Современная структура российской школы предполагает обязательное включение краеведческого компонента в содержание образования младших школьников, так как именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к окружающему миру, к фактам и явлениям действительности, создаются условия для развития творческого мышления, нравственных чувств, твёрдых убеждений.
Уже много лет знакомлю младших школьников с окружающим миром по системе учебных курсов с экологической направленностью автора А.А. Плешакова. Этот курс позволяет формировать у детей целостное представление об окружающем мире, о месте в нём человека. Некоторые темы даю значительно шире, чем они рассматриваются в учебнике по природоведению, а с 2001- 2002 учебного года участвую в творческой работе по обновлению содержания образования через внедрение НРК ГОС, учитывая возрастные особенности и мотивацию обучения.
Дидактическим стержнем многих уроков является деятельность самих учащихся, в ходе которой дети наблюдают, сравнивают, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности, учатся готовить сообщения из дополнительной литературы и писать рефераты о растениях, животных, полезных ископаемых Мурманской области. На экскурсиях в областной краеведческий музей дети знакомятся с бытом коренных жителей Кольского края, с основными географическими и климатическими особенностями Мурманской области, с видами животных и растений и их значением в жизни человека в условиях Заполярья.
Используя экспериментальный проект, реализации НРК ГОС мною было составлено календарно-тематическое планирование по природоведению.
1 класс, учебник А. А. Плешакова "Мир вокруг нас"
№ |
|
Содержание материала по |
Первое полугодие |
||
1. | Наша школа (экскурсия) |
|
2. | Что у нас под ногами? | Полезные ископаемые Мурманской области (гранит). |
3. | Что это за хвоинки? Что это за листья? |
Основные виды растений Мурманской
области, их значение в природе и жизни человека в условиях Кольского Севера. |
4. | Кто такие насекомые? | Основные виды животных Мурманской
области (бабочка - махаон). |
5. | Кто такие рыбы? | Основные виды животных Мурманской области. |
6. | Кто такие птицы? Кто такие звери? |
Основные виды животных Мурманской области. |
7. | Что мы знаем о нашей стране и своём городе? |
Города Мурманской области: история возникновения. |
8. | Куда текут реки? | Мурманская область: природные
характеристики (основные географические особенности). |
9. | Как живут растения? | Основные виды растений Мурманской области. |
10. | Как живут животные? | Основные виды животных Мурманской области. |
11. | Как зимой помочь птицам? | Основные виды животных Мурманской области. |
Второе полугодие. |
||
1. |
Когда наступит лето? | Мурманская область: природные
характеристики (основные климатические особенности. |
2. |
Где зимуют птицы? | Основные виды животных Мурманской области. |
3. |
Когда появилась одежда? | Коренные жители Кольского Севера. Одежда саамов. |
4. |
Почему их так назвали? | Основные виды растений Мурманской области |
5. |
Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек? |
Мероприятия по охране природы региона. |
6. |
Почему в лесу нужно соблюдать тишину? |
Правила охраны растений и животных Мурманской области. |
7. |
Почему мы часто слышим слово "экология?" |
Мероприятия по охране природы региона. |
2 класс, учебник А. А. Плешакова "Мир вокруг нас"
Первое полугодие |
||
1. | Твой адрес в мире | Где мы живём? Мурманск на карте и глобусе. |
2. | Неживая и живая природа. Явления природы. |
Мурманская область: климатические особенности и природные характеристики. |
3. | Что такое погода? | Мурманская область: климатические особенности и природные характеристики. |
4. | Какие бывают растения? | Основные виды растений Мурманской области (видеофильм). |
5. | Какие бывают животные? | Основные виды животных Мурманской области . |
6. | Что где растёт? Кто где живёт? | Основные виды животных и растений Мурманской области (сообщения детей). |
7. | Дикорастущие и культурные растения. |
Основные виды дикорастущих и
культурных растений Мурманской области. |
8. | Дикие и домашние животные. | Домашние животные в жизни человека на Крайнем Севере. Правила содержания домашних животных. |
9. | Красная книга. | Правила охраны животных и растений
мурманской области. |
10. | Будь природе другом! | Особо охраняемые природные территории Заполярья. |
11. | Город и село. Наш дом. | Специфика образа жизни в условиях
Крайнего Севера. Жилище саамов. |
12. | Растения и животные зимой. | Мероприятия по охране природы региона. |
13. | Что такое экономика? | Экономика в домашнем хозяйстве. Что сколько стоит? |
