Деление дробей

Разделы: Математика


ТЕМА: Деление дробей.

ЦЕЛЬ:

  • Изучение правила деления дробей; Формирование элементарных умений выполнять деление дробей;
  • развитие основных умений выполнять деление дробей по основному алгоритму; Развитие внимания, логического мышления;
  • воспитание интереса к изучению предмета, умений работать в группах.

ПЛАН УРОКА:

1. Организационный момент.

2. Устная работа, приводящая к новому правилу.

3. Введение определения.

4. Работа с карточками на усвоение.

5. Физминутки.

6. Устная работа «найди ошибку».

7. Закрепление: вычисления по цепочке.

8. Подведение итогов урока.

ХОД УРОКА

1) Сегодня на уроке, ребята, нам предстоит выполнить серьёзную работу. От вас потребуется усидчивость, стремление, внимание, последовательность и правильность выполнения заданий.

Устная работа: назовите число, обратное данному числу:

2) А как проверить правильность выполнения действия умножения? (Действием деления).

Как выполняется деление дробей, мы не знаем. Настало время познакомиться с этим новым действием.

Делить, делиться порой бывает нелегко, поэтому и сама операция деления дробей требует особого внимания.

Вспомним, что такое деление, как математическое действие? (действие, обратное умножению; действие, когда по одному из множителей и произведению находят другой множитель).

Сейчас мы вместе попытаемся увидеть новое для нас правило деления дробей в ходе рассмотрения следующей задачи.

Теперь наши пути решения разойдутся.

Какие у вас есть предложения по решению данного уравнения?

Во-первых, мы умеем решать такие уравнения с использованием понятия взаимно-обратных чисел (достаточно домножить обе части уравнения на число, обратное коэффициенту при переменной Х).

Во-вторых, нам известно стандартное правило нахождения неизвестного множителя (необходимо произведение разделить на известный множитель).

Рассмотрим оба этих случая:

Посмотрите внимательно на два получившихся выражения для нахождения значения Х. Это ответы одной и той же задачи, значит ответы должны быть одинаковыми. В одном случае мы умножаем на 7/6, а в другом – делим на 6/7.

Получаем, что при делении на 6/7 должен получиться такой же ответ, если умножить на 7/6. Значит, смысл действия деления дробей сводится к умножению на число, обратное делителю. Это не случайная замеченная нами особенность.

Знакомство с новым правилом на стр. 100 учебника, повторить несколько раз, спросить по памяти нескольких учеников.

3) Используя изученное правило рассмотреть его применение на различных примерах.

Дети получают специальные карточки, заполнение которых осуществляют вместе с учителем, с комментариями с места. Следует рассмотреть деление дроби на дробь, деление натурального числа на дробь и дроби на натуральное число, деление смешанных чисел. При заполнении дети ещё раз проговаривают правило. Особое внимание уделить трём этапам при выполнении деления: делимое остаётся без изменений; деление заменяется на умножение; умножаем на число, обратное делителю.

 

 

Деление
дробей

Применение
правила
деления

Правило
умножения

Преобразование

Ответ

  5/7 : 3/4 = 5/7 * 4/3= (5*4) / (7*3) = 20/21 20/21
  5 : 2/5 = 5 *      
7/8 : 2 = 7/8 : 2/1= 7/8 *      
4 1/2 : 1 1/2= 9/2 : 3/2 = 9/2 *      

На обратной стороне карточки есть три задания, которые дети прорешивают после заполнения карточки на местах, затем проверяют решения и полученные результаты.

РЕШИ САМ

1. 4/6 : 3 =
2. 8 : 4/5 =
3. 1 2/3 : 1 1/10 =

4) Проведение физминутки.

5) Этап усвоения определения.

Проверим, как вы усвоили сегодняшнее правило и выясним, насколько вы внимательны: «НАЙДИ ОШИБКУ»

6) Решение заданий из учебника: № 619 (а,б,г).

7) Работа в группах. Дети по очереди выходят к доске и записывают решение примера.

8) Молодцы. Хорошо поработали. Давайте подведём итоги:

Что нового вы сегодня узнали на уроке?

Как выполняется деление дробей?

Что такое взаимно-обратные числа?

Дома: Правило, № 617.