Урок математики во 2-м классе по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова

Разделы: Математика, Начальная школа


Тема: Вычитание многозначных чисел с заниманием разряда.

Цель: открыть новый способ при вычитании многозначных чисел, когда в соответствующем разряде надо вычитать из меньшего числа.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Учебная ситуация

На доске написано модель уравнения.

У: Кто скажет, это схема чего?

Д: Это схема уравнения.

У: Что такое уравнение?

Д: Это пример с одним неизвестным.

У: Решить уравнение, что это значит?

Д: Это значит, найти неизвестную величину.

У: Что неизвестно в этом уравнении?

Д: Неизвестна часть.

3. Ситуация успеха

У: Вы умеете решать такие уравнения.

Вот даны числа, поставьте эти числа вместо букв и решите уравнения.

У: Сколько уравнений должны решить?

Д: 2

4. Разрыв знаний

У: Давайте, решим самостоятельно.

  • Самостоятельная работа. (Один ученик работает на доске.)

(Дети самостоятельно решают уравнения и вдруг волнуются, не могут решить 2-ое уравнение.)

Д: Второе уравнение нерешаемое.

У: Давайте проверим на доске, сначала первое уравнение.

Проверка проделанной работы

Открывается доска.

Смотрим на решение Маши.

Х= 132

У: Кто согласен на такое решение? У кого другое решение?

Почему решили вычитанием?

Д: Потому что неизвестна часть. Чтобы узнать неизвестную часть, из целого вычитаем известную часть.

У: Значит, вы умеете находить неизвестную часть. Тогда что за проблема возникла у вас во втором уравнении?

Д: Во втором уравнении в разряде единиц в первом вычитаемом есть меньшее число, чем во втором вычитании в разряде единиц.

У: Покажите это на доске?

(К доске выходит второй ученик, записывает второе уравнение)

Д: Единицы не вычитаются, из двух не можем вычитать шесть.

У: А гном Аристарх говорит, что этот пример можно решить.

Д: А как?

5. Постановка учебной задачи

У: Значит на этом уроке нам стоит какой вопрос?

Учитель фиксирует вопрос на доске

 

Д: Как вычесть число, когда в многозначном числе в одном и том же разряде, из меньшего числа вычесть большее число.

6. Учебная деятельность

У: Нам в трудных моментах что помогает?

Д: Схема.

У: Значит, мы должны делать схему чего?

Д: Схему величины.

У: Сначала нужно делать схему какой величины?

Д: Целого.

У: Давайте работайте, совещаясь в группах.

  • Групповая работа на пластиковых досках.

(На доске за ширмой схема числа 462)

  • Проверка у доски. Защита мнений групп. Ученики выходят к доске, показывают и объясняют свои схемы.

(Если ученики не смогли показать вычитание на схеме, можно задать наводящие вопросы. Сколько сотен? Сколько сотен отняли? Как мы покажем это на схеме? и т.д.) Схемы могут быть разные.

Д: В числе 462 сотен 4, десятков 6, единиц 2. Мы это показали мерками е1, е2, е3.

У: Давайте посмотрим схему Аристарха. (открывается схема за ширмой)

Д: Аристарх нарисовал схему так же.

У: Молодцы. А сейчас объясните мне, почему у вас некоторые части заштрихованы?

Д: Это мы заштриховали вычитаемые части. Вот из четырех сотен мы вычитали одну сотню, из шести десятков вычитали четыре десятка. А вот из двух единиц мы не могли вычитать шесть единиц.

У: Что делать? У кого есть идея?

(Если дети затрудняются, можно от имени гномов предложить раздробить один оставшийся десяток на десять единиц. А если сами раздробили и заштриховали шесть единиц , требовать объяснения.)

У: Откуда взяли вот эти четыре единицы?

Д: Мы раздробили одну оставшуюся часть на десять единиц и у нас получилось двенадцать единиц. Отняли четыре единицы, потому что у нас есть две единицы, значит мы отняли всего шесть единиц.

У: Скажите мне, ведь осталось два десятка, тогда где подевался один десяток?

Д: Мы раздробили один десяток на десять единиц, чтобы вычесть шесть единиц.

У: Вот то, что мы говорили, Матти записал вот так.

4 5+12 - 146

У: Кто понял эту запись?

Д: В нашем уравнении целое было число 462, а Матти разряд десятков записал как сумма чисел 5 и 1, потому что один десяток мы раздробили на единицы, чтобы занять число.

У: Кому нравится такая запись?

Д: У нас в первом числе было три цифры, а здесь 4 – как-то не то. (Может некоторым детям понравится, тогда нужно предложить найти другой способ записи)

У: Тогда, чтобы каждый раз не запутаться, мы должны найти другой способ записи, как мы “заняли” из большего разряда один десяток, чтобы раздробить на единицы.

(Дети в группах обсуждают варианты, записывают свои записи)

Все записи вывешиваются на доску, обсуждаются с позиций

  1. Наличие всех условий;
  2. понятности записи, знаков.

У: Посмотрите, а наш гном Аристарх предлагает вот такую запись.

У: Как вы думаете, почему над числом шесть поставлена точка?

Д: Из числа 6 забрали один десяток и, чтобы не забыть, поставили точку.

У: А что показывает стрелка?

Д: Стрелочка показывает, куда отправился десяток.

У: Какая запись лучше?

Дети обсуждают и выбирают понравившийся вариант.

7. Учебно-практическая деятельность

Этот этап урока можно провести, если только дети сильные и осталось время.

Самостоятельная работа

У: Кто думает, что он сможет решить это уравнение.

Записывается на доске уравнение.

Х+264=472

Дети самостоятельно решают уравнение, начертя схему.

Проверка проводится по коллективной форме. Если есть ошибки, можно еще раз обратиться к схеме.

8. Этап рефлексии

У: Кому понравился урок? Почему? Мы ответили на поставленный вопрос?

Что нового узнали на этом уроке?

Д: Научились вычитать из многозначного числа многозначное число, где в одном разряде 1-го вычитаемого числа есть меньшее число, чем во 2-м вычитаемом.

У: Как вычитаем большее число из меньшего?

Д: Чтобы вычитать меньшее число из большего занимаем один десяток или сотню из предыдущего разряда.

У: Как показываем это в записи?

Д: Над числом откуда “занимали” поставим точку, а стрелочкой показываем куда отправилось “занимаемое” число.

9. Этап оценки

У: Кто доволен своей работой. Как оценивает каждый свою работу, показываем на руках.

Дети показывают на руках свои оценки.

9. Домашнее задание

Кто хочет дома решить вычитание чисел?

423-181=