14. | Культура и образование. | Культура саамов и поморов — составная
часть культуры Мурманской области. |
Второе полугодие. |
||
1. |
Охрана здоровья в разные времена года. |
Влияние условий Крайнего Севера на здоровье человека. |
2. |
Поверхность нашего края. | Мурманская область: основные географические особенности. |
3. |
Водоёмы нашего края. | Мурманская область: основные географические особенности. Водоёмы Мурманской области. |
4. |
Путешествие по родной стране. |
Мурманская область на карте России. |
5. |
Впереди лето! | Лекарственные растения Мурманской области. |
3 класс, учебник А. А. Плешакова "Природоведение"
I полугодие. |
||
1. |
Природа в опасности. | Особо охраняемые природные территории Заполярья |
2. |
Природе нужна твоя помощь | Мероприятия по охране природы региона |
3. |
Воздух должен быть чистым | Влияние условий Крайнего Севера на здоровье человека |
4. |
Берегите воду | Влияние условий Крайнего Севера на здоровье человека |
5. |
Полезные ископаемые и их охрана |
Основные виды полезных ископаемых Мурманской области |
6. |
Разнообразие растений | Основные виды растений Мурманской области и их значение в природе и жизни человека в условиях Кольского Севера |
7. |
Разнообразие животных | Основные виды животных Мурманской области и их значение в природе и жизни человека в условиях Кольского Севера |
8. |
Растениеводство | Сельскохозяйственные растения Заполярья |
9. |
Животноводство | Сельскохозяйственные животные Мурманской области, домашние животные в жизни человека |
10. |
Будем беречь здоровье. Как человек воспринимает окружающий мир? |
Главные правила сохранения здоровья в Заполярье |
11. |
Надёжная защита организма | Влияние условий Крайнего Севера на здоровье человека |
12. |
Наше питание | Специфика образа жизни в условиях Кольского Севера |
4 класс, учебник А. А. Плешакова "Природоведение"
I полугодие. |
|||
1. |
"Сохраним природу России". Урок: "Карта полушарий, карта России". |
Путешествие по карте Мурманской области. Города Мурманской области: история возникновения. |
|
2. |
Природные зоны нашей страны. Тундра. | Природа Мурманской области: основные географические и климатические особенности Мурманской области. |
|
3. |
Тундра. | Экскурсия в Краеведческий музей: "Природа тундры в Мурманской области" |
|
4. |
Тундра и человек. | Основные виды животных и растений Мурманской области. |
|
5. |
Лесная зона. Лес и человек. | Экскурсия в Краеведческий музей: "Природа леса в Мурманской области" |
|
6. |
"Правильно ли мы используем леса?" | Правила охраны растений и животных в Мурманской области. |
|
7. |
Заповедники нашей страны. | Особо охраняемые природные территории Заполярья. Мероприятия по охране природы региона. |
|
II полугодие. |
|||
1. |
Сбережём природу своего края | Различные названия края. Наша область на карте России. Карта Мурманской области. Практическая работа по карте Мурманской области |
|
2. |
Поверхность нашего края. | Формы земной поверхности Мурманской области. |
|
3. |
О подземных богатствах. Охрана подземных богатств. | Экскурсия в краеведческий музей "Полезные ископаемые". |
|
4. |
Водоёмы нашего края. Значение водоёмов и их охрана. | Экскурсия в Краеведческий музей: "Жизнь моря". |
|
5. |
Судьба природы — наша судьба. | Экскурсия в Краеведческий музей: "О чём рассказывает Красная книга" |
Трудности при проведении уроков состояли в отборе материала по теме, поиске нужной литературы, так как в основном все книги и пособия предназначены для старшего возраста. Опираясь на обязательный минимум содержания начального образования НРК, составила словарь географических и природных названий, который обогащает словарный запас учащихся региональной лексикой и является ориентиром определяющим объекты эколого-краеведческой работы со школьниками.
С Л О В А Р Ь
основных географических и природных названий Мурманской области.
1. Названия края. Родина |
2. Географические и природные
условия. Кольский полуостров |
3. Города. Мурманск |
4. Озёра. Имандра |
5. Реки. Поной |
6. Горы-тундры. Хибинские
тундры |
7. Грибы. подберёзовики |
8. Кустарнички. жимолость |
9. Травы. мать-и-мачеха |
10. Деревья. рябина |
11. Звери. гренландский тюлень |
12. Звери. бурый медведь |
13. Птицы. куропатка |
14. Птицы. лебеди-кликуны |
15. Полезные ископаемые. апатит |
Выполняя требования к уровню подготовки обучающихся, оканчивающих начальную школу по НРК ГОС, решая учебные и практические задачи, провожу с учениками игру-лото, разработанною мною с учётом требований экспериментального проекта на основе публикаций в методических газетах и журналах. Данная игра помогает каждому обучаемому углубить и лучше усвоить полученные знания.
