Тема: Вычитание многозначных чисел с заниманием разряда.
Цель: открыть новый способ при вычитании многозначных чисел, когда в соответствующем разряде надо вычитать из меньшего числа.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Учебная ситуация
На доске написано модель уравнения.
У: Кто скажет, это схема чего?
Д: Это схема уравнения.
У: Что такое уравнение?
Д: Это пример с одним неизвестным.
У: Решить уравнение, что это значит?
Д: Это значит, найти неизвестную величину.
У: Что неизвестно в этом уравнении?
Д: Неизвестна часть.
3. Ситуация успеха
У: Вы умеете решать такие уравнения.
Вот даны числа, поставьте эти числа вместо букв и решите уравнения.
У: Сколько уравнений должны решить?
Д: 2
4. Разрыв знаний
У: Давайте, решим самостоятельно.
- Самостоятельная работа. (Один ученик работает на доске.)
(Дети самостоятельно решают уравнения и вдруг волнуются, не могут решить 2-ое уравнение.)
Д: Второе уравнение нерешаемое.
У: Давайте проверим на доске, сначала первое уравнение.
Проверка проделанной работы
Открывается доска.
Смотрим на решение Маши.
Х= 132
У: Кто согласен на такое решение? У кого другое решение?
Почему решили вычитанием?
Д: Потому что неизвестна часть. Чтобы узнать неизвестную часть, из целого вычитаем известную часть.
У: Значит, вы умеете находить неизвестную часть. Тогда что за проблема возникла у вас во втором уравнении?
Д: Во втором уравнении в разряде единиц в первом вычитаемом есть меньшее число, чем во втором вычитании в разряде единиц.
У: Покажите это на доске?
(К доске выходит второй ученик, записывает второе уравнение)
Д: Единицы не вычитаются, из двух не можем вычитать шесть.
У: А гном Аристарх говорит, что этот пример можно решить.
Д: А как?
5. Постановка учебной задачи
У: Значит на этом уроке нам стоит какой вопрос?
Учитель фиксирует вопрос на доске
Д: Как вычесть число, когда в многозначном числе в одном и том же разряде, из меньшего числа вычесть большее число.
6. Учебная деятельность
У: Нам в трудных моментах что помогает?
Д: Схема.
У: Значит, мы должны делать схему чего?
Д: Схему величины.
У: Сначала нужно делать схему какой величины?
Д: Целого.
У: Давайте работайте, совещаясь в группах.
- Групповая работа на пластиковых досках.
(На доске за ширмой схема числа 462)
- Проверка у доски. Защита мнений групп. Ученики выходят к доске, показывают и объясняют свои схемы.
(Если ученики не смогли показать вычитание на схеме, можно задать наводящие вопросы. Сколько сотен? Сколько сотен отняли? Как мы покажем это на схеме? и т.д.) Схемы могут быть разные.
Д: В числе 462 сотен 4, десятков 6, единиц 2. Мы это показали мерками е1, е2, е3.
У: Давайте посмотрим схему Аристарха. (открывается схема за ширмой)
Д: Аристарх нарисовал схему так же.
У: Молодцы. А сейчас объясните мне, почему у вас некоторые части заштрихованы?
Д: Это мы заштриховали вычитаемые части. Вот из четырех сотен мы вычитали одну сотню, из шести десятков вычитали четыре десятка. А вот из двух единиц мы не могли вычитать шесть единиц.
У: Что делать? У кого есть идея?
(Если дети затрудняются, можно от имени гномов предложить раздробить один оставшийся десяток на десять единиц. А если сами раздробили и заштриховали шесть единиц , требовать объяснения.)
У: Откуда взяли вот эти четыре единицы?
Д: Мы раздробили одну оставшуюся часть на десять единиц и у нас получилось двенадцать единиц. Отняли четыре единицы, потому что у нас есть две единицы, значит мы отняли всего шесть единиц.
У: Скажите мне, ведь осталось два десятка, тогда где подевался один десяток?
Д: Мы раздробили один десяток на десять единиц, чтобы вычесть шесть единиц.
У: Вот то, что мы говорили, Матти записал вот так.
4 5+12 - 146
У: Кто понял эту запись?
Д: В нашем уравнении целое было число 462, а Матти разряд десятков записал как сумма чисел 5 и 1, потому что один десяток мы раздробили на единицы, чтобы занять число.
У: Кому нравится такая запись?
Д: У нас в первом числе было три цифры, а здесь 4 – как-то не то. (Может некоторым детям понравится, тогда нужно предложить найти другой способ записи)
У: Тогда, чтобы каждый раз не запутаться, мы должны найти другой способ записи, как мы “заняли” из большего разряда один десяток, чтобы раздробить на единицы.
(Дети в группах обсуждают варианты, записывают свои записи)
Все записи вывешиваются на доску, обсуждаются с позиций
- Наличие всех условий;
- понятности записи, знаков.
У: Посмотрите, а наш гном Аристарх предлагает вот такую запись.
У: Как вы думаете, почему над числом шесть поставлена точка?
Д: Из числа 6 забрали один десяток и, чтобы не забыть, поставили точку.
У: А что показывает стрелка?
Д: Стрелочка показывает, куда отправился десяток.
У: Какая запись лучше?
Дети обсуждают и выбирают понравившийся вариант.
7. Учебно-практическая деятельность
Этот этап урока можно провести, если только дети сильные и осталось время.
Самостоятельная работа
У: Кто думает, что он сможет решить это уравнение.
Записывается на доске уравнение.
Х+264=472
Дети самостоятельно решают уравнение, начертя схему.
Проверка проводится по коллективной форме. Если есть ошибки, можно еще раз обратиться к схеме.
8. Этап рефлексии
У: Кому понравился урок? Почему? Мы ответили на поставленный вопрос?
Что нового узнали на этом уроке?
Д: Научились вычитать из многозначного числа многозначное число, где в одном разряде 1-го вычитаемого числа есть меньшее число, чем во 2-м вычитаемом.
У: Как вычитаем большее число из меньшего?
Д: Чтобы вычитать меньшее число из большего занимаем один десяток или сотню из предыдущего разряда.
У: Как показываем это в записи?
Д: Над числом откуда “занимали” поставим точку, а стрелочкой показываем куда отправилось “занимаемое” число.
9. Этап оценки
У: Кто доволен своей работой. Как оценивает каждый свою работу, показываем на руках.
Дети показывают на руках свои оценки.
9. Домашнее задание
Кто хочет дома решить вычитание чисел?
423-181=