Обобщающий урок чтения в 3-м классе по теме: "Добро в твоем сердце"

Разделы: Начальная школа


Тема: Устный журнал “Добро в твоем сердце”

Цели:

  • обобщить знания детей о произведениях про животных разных писателей;
  • освоение детьми художественного исполнения, через умение пересказывать, выразительно читать наизусть, составлять устный рассказ о животном, рассказывать о себе от имени какого-то героя;
  • воспитание любви и уважения к животному миру, заботе о нем;
  • развитие памяти, воображения.

Оборудование:

Выставка книг про животных; рисунки героев прочитанных произведений детьми.

Песня “Резиновый ежик”, маска медведя, пословицы.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Сообщение темы урока

Сегодня мы составим журнал, который расскажет о взаимоотношениях людей и животных. Называется он “Добро в твоем сердце”. Это необыкновенный журнал. Его можно только услышать, его так и называют: устный журнал. В нашем журнале будет три страницы.

3. Первая страница

“ Золотая клетка соловья не красит ”

Как вы понимаете смысл этой пословицы? Ответ ученика. Прекрасно любое животное на свободе. Соловья украшает его трель, оленя – рога, лося – красивый бег…

Представьте себе на минутку лес без зверей, луг без насекомых, речку без рыбы.

Стоит ли, защищая диких животных, приносить их домой?

Вспомните произведения, где авторы дают нам совет, а помогут нам в этом следующие герои.

Медведь (ребенок в маске).

Я - хищник. Но охочусь не так уж часто. Зато если встречу в лесу заросли малины – поем ягоду. А найду гнездо диких пчел – с большой охотой полакомлюсь медом. Могу отыскать грибы, выкопать из земли корешки растений. А как мне жилось у человека, вы уже знаете.

Расскажите обо всех моих ночных приключениях.

Кто автор этого произведения? (Ученики пересказывают соответствующий отрывок из рассказа Д. Н. Мамина – Сибиряка.)

Медведь.

Теперь объявляю конкурс “Раз, два, три – говори”.

Как только я скажу эти слова, вы называете меня так, как это делал Д. Н. Мамин – Сибиряк в своем произведении. Кто последний скажет, тот и победит. Дети называют слова: живая рукавица, маленький увалень, упрямый зверь, маленький гость, медвежонок, зверина, маленький квартирант, беспокойный гость, виновник скандала, разбойник, поганый зверь.

Звучит песня “ Резиновый ежик ” (Муз. С. Никитина, стихи Ю. Мориц, исполняют Т. и С. Никитины)

После прослушивания.

  • Кто герой этой песни?
  • А в каком произведении этого раздела герой тоже ежик, но живой, настоящий? В. Берестов “Прощание с другом”.
  • Кто прочитает стихотворение наизусть?
  • Счастливый ли конец у этого стихотворения? Почему вы так думаете?
  • Послушайте стихотворение И. Пивоваровой “ Ежик ” (Рассказывает наизусть один из учеников).

Нашли в лесу мы ежика
И принесли домой.
Пускай по кухне бегает,
Колючий и смешной!

Пускай ворчит сердито,
Пыхтит как паровоз,
Пускай сует повсюду
Свой круглый черный нос!

Ему мы дали коврик
И чашку с молоком,
А утром он вернется
В тенистый бурелом,

Где тихо и прохладно,
Где ландыши стоят,
Где ждут его ежиха
И пятеро ежат.

  • Зачем взяли ежика ребята домой? (Ради забавы).
  • Чтобы вы им посоветовали? Где лучше любоваться ежиком?
  • Почему животные выбирают свободу, а не жизнь на всем готовом у человека дома?

4. Вторая страница

“ Мой маленький друг ”

  • Вспомните пословицы о дружбе.

Ответы детей. Друг – зеркало друга. Друга нашел – клад отыскал. Человек без друзей, что дерево без корней.

  • Есть ли у вас четвероногий или пернатый друг? Расскажите о нем по плану.

На доске написан план.

  • Как зовут вашего друга? Кто он?
  • Опиши его внешность.
  • Расскажи о его повадках.
  • Вспомни интересный случай.

Составление устного рассказа о домашнем животном по плану, записанном на доске, является подготовкой к написанию домашнего сочинения.

Рассказы ребят по плану.

  • Очень интересные у вас получились рассказы о ваших маленьких друзьях.
  • А чтобы они рассказали о вас, если бы умели говорить? Представьте, что на урок к нам прилетел Капитан Клюквин, прибежали Ханг и Чанг. Что бы мы услышали?

Творческий рассказ от имени литературного персонажа.

5. Третья страница

“ Ты всегда в ответе за всех, кого приручил ”

  • Послушайте отрывок из стихотворения А. Барто “Думают ли звери?”

Читает наизусть подготовленный ученик.

Я думаю о том:
Умеют думать звери?
Вот, шевельнув хвостом,
Котенок входит в двери
Он думает о том,
Что будет с ним потом?

Есть мысли у телят?
Я увидел, как телята
Хвостами шевелят
И вдаль глядят куда-то…

Бывают у собак
Нерадостные мысли,
Задумается пес –
И уши вниз повисли.

  • Согласны ли вы с героем стихотворения, что собаки, кошки умеют думать?
  • Что их может в жизни огорчать?

О собачьей преданности ходят легенды, а всегда ли мы, люди, внимательны к своим питомцам?

В один из осенних дней 1974 года в московском аэропорту Внуково шла посадка на отлетающий в Норильск самолет. Один из пассажиров был с овчаркой. На собаку был куплен билет, но в самолет ее не пустили – не оказалось справки от врача. И тогда хозяин обнял пса, снял ошейник и… улетел, оставив собаку на аэродроме. Овчарка осталась ждать. Она поселилась на аэродроме и в течение почти двух лет каждый день встречала все прилетавшие самолеты. Собака подбегала к трапу и днем , и ночью, и в лютый мороз, и в зной и терпеливо ждала, пока с борта не сходил последний пассажир…

  • Мы читали с вами произведения, в которых герои очень любили животных и заботились о своих маленьких друзьях.
  • Прочитайте эти отрывки вслух.
  • Вспомните сказку А. де Сент – Экзюпери “ Маленький принц ”
  • Какой секрет Лис открыл маленькому принцу?

Ответы детей.

  • “ Зорко лишь одно сердце. Самое главное глазами не увидишь. Ты всегда в ответе за тех, кого приручил ”.
  • Почему Лис доверил эти секреты маленькому принцу? ( Они стали друзьями).
  • Помните эти мудрые слова. Окружите любовью того, кто живет рядом с вами.

И пусть наш журнал закрывается этими словами: (чтение хором) “ Ты всегда в ответе за всех, кого приручил ”.

6. Итог урока

  • Какими произведениями вы бы дополнили этот раздел?

7. Домашнее задание

Написать сочинение. Оформить работу рисунками.