Тема: Устный журнал “Добро в твоем сердце”
Цели:
- обобщить знания детей о произведениях про животных разных писателей;
- освоение детьми художественного исполнения, через умение пересказывать, выразительно читать наизусть, составлять устный рассказ о животном, рассказывать о себе от имени какого-то героя;
- воспитание любви и уважения к животному миру, заботе о нем;
- развитие памяти, воображения.
Оборудование:
Выставка книг про животных; рисунки героев прочитанных произведений детьми.
Песня “Резиновый ежик”, маска медведя, пословицы.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Сообщение темы урока
Сегодня мы составим журнал, который расскажет о взаимоотношениях людей и животных. Называется он “Добро в твоем сердце”. Это необыкновенный журнал. Его можно только услышать, его так и называют: устный журнал. В нашем журнале будет три страницы.
3. Первая страница
“ Золотая клетка соловья не красит ”
Как вы понимаете смысл этой пословицы? Ответ ученика. Прекрасно любое животное на свободе. Соловья украшает его трель, оленя – рога, лося – красивый бег…
Представьте себе на минутку лес без зверей, луг без насекомых, речку без рыбы.
Стоит ли, защищая диких животных, приносить их домой?
Вспомните произведения, где авторы дают нам совет, а помогут нам в этом следующие герои.
Медведь (ребенок в маске).
Я - хищник. Но охочусь не так уж часто. Зато если встречу в лесу заросли малины – поем ягоду. А найду гнездо диких пчел – с большой охотой полакомлюсь медом. Могу отыскать грибы, выкопать из земли корешки растений. А как мне жилось у человека, вы уже знаете.
Расскажите обо всех моих ночных приключениях.
Кто автор этого произведения? (Ученики пересказывают соответствующий отрывок из рассказа Д. Н. Мамина – Сибиряка.)
Медведь.
Теперь объявляю конкурс “Раз, два, три – говори”.
Как только я скажу эти слова, вы называете меня так, как это делал Д. Н. Мамин – Сибиряк в своем произведении. Кто последний скажет, тот и победит. Дети называют слова: живая рукавица, маленький увалень, упрямый зверь, маленький гость, медвежонок, зверина, маленький квартирант, беспокойный гость, виновник скандала, разбойник, поганый зверь.
Звучит песня “ Резиновый ежик ” (Муз. С. Никитина, стихи Ю. Мориц, исполняют Т. и С. Никитины)
После прослушивания.
- Кто герой этой песни?
- А в каком произведении этого раздела герой тоже ежик, но живой, настоящий? В. Берестов “Прощание с другом”.
- Кто прочитает стихотворение наизусть?
- Счастливый ли конец у этого стихотворения? Почему вы так думаете?
- Послушайте стихотворение И. Пивоваровой “ Ежик ” (Рассказывает наизусть один из учеников).
Нашли в лесу мы ежика
И принесли домой.
Пускай по кухне бегает,
Колючий и смешной!Пускай ворчит сердито,
Пыхтит как паровоз,
Пускай сует повсюду
Свой круглый черный нос!Ему мы дали коврик
И чашку с молоком,
А утром он вернется
В тенистый бурелом,Где тихо и прохладно,
Где ландыши стоят,
Где ждут его ежиха
И пятеро ежат.
- Зачем взяли ежика ребята домой? (Ради забавы).
- Чтобы вы им посоветовали? Где лучше любоваться ежиком?
- Почему животные выбирают свободу, а не жизнь на всем готовом у человека дома?
4. Вторая страница
“ Мой маленький друг ”
- Вспомните пословицы о дружбе.
Ответы детей. Друг – зеркало друга. Друга нашел – клад отыскал. Человек без друзей, что дерево без корней.
- Есть ли у вас четвероногий или пернатый друг? Расскажите о нем по плану.
На доске написан план.
- Как зовут вашего друга? Кто он?
- Опиши его внешность.
- Расскажи о его повадках.
- Вспомни интересный случай.
Составление устного рассказа о домашнем животном по плану, записанном на доске, является подготовкой к написанию домашнего сочинения.
Рассказы ребят по плану.
- Очень интересные у вас получились рассказы о ваших маленьких друзьях.
- А чтобы они рассказали о вас, если бы умели говорить? Представьте, что на урок к нам прилетел Капитан Клюквин, прибежали Ханг и Чанг. Что бы мы услышали?
Творческий рассказ от имени литературного персонажа.
5. Третья страница
“ Ты всегда в ответе за всех, кого приручил ”
- Послушайте отрывок из стихотворения А. Барто “Думают ли звери?”
Читает наизусть подготовленный ученик.
Я думаю о том:
Умеют думать звери?
Вот, шевельнув хвостом,
Котенок входит в двери
Он думает о том,
Что будет с ним потом?Есть мысли у телят?
Я увидел, как телята
Хвостами шевелят
И вдаль глядят куда-то…Бывают у собак
Нерадостные мысли,
Задумается пес –
И уши вниз повисли.
- Согласны ли вы с героем стихотворения, что собаки, кошки умеют думать?
- Что их может в жизни огорчать?
О собачьей преданности ходят легенды, а всегда ли мы, люди, внимательны к своим питомцам?
В один из осенних дней 1974 года в московском аэропорту Внуково шла посадка на отлетающий в Норильск самолет. Один из пассажиров был с овчаркой. На собаку был куплен билет, но в самолет ее не пустили – не оказалось справки от врача. И тогда хозяин обнял пса, снял ошейник и… улетел, оставив собаку на аэродроме. Овчарка осталась ждать. Она поселилась на аэродроме и в течение почти двух лет каждый день встречала все прилетавшие самолеты. Собака подбегала к трапу и днем , и ночью, и в лютый мороз, и в зной и терпеливо ждала, пока с борта не сходил последний пассажир…
- Мы читали с вами произведения, в которых герои очень любили животных и заботились о своих маленьких друзьях.
- Прочитайте эти отрывки вслух.
- Вспомните сказку А. де Сент – Экзюпери “ Маленький принц ”
- Какой секрет Лис открыл маленькому принцу?
Ответы детей.
- “ Зорко лишь одно сердце. Самое главное глазами не увидишь. Ты всегда в ответе за тех, кого приручил ”.
- Почему Лис доверил эти секреты маленькому принцу? ( Они стали друзьями).
- Помните эти мудрые слова. Окружите любовью того, кто живет рядом с вами.
И пусть наш журнал закрывается этими словами: (чтение хором) “ Ты всегда в ответе за всех, кого приручил ”.
6. Итог урока
- Какими произведениями вы бы дополнили этот раздел?
7. Домашнее задание
Написать сочинение. Оформить работу рисунками.