Цели урока:
1. Совершенствовать навыки письменного, устного деления чисел, оканчивающихся нулями.
2. Повторить знания компонентов математических действий (сложения, вычитания, умножения, деления).
3. Повторить порядок действий в составных выражениях.
4. Закрепить умение решать задачи на движение, в случае, когда тела движутся одновременно.
5. Закрепить знания о связи между величинами: скорость, время, расстояние.
Ход урока
1. Орг. момент
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно.
Нас оно торопит в класс,
Открытый урок у нас сейчас!
2. Сообщение темы и цели урока:
-Тема урока звучит сегодня… (Ученик читает с доски.)
- Мы этому уже учились?
- Тогда, как вы думаете, какая цель урока сегодня? (Ответы учащихся, учитель дополняет.)
- Мы будем упражняться в решении примеров и задач.
- На этом уроке вам будут предложены интересные задания. А чтобы выполнить их, показав свои знания, надо внимательно слушать учителя, своих одноклассников.
- Сегодня вы ещё будете оценивать не только работу одноклассников, но и свою собственную. А как, вы узнаете чуть-чуть позже.
- Открыли тетради. Записали число, «классная работа».
3. Закрепление изученного материала
а) Устный счёт:
- Но, чтобы выполнить это задание, давайте вспомним, какие математические действия вы уже умеете выполнять? (Cложение, вычитание, умножение, деление).
- Напомните компоненты этих действий. (Карточки-помощники.)
Математический диктант:
(1 ученик работает у доски, остальные – в тетрадях/)
- Найти сумму чисел 2.600 и 100. (2.700)
- Найти разность чисел 3.000 и 10. (2.900)
- Найти произведение чисел 4 и 80. (320)
- Найти частное чисел 600 и 3. (200)
Проверка.
- Сравните ответы. У кого другой результат? Исправьте ошибки (ошибки уточняются).
Итог №1
- Кто не допустил ни одной ошибки? Поставьте на полях напротив этого задания знак «+».
- Кто допустил одну ошибку и более? Поставьте… «-». Значит, над этим материалом мы будем работать ещё.
б)
- Что общего у записанных чисел: 2.700, 2.900, 320, 200 ? (1. Оканчиваются на нуль. 2. Многозначные.)
- Устно вы вычислять умеете, а теперь давайте вспомним решение примеров в несколько действий. Что важно знать при решении таких примеров? (Порядок действий.)
- Кто напомнит порядок выполнения действий без скобок? Со скобками?
- Выполните самостоятельно.
10.000 – 2.700 * 10 : 90 + 200 =
(2.990 – 890) : (380 + 320) * 200 =
(Слабые учащиеся используют карточки- помощники.)
Проверка. (Один ученик объясняет у доски.)
Итог №2
Физминутка.
в)
- А теперь вспомним письменный способ деления многозначных чисел, оканчивающихся нулями.
- Чтобы справиться со следующим заданием, сначала мы решим первый пример вместе, а при рассуждении используем алгоритм письменного способа деления многозначных чисел. / карточка №1 /
7200 \ 600
\
- Мы вспомнили письменный способ деления многозначных чисел вместе. А теперь поработаем по группам.
- Следующие два примера уже решены, а правильно или неправильно - вам и надо выяснить. (Примеры записаны на доске и на карточках. Учащиеся работают, исправляя ошибки в карточках.)
Проверка. (Примеры записаны на доске.)
- В каком месте была допущена ошибка?
Итог №3
г)
- Такие математические выражения используются в решении задач.
(Учащиеся читают задачу, с. 21 № 103 учебника.)
(С двух пристань, расстояние между которыми 120 км, навстречу друг другу одновременно отплыли два теплохода. Один плыл по реке со скоростью 22 км/ч, а другой со скоростью 18 км/ч. Через какое время теплоходы встретятся?)
- Прочитайте текст задачи про себя, вслух.
- Что известно?
- Что надо найти?
- Какая схема подойдёт? Почему?
- Дополните схему.
- Можно ли сразу ответить на вопрос задачи? Почему?
- Что найдём первым действием?
- Теперь мы можем ответить на вопрос задачи? (Запись решения задачи дублируется на доске.)
Итог №4
4. Итог урока
- Давайте напомним, какие математические знания мы закрепляли?
- Кто сегодня все задания выполнил без ошибок?
- У кого одна ошибка? У кого больше? Значит на следующих уроках нам надо над этим поработать.
Отметки за урок.
5. Домашнее задание
- Дома вы ещё раз поупражняетесь, чтобы на следующих уроках совершенствовать умения выполнять все действия с многозначными числами.
Приложение.
Карточка-алгоритм письменного способа деления многозначных чисел:
1. Прочитай и запиши пример.
2. Выдели первое неполное делимое и установи число цифр в частном.
3. Раздели неполное делимое на делитель и найди цифру частного.
4. Умножь…
5. Вычти…
6. Проверь…
7. Образуй следующее неполное делимое и продолжай деление так же до конца.