Большую тревогу педагогической общественности вызывают асоциальные явления в нашей жизни. На фоне снижения уровня и качества жизни большинства россиян наблюдается ослабление семейного воспитания детей. Практика школьной жизни показывает, что в проблемных семьях детям не хватает самого элементарного: человеческого внимания, родительского тепла. Анализ обозначенных проблем и результаты исследований в системе образования свидетельствуют о необходимости выделения проблемы духовно-нравственного воспитания детей как первостепенного приоритета. Данные опроса РАН также сообщают о том, что 86% наших граждан думают, что основа возрождения России из кризиса состоит в возрождении духовности. Речь идёт о том, чтобы возродить нравственность на уровне человека, на уровне личности, общества, народа. Поэтому, в настоящее время духовно-нравственному воспитанию уделяется всё больше внимания.
При практическом решении этой проблемы возникает немало вопросов. Одним из таких является изучение основ истории православной культуры в образовательном учреждении.
Изучая ситуацию, сложившуюся в г.Козьмодемьянске, мы выяснили, что приблизительно 70% младших школьников носят нательный крестик плохо осознавая, по каким правилам и для чего следует это делать. Опросив родителей и получив от них согласие, мы решили познакомить учащихся с основами христианской нравственности, вовлечь их в процесс размышления над духовными ценностями, используя для этого Детскую Библию, а для более младшего возраста книгу “Вавилонская башня”. В своей работе, мы не акцентируем внимание на религиозных вопросах (пусть это решают в семье), а лишь пытаемся познакомить детей с прошлым, без которого невозможно настоящее и будущее. Христианская мораль в России даёт точные нравственные критерии добра и зла, без которых не могут обойтись и верующие и неверующие, а значит и наше государство. Современная жизнь немыслима без соблюдения этих норм. Встаёт вопрос: где и когда следует знакомить детей с Библией, с теми сведениями и истинами, которые необходимо постигнуть каждому человеку. Подходят для этих целей уроки чтения, классные часы.
К числу основных задач ознакомления младших школьников с Библией, в системе духовно-нравственного воспитания можно отнести следующие:
- возвышение нравственного идеала человека и осмысливание учащимися ветхозаветных заповедей в качестве общечеловеческих норм нравственности;
- научить ребят пользоваться этическими принципами Христа (прощению, терпимости, милосердию, любви) в разрешении своих житейских конфликтов;
- обучение анализу собственных поступков, соотнесение их с общечеловеческими ценностями и идеалами;
- умение видеть отрицательные и положительные стороны поступков людей.
Вниманию учителей хочется представить краткие разработки уроков к легенде о Моисее из сборника “Вавилонская Башня”. Предлагаемые нами уроки возможно проводить в самом начале третьей четверти, после зимних каникул. Цели и задачи уроков соотносятся с общими целями, поставленными ранее.
УРОК 1
(Глава 1. Рождение Моисея.
Глава 2. Юность Моисея.)
I. Знакомство с 1-й главой. До чтения:
- Рассмотрите рисунок. Кто на нём изображён? Как вы думаете, о ком мы будем читать сегодня произведение?
- Прочитайте заголовок произведения. Прочитайте название главы. О чём мы должны будем узнать из этой главы?
Чтение произведения. (Первые три абзаца)
- О какой стране идёт речь? Кто правил этой страной? Как жилось рабам в этой стране? (До слов “И вот у одной рабыни…”)
- Чего испугался фараон? Какой приказ он издал?
II. Словарная работа.
Фараон, Египет, рабы, надсмотрщик, камышовая корзинка, кормилица.
(До конца главы.)
- Как отнеслись к приказу простые люди? Что сделала рабыня?
- Кто обнаружил корзинку с ребёнком? Как поступила дочь фараона? Прочитайте ещё раз, как назвала дочь фараона мальчика?
- Как вы думаете, что дальше стало с Моисеем? (Ответы детей)
III. Знакомство со 2-й главой. Чтение главы про себя. (Вопросы после чтения.)
- Прочитайте, каким вырос Моисей. Почему им гордилась дочь фараон?
