сегодня не до вас!
Мама девочку жалеет,
Полосканье в чашке греет,
Не спускает с дочки глаз.
Папа Любочку жалеет,
Из бумаги куклу клеит.
Чем бы доченьку занять
Чтобы боль зубную снять?
— Как вы думаете, почему болели зубы у Любы? (Зуб поврежден, в нем дырочка).
— Почему же появилось повреждение? (Выслушать ответы детей).
V. Беседа по теме.
— Что же делать, чтобы зубы не болели, и чтобы не ходить часто к врачу. Для этого нужно знать несколько правил. (Правила читают ученики по указанию учителя).
Советы доктора Здоровые Зубы.- Есть сладкое один раз в день, запивая несладким чаем или молоком. Если кто-то угостил вас конфеткой или у кого-то день рождения, то после того, как вы поели сладости, прополощите рот или пожуйте 10 минут жевательную резинку. Очень вредно есть сладкое перед сном.
- Полезно после завтрака, обеда или ужина съедать яблоко, морковь или другой жёсткий овощ или фрукт. Они помогают очистить зубы от мелких остатков пищи (зубного налёта).
- Вредно для зубов есть горячую или очень холодную пищу. Эмаль зуба разрушается быстрее.
- Нельзя грызть твёрдые предметы и ковырять в зубах острыми предметами.
- Полезно для зубов есть творог, овсяную кашу, пить молоко, есть сырые овощи и фрукты.
- Ходить на осмотр к врачу два раза в год (даже если зубы не болят).
— Советы очень полезные, но мы забыли об одном "верном средстве" по уходу за зубами. Послушайте сказку "Верное средство". (Включить запись).
Сказка заканчивается словами:
— Зубы надо чистить, — не выдержал ежонок. — Зубной щеткой. Вот это самое верное средство!
— Да, той самой щеткой, которая есть уже у каждого из вас, помощницей по уходу за зубами. Каких помощников по уходу за зубами вы знаете? (Зубная паста, ополаскиватель, жевательная резинка).
Прочитать седьмой пункт.
- Зубы обязательно нужно чистить зубной щёткой с пастой утром после завтрака, и вечером после ужина. Зубы должны быть чистыми, чтобы вредные микробы остались голодными, а не устраивали пир, разрушая эмаль.
— Каждому из вас родители напоминают о том, что надо почистить зубы, и многие из вас это делают. Но зубки всё равно болят. Почему? Потому, что далеко не все умеют правильно чистить зубы, и щетка не смывает, а лишь разметает остатки пищи.
— Послушаем стихи-советы доктора Здоровые Зубы, как правильно чистить зубы.
(Стихи читают ученики).
Поспеши себя избавить
От налёта на зубах.
Это так легко исправить,
Если щетка есть в руках.Три минуты ровным счётом
Чисти сверху и с боков,
Изнутри борись с налётом,
Со злым врагом твоих зубов.А закончена работа -
Полощи водой, тогда
От противного налёта
Не останется следа.Надо чистить каждый зуб,
Верхний зуб, нижний зуб,
Даже самый дальний зуб,
Очень важный зуб!Мы чистим, чистим зубы
И весело живём
А тем, кто их не чистит,
Мы песенку поём.Эй, давай не зевай,
О зубах не забывай,
Снизу вверх, сверху вниз
Чистить зубы не ленись.
V. Разгадайте ребус.
VI. Итог урока.
— Как беречь зубы, как сохранить их здоровыми?
Как поел, почисти зубки.
Делай так два раза в сутки.
Предпочти конфетам фрукты,
Очень важные продукты.Чтобы зуб не беспокоил,
Помни правило такое:
К стоматологу идем
В год два раза на приемИ тогда улыбки свет
Сохранишь на много лет!
— Доктор Здоровые Зубы желает вам белых и крепких здоровых зубов — на всю вашу долгую и счастливую жизнь.
Дети награждаются зубными щётками и схемами “Как правильно чистить зубы”.
Рассмотри внимательно эти рисунки. Возьми
новую зубную щетку.
Попробуй правильно проделать движения щеткой,
приставив ее к щеке.
Попроси кого-нибудь из своих близких посмотреть,
правильно ли ты делаешь.