К вопросу о воспитании младших школьников

Разделы: Внеклассная работа


Демократические преобразования, проводимые в последнее десятилетие, не могли не отразиться на качестве обучения и воспитания младших школьников. К сожалению, мероприятия по деидеологизации и деполитизации содержания образования привели к тому, что в практике обучения вопросы воспитания перестали быть предметом первой важности. В настоящее время стало очевидно, что одним из условий повышения качества образования является современное воспитание. В Концепции модернизации образования указано: “Воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности…Важнейшая задача воспитания – формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда”.

Что же следует понимать под современным воспитанием? Во-первых, современное воспитание, на наш взгляд, должно отличаться системностью, в которой все составляющие важны и взаимосвязаны. Во-вторых, компоненты этой системы могут быть различными, ибо все образовательные институты имеют свою специфику.

Опираясь на опыт работы школы “Самсон”, остановимся на двух направлениях в воспитании младших школьников:

формирование мышления, направленного на сознательное стремление к ведению здорового образа жизни (на примере уроков здоровья);

приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности.

Прежде всего отметим, что с момента открытия школы и по настоящее время в учреждении ведется работа по созданию здоровьесберегающей инфраструктуры для организации деятельности по охране и укреплению здоровья обучающихся и формированию у них здорового образа жизни. За десятилетия в школе сложилась модель мотивации на здоровье, в которой важная роль отводится урокам здоровья. Они введены в режим младших школьников и проводятся во второй половине дня. Темы уроков здоровья объединены в несколько разделов:

  • экстремальные ситуации;
  • правила дорожного движения;
  • этика и этикет;
  • школа здоровья;
  • школа нравственных наук;
  • я познаю себя.

В основу такого деления положены задачи, решаемые на уроках в том или ином разделе. Дадим краткую характеристику некоторых разделов. Так, на уроках, объединенных в раздел “Школа здоровья”, ребята знакомятся с особенностями своего организма и, главное, учатся применять полученные знания на практике. Попытки внушить детям, что полезно, что вредно для организма, как правило, не приносят больших результатов, так как дети 6-10 летнего возраста равнодушны к понятию “польза”. Вот почему все уроки здоровья имеют ярко выраженную практическую направленность.

В литературе под здоровьем подразумевается не только отсутствие болезней, но и состояние полного физического, психического и социального благополучия. Таким образом, здоровье человека есть совокупность здоровья его тела, души и разума. Обеспечить духовное саморазвитие учащихся призваны уроки из раздела “Школа нравственных наук”. Уже с раннего возраста нужно научить ребенка любить себя и окружающих его людей, тем самым заботиться о своем духовном здоровье. Отсюда задачей уроков этого цикла является формирование таких качеств личности, как доброта, отзывчивость, скромность, милосердие, стремление помочь другому.

В плане сохранения психического здоровья ребенок должен научиться жить в гармонии со своим внутренним миром. Для этого его надо научить:

  • понимать и воспринимать себя как индивидуальность;
  • прогнозировать последствия своих действий, прежде чем принимать решение;
  • знать приемы владения эмоциями и выражать эмоции наиболее адекватным способом.

Решению этих вопросов посвящены уроки из раздела “Я познаю себя”.

В начале года в каждом классе с учетом специфики контингента учащихся составляется тематическое планирование, в котором может быть в большей или меньшей степени представлен один из названных разделов. Как правило, в первых–вторых классах больше внимания уделяется урокам разделов “Правила дорожного движения”, “Этика и этикет”, “Школа здоровья”. В выпускных классах больший акцент делается на разделы “Я познаю себя”, “Школа нравственных наук”.

Приведем фрагмент из тематического планирования уроков здоровья для первого класса.

Время проведения Раздел программы Тема урока
сентябрь “Экстремальные ситуации” (опасности окружающего нас мира) Поведение в школе и на прогулке – залог моего здоровья
октябрь “Правила дорожного движения” Уроки Светофорика
ноябрь “Этика и этикет” Правила этической грамматики
декабрь “Школа здоровья” Закаливание организма человека. Советы доктора Воды
январь “Школа здоровья” Забота об ушах и глазах
февраль “Школа здоровья” Будем беречь зубы!
март “Школа здоровья” Как правильно нужно питаться и почему?
апрель “Я познаю себя” Мое настроение. Может ли настроение отразиться на моем здоровье?
май “Школа нравственных наук” Дружба начинается с улыбки

 Итоги кропотливой работы по сохранению и укреплению здоровья младших школьников подводятся на тематическом празднике, который в 2003-2004 учебном году проходил под девизом: “Я выбираю здоровье”.

Включение уроков здоровья в систему воспитания и образования нашей школы убеждает, что формирование мышления, направленного на сознательное стремление к ведению здорового образа жизни и ответственного отношения к своему здоровью, целесообразно начинать с момента поступления ребенка в школу.

Современная жизнь требует воспитания творчески активного человека, умеющего гибко реагировать на быстро меняющиеся потребности общества. Воспитание творческой самостоятельности, инициативности, познавательной мотивированности, развитие социальных навыков невозможно без приобретения младшими школьниками опыта исследовательско-творческой деятельности. Это еще одно из приоритетных направлений в воспитании младших школьников в НОУ ЧГЭШ “Самсон”.

Раскрывая понятие “опыт творческой деятельности”, М.Н.Скаткин и И.Я. Лернер выделили следующие его черты:

  • самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию;
  • видение новой проблемы в знакомой ситуации;
  • видение новой функции знакомого объекта;
  • альтернативное мышление, т.е. видение возможных решений данной проблемы, различных способов решения.

Наиболее успешным с точки зрения решения названной задачи в начальной школе является проектный метод, который стал более востребованным в последнее время. Остановимся на использовании проектного метода в экологическом воспитании младших школьников. Заметим, что два года в школе ведется эксперимент по использованию предметного обучения по окружающему миру. Окружающий мир с первого по пятый классы ведет опытный педагог начальной школы, учитель высшей категории Михейкина Н.К., профессиональные интересы которого совпадают с личным увлечением вопросами охраны природы.

Опыт убеждает нас, что именно ко второму классу дети готовы участвовать в создании как индивидуальных, так и коллективных проектов. К этому времени у учащихся сформированы некоторые коммуникативные умения: умение задавать вопрос так, чтобы тебя слышали, умение выражать свою точку зрения, умение выбирать рациональное решение. За год работы в первом классе дети приобрели некоторый аналитико – синтетической деятельности, а также научились адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников, выделяя как сильные стороны, так и слабые.

Большой интерес и эмоционально-познавательный отклик вызвал у учащихся экологический проект, выполненный в 2003-2004 учебном году на тему “Живи, планета”. Она выбрана не случайно, ведь у большинства младших школьников наблюдается интерес к природе, особенно к животным. Кроме того, экологическая тема предполагала использование знаний из разных областей, объединив в работе над проектом учителей разных предметов. Положительный мотивационный настрой на разработку проблемы был создан во время проведения недели математики в начальной школе, когда на одном из занятий учащиеся самостоятельно придумывали задачи о животных. Возникла идея: изучить причины исчезновения животных на Земле и рассказать об этом другим школьникам. Так были определены тема и цели проектной работы, намечен план действий. Начался трудоемкий этап подбора материала из различных источников. Особенно сложно было определить, в какой форме этот материал должен быть представлен в итоге работы. После долгих споров договорились, что каждый из участников проекта подготовит одну или несколько (по возможности) страниц, которая будет состоять из интересного рассказа о животном, иллюстрации, а также собственной математической задачи о нем. Вот из таких авторских страниц позднее сложился целый сборник.

Морской лев

Причина сокращения вида: охота, сокращение мест обитания, загрязнение окружающей среды.

Красная книга России

Морской лев обитает возле Галапагосских островов, у побережья Северной Америки и в части Японского моря. На суше проводит примерно 3-4 месяца. Детеныши рождаются на суше, на скалистых островах. Новорожденный малыш имеет золотисто-бурую окраску. После того, как львы вырастят детеныша, остальную часть года они проводят в море. Едят моллюсков и рыбу.

Детеныш морского льва весит 6 кг, а взрослый морской лев – 200 кг. На сколько килограммов вес детеныша меньше, чем вес взрослого морского льва?

Морские львы только 4 месяца в году проводят на суше. Сколько времени они плавают в океане?

Викулин Илья, 2 “Б” класс

Индийский слон

Причина сокращения вида: охота, сокращение мест обитания

Международная Красная книга

Эти слоны обитают в Индии. В отличие от африканского слона у индийского большие бивни есть только у самцов. А еще в отличие от африканского слона индийский легко приручается, быстро становится очень послушным и может выполнять сложную работу. Слоны способны переносить большие тяжести — до 350 кг.

 Рост индийского слона 3 м, а африканского 4 м. На сколько метров выше африканский слон, чем индийский?

Индийский слон может перенести груз до 350 кг, а я до 11 кг. На сколько больше груза может перенести индийский слон, чем я?

Любомудров Кирилл, 2 “А” класс

В результате работы над проектом учащимися был создан интересный сборник, дети узнали много нового о животных и причинах их исчезновения, приобрели умения в работе с разными источниками информации, научились работать в одной команде. Однако главный итог работы в другом: у детей изменилось отношение к природе, появилось желание привлечь к этой серьезной проблеме как можно больше людей. Поэтому после работы над проектом дети вышли с предложением к учителям: сделать сообщение на изученную тему старшеклассникам. Получив поддержку взрослых, ребята с удовольствием прочитали “лекции” для пятиклассников, а также доложили о результатах своей работы на городской научно – практической конференции младших школьников “Открытие”.

Таким образом, работа младших школьников над исследовательским проектом способствовала формированию творческой самостоятельности, инициативности, познавательной мотивированности наших учащихся.

В заключение хочется особо отметить, что и уроки здоровья, и работа над исследовательским проектом будет тем эффективнее, чем более будет продумана воспитательная направленность всех уроков в начальной школе. Современное содержание начального образования имеет достаточный потенциал для полноценного воспитания младших школьников. В настоящее время в школах апробируются разные модели учебных комплектов. Многие школы частично перешли на ту или другую модель. В нашем случае представлен опыт работы по всему учебно-методическому комплекту “Гармония”. Содержание всех учебников выстроено в единой логике, которой соответствует и методический аппарат, и технология обучения. Это позволяет на разных предметах эффективно организовывать личностный подход в обучении, более тонко и целенаправленно проводить систему воспитательной работы с учащимися. Так, в книгах по чтению дается богатый материал для осмысления сложных, неоднозначных явлений окружающего мира. Это отражается в названиях тем, краткий перечень которых дает представление о проблемах, затрагиваемых на уроках: “Труд человека кормит, а лень портит”, “Кто родителей почитает, тот вовек не погибает”, “Мудрец отличен от глупца тем, что он мыслит до конца”, “Много хватать – свое потерять”. При таком подходе к компоновке произведений беседы на уроках перерастают в дискуссии, а сочинения на основе прочитанного – в попытки рассуждения о других и о себе. Когда человек пытается понять себя и других, разобраться в общечеловеческих проблемах, тогда и происходит становление его как Личности. В этом мы видим основную задачу школы вообще и начальной школы в частности.

Как подтверждение этому можно привести мнение профессора Н.Н. Светловской, которая пишет, что основная цель начального обучения в том и состоит, чтобы помочь ребенку с помощью учебной деятельности пробудить все заложенные в нем задатки, осознать эти задатки, понять самого себя, найти самого себя, в конечном итоге – стать Человеком, хотя бы захотеть победить в себе негативное и развить позитивное. Другой цели начального обучения нет, да и другого времени для этого у ребенка нет.