ЛОТО по природоведению.
Лото разрезается на карточки (по строкам таблицы). В начале игры каждый ученик получает отдельную карточку. Начинающий игру, читает определение справа. Весь класс думает над ответом, а тот ученик, у которого ответ написан на карточке слева, отвечает, а затем читает новое определение (справа на его карточке). Игра может проходить и наоборот (читается термин, а нужно найти определение).
Полярный круг |
Край, находящийся на крайнем
северо-западе страны, за Полярным кругом.Условная линия, проходящая по параллели в Северном и Южном полушарии с широтами 66° 33? Условная линия, проходящая по параллели в Северном и Южном полушарии с широтами 66° 33? |
Полярная ночь |
Период, когда солнце зимой на
больших широтах не показывается над горизонтом и прямое солнечное освещение отсутствует. |
Полярный день |
Период, когда солнце на больших
широтах многие сутки не опускается за горизонт. |
Полярное сияние |
Быстро меняющееся свечение
отдельных участков ночного неба, наблюдаемое временами преимущественно на больших широтах. |
Сполохи |
Местное название Полярного сияния. |
Шторм |
Сильная буря на море. |
Мурманск |
Столица Заполярья.
Город, расположен |
Баренцево море |
Самое крупное, самое тёплое и самое солёное из морей Северного Ледовитого океана, не замерзает благодаря теплому течению, заходящему в него. |
Кольский залив |
Один из заливов Баренцева моря. Узкий, глубоко вдающийся в сушу морской залив со скалистыми берегами. |
Белое море |
Море, омывающее Кольский
полуостров с юго-востока. |
Норвегия (Осло) |
Государство, граничащее с
Мурманской областью на северо-западе. |
Финляндия (Хельсинки) |
Государство, граничащее с
Мурманской областью на юго-западе. |
Карелия и Архангельская область |
Соседи Мурманской области на
юге, занимающие противоположные Кольскому полуострову берега Белого моря. |
Гольфстрим |
Тёплое течение, благодаря
которому часть Баренцева моря не замерзает даже в самые суровые зимы. |
Тундры |
Наименование гор Мурманской области |
Наиболее крупные горные массивы |
Хибинские тундры, |
Имандра |
Самое большое озеро Кольского полуострова. |
Умбозеро |
Самое глубокое озеро Кольского полуострова. |
Природные зоны Мурманской области |
Территория Мурманской
области лежит в |
Поной |
Самая длинная река области. |
Морские террасы |
Форма поверхности
земли, вдоль берега моря, |
Полезное ископаемое, характерное для Мурманской области. |
Апатит — камень плодородия. |
Города Мурманской области |
Мурманск, Кандалакша,
Североморск, |
Типы почв Мурманской области |
Тундровые почвы, подзолистые, дерновые, болотные. |
Хвойные растения |
Можжевельник, сосна, ель, лиственница. |
Ягодные кустарнички |
Черника, брусника, вороника, морошка, клюква. |
Деревья нашего края |
Ель, сосна, берёза, рябина, ольха, ива, черёмуха. |
Лекарственные растения области |
Тысячелистник, мать-и-мачеха,
иван-чай, мокрица, подорожник, цветы кошачьей лапки, вороника - шипша. |
Тундровые растения |
Берёза карликовая, ива полярная, пушица, ягель, лишайники. |
Насекомые |
2000 видов |
Северный олень |
Самое крупное животное тундры. Ценное промысловое животное (мясо, шкуры, средство передвижения) |
Зимующие птицы тундры |
Тундровая и белая куропатки, полярная сова. |
Самая интересная птица наших прибрежий |
Гага. Пух этой птицы —
отличный |
Самые крупные животные нашего леса |
Лось (500-600кг), медведь бурый, куница, белка. |
Крупные птицы леса |
Глухарь, тетерев, рябчик. |
Заполярье |
|
Исходя из опыта работы, можно сделать вывод, что за счёт специальных уроков по региональному содержанию, экскурсий значительно повысился уровень знаний учащихся по природоведению. Благодаря региональной лексике, расширился словарный запас. Учащиеся познакомились с историей, языковой культурой края. Кроме этого НРК оказывает естественное влияние на личностно- ориентированное обучение учащихся. Ребята сами проявляют инициативу, занимаются поиском литературы, иллюстраций, и в результате развиваются их творческие способности.