- Но что же мучило Моисея, почему он был несчастлив?
- Расскажите, из-за чего пришлось Моисею убежать из Египта?
IV. Итог урока.
- Какой момент легенды вам понравился больше всего?
- Каким вам показался Моисей?
V. Домашнее задание.
Пересказ глав.
УРОК 2
(Глава 3. Моисей защищает мадиамских
девушек.
Глава 4. Моисей в семье Иофора.
Глава 5. Горящий куст.)
I. Проверка домашнего задания.
Пересказ понравившейся главы.
II. Знакомство с 3-ей главой. Чтение цепочкой.
- О чем мы узнали из этой главы?
- Как мы можем охарактеризовать Моисея после встречи с пастухами?
III. Знакомство с 4-ой главой.
- Почему Моисея Иофор оставили жить у себя?
- Чем занимался Моисей в чужой стране?
- Перестал ли Моисей думать о людях своей земли?
- Перечитайте еще раз, чему Иофор научил Моисея.
IV. Знакомство с 5-ой главой. Вопросы после чтения про себя.
- Какое чудо увидел в пустыне Моисей?
- Какие слова услышал Моисей?
- Как жена отнеслась к тому, что Моисею надо уйти из дома?
V. Итог урока.
- Чему научил Моисея Иофор?
- Сколько лет ждал Моисей знака свыше? Что мы можем ещё добавить о Моисее, его характере?
VI. Домашнее задание.
Прочитать, пересказать главы предания.
УРОК 3
(Глава 6. Возвращение Моисея в Египет.
Глава 7. Казни египетские.
Глава.8. Переход через Черное море.)
I. Проверка домашнего задания.
II. Знакомство с 6-ой главой.
- Что увидел Моисей вернувшись в Египет?
- Изменилась ли жизнь рабов?
- Как Моисей разговаривал с новым фараоном?
- Что испытывал фараон после встречи с Моисеем?
- Как вы думаете, отпустит ли на самом деле фараон своих рабов?
III. Знакомство с 7-ой главой. Чтение про себя.
- Какие беды обрушились на Египет?
- Как Моисей наказал фараона за ложь и обман?
- Нарисуйте устно ту картину, которая встаёт перед вашими глазами.
IV. Знакомство с 8-ой главой. Чтение цепочкой.
- Как уходили люди из Египта?
- Какое чувство двигало фараоном, когда он послал погоню за своими рабами?
- Что на этот раз спасло народ от пленения?
V. Итог урока:
- Почему, что бы увести народ из рабства, Моисею пришлось колдовать?
VI. Домашнее задание.
Перечитать главы, подготовиться к выразительному чтению.
УРОК 4
(Глава 9. Подарок пустыни.
Глава 10. Золотой телец.
Глава 11. Законы.
Глава 12. Смерть Моисея.)
I. Проверка домашнего задания.
II. Знакомство с 9-ой главой. Чтение про себя.
- Что же такое манна небесная? Что в современном мире называют манной небесной?
III. Знакомство с 10-ой главой.
- Почему людям было трудно начинать жить по-новому?
- Почему Моисей решил создать новые законы?
- Что случилось с людьми, пока Моисей писал заповеди? Из-за чего всё это произошло?
- Что сделал Моисей со скрижалями? Прочитайте еще раз, что такое скрижали.
IV. Знакомство с 11-ой главой.
- Какие заповеди составил Моисей? Что такое заповеди?
- Объясните, как вы понимаете эти заповеди? Какие из них понятны вам, а какие требуют пояснения? С чем сейчас мы можем сравнить эти заповеди?
V. Знакомство с 12-ой главой.
- О чем говорится в этой главе?
- Почему Моисей ушел умирать один?
- О какой черте характера это говорит?
VI. Итог урока:
- Почему остался в памяти людской Моисей?
- Какой это был человек?
VII. Домашнее задание.
Выучить заповеди Моисея.