Дидактическая цель урока: выявить, что при одинаковом периметре этих фигур площадь квадрата больше площади прямоугольника.
Цель учителя: организовать поиск новых знаний, решение учебной задачи разными способами.
Оборудование: ножницы, линейка, геометрические фигуры.
ХОД УРОКА.
1. Математическая разминка “Догадайся!”
а) | Масса лекарства | 2… |
Масса слона | 5… | |
Масса арбуза | 7…. | |
Масса автомобиля | 1… | |
Масса батона | 500… | |
б) | Подумай! Какие величины можно сложить? | |
|
||
|
||
|
||
|
||
|
||
|
2. Этап актуализации известного способа действия. ( Работа в парах.)
На партах у детей по 2 фигуры, ножницы, линейка.
– Как думаете: какие задачи поставлены?
Ответы: измерить длину, ширину, периметр, вычислить площадь.
Новая задача: Площадь, какой фигуры больше и насколько?
3. Этап выдвижения гипотез и планирование действий по их проверке
– Расскажите, как действовали. Какой результат получили?
На доске начертить таблицу.
|
A |
B |
P |
S > S |
12 см |
одинаковый |
на 36 см 2 |
||
18 см |
6 см |
|||
8 см |
одинаковый |
на 16 см 2 |
||
12 см |
4 см |
|||
8 см |
одинаковый |
на 4 см 2 |
||
10 см |
6 см |
|||
10 см |
одинаковый |
на 9 см 2 |
||
13см |
7 см |
– Как узнали: на