Предварительная справка. Данный урок может проводиться как итоговое занятие по разделу «Здоровье человека» по любой программе начальной школы. Класс делится на бригады «Скорой помощи» по 3-7 человек, таким образом, количество бригад может быть 2 или больше. В последнем случае учитель готовит большее количество вариантов каждого задания.
Перед началом урока в классе парты расставляются таким образом, чтобы организовать рабочее место для каждой команды.
Цели урока:
Главная цель урока: проверить знания по разделу «Организм человека», продолжить работу по формированию общеучебных умений.
Образовательные:
продолжить работу по формированию общеучебных умений:
а) учебно-организационные умения
- продолжить формирование умения готовить своё рабочее место;
- учить вовремя и правильно манипулировать нужными предметами;
- нацелить на выполнение поставленной задачи;
- формировать умение принимать и оказывать помощь.
б) учебно-интеллектуальные умения:
- формировать умение сравнивать, выделять главное,
- учить устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы;
в) учебно-коммуникативные умения:
- развивать умение слушать;
- упражнять в умении выступать перед классом, участвовать в обсуждении;
- формировать умение целенаправленно работать в малых группах.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к здоровью и жизни человека.
Развивающие:
- развивать психические процессы: мышление, память, внимание, устную речь, воображение, логическое мышление
Оздоровительные:
- формировать потребность в здоровом образе жизни
Оборудование:
- бинт, перекись водорода, йод, вата, пластырь, красный маркер;
- бумажные части скелета человека (комплекты по количеству бригад);
- клей-карандаш у каждого участника игры;
- распечатки заданий командам;
- кассета с музыкой, магнитофон;
- видеокассета с фильмом;
- конверты с «письмами»;
- грамоты;
- символика «Скорой помощи» для оформления класса.
Ход игры
Перед началом урока в классе парты расставляются таким образом, чтобы организовать рабочее место для каждой команды.
1. Условия, цель игры.
Учитель: Сегодня на уроке мы проверим знания, которые вы получили во время изучения раздела «Здоровье человека». Но проверка эта будет не совсем обычной. Свои знания и умения вы покажете во время ролевой игры, выполняя обязанности врачей. Куда обращается человек, если ему нужна срочная медицинская помощь?
Дети: Звонит в «Скорую помощь».
Учитель: Как вызвать «Скорую помощь»?
Дети: Позвонить по телефону 03 и назвать свой адрес.
Учитель: Вот и вы сегодня разделитесь на бригады врачей «Скорой помощи» и будете помогать людям сохранить свое здоровье.
2. Деление на «бригады».
Учитель: Работой каждой бригады руководит главный врач, он же распределяет задания между членами бригады. Сейчас я назову имена главных врачей бригад, затем каждый врач по очереди выберет себе в бригаду по 1 человеку и так до тех пор, пока в классе не останется ни одного учащегося.
Главные врачи выбирают по 1 игроку, формируя команды.
Учитель: Прошу бригады занять свои места.
3. Теоретическая подготовка. (4 балла)
Учитель: Перед тем, как доверить врачам жизни людей, нужно быть уверенным, что они имеют хорошие знания. Поэтому первое задание – теоретическое.
Выполнив задание, каждая бригада или главный врач (в случае споров) выбирает 1 человека, который представит вашу работу. При проверке заданий бригада, исправившая чужую ошибку получает дополнительный балл.
Подчеркните лишнее, объясните свой выбор.
Задание бригаде 1. | Задание бригаде 2. |
|
|
Результат работы:
|
|
По окончании задания учащиеся зачитывают группы понятий, называют лишнее, в случае необходимости объясняют свой выбор.
4. Какой орган? (2 балла)
Учитель: Все бригады показали хорошую теоретическую подготовку. Но перед тем, как вам можно будет доверить здоровье и жизнь человека, надо убедиться, что вы сумеете правильно определить любой орган человеческого организма. Поэтому следующее задание – узнать орган по описанию.
Задание бригаде 1. Это мускулистая трубка длиной около 20 см, продвигающая по себе измельченную и смоченную пищу. (Пищевод)
Задание бригаде 2. Они состоят из «пузырьков», не имеют мышц, но способны растягиваться, увеличивая свой объем и сокращаться, уменьшая его. (Легкие)
5. Перевязка пострадавшего. (5 +5 баллов)
Учитель: Главных врачей прошу выделить по 1 члену бригады. Теперь, удостоверившись в основательности ваших знаний, вы можете приступить к медицинской практике. Окажите первую медицинскую помощь людям, получившим порезы. Бригады должны правильно обработать рану, не причинив лишней боли пациенту.
Учитель приклеивает на палец каждого игрока пластырь с красной полосой, изображающей порез, «пострадавшие» отправляются в соседние бригады. После выполнения задания проверяется качество перевязки, «пациенты» дают отзыв о работе медицинского персонала, за внимательное, тактичное обращение с «больным» бригада получает дополнительно до 5 баллов.
6. ДТП - «починить скелет». (10 баллов)
Учитель: К сожалению, в городе ежедневно происходит множество дорожно-транспортных происшествий. Сейчас вашим бригадам предстоит выполнить сложнейшую и ответственейшую работУчитель: собрать, буквально «по косточкам», человека, попавшего в ДТП.
Бригады собирают бумажный скелет человека из предложенных вырезанных деталей, наклеивая их на единый лист бумаги.
7. Письмо от пациента. (5 баллов)
Учитель: В пункт «Скорой помощи» пришли письма, в которых ваши ровесники описывают неприятные болезненные симптомы, которые они регулярно испытывают. Познакомьтесь с письмами, установите причину недомоганий, дайте рекомендации по их устранению.
1. У меня часто к четвертому уроку начинает болеть голова, и из-за этого я не могу ничего решить по математике или понять на других уроках. После прогулки мне лучше, я даже в течение часа хорошо выполняю домашние задания, а потом – опять головная боль, ошибки. С некоторыми ребятами из нашего класса происходит то же самое. Почему?
2. Я не очень люблю школьные завтраки, поэтому вместо них покупаю чипсы и спрайт, а на обед – бутерброд и вафли. Так вкусно! Только настроение все равно плохое: на уроках-то я получаю тройки! Мама говорит, что плохие оценки - из-за еды. Разве такое может быть?
Бригада 1: Скорее всего, голова болит из-за того, что на переменах ребята плохо проветривают класс. Мы бы порекомендовали им проветривать класс на каждой перемене и записаться в какую-нибудь спортивную секцию.
Бригада 2: Мы считаем, что мама права, ведь «Спрайт» вафли и бутерброды – это достаточно однообразное питание, в котором мало необходимых питательных веществ. Поэтому мозг не получает необходимого питания и плохо справляется со своей работой. Если правильно питаться: есть овощи, фрукты, молочные продукты, рыбу, мясо, то постепенно и успеваемость может улучшиться. Правда, для этого все равно необходимо заниматься.
8. Подведение итогов.
Подсчет баллов членами жюри.
Каждая бригада вовремя награждения получает памятный лист.
Учитель: Вот и подошла к концу наша деловая игра. Надеюсь, что она вам понравилась. А чему научила вас игра? Что в ней было самым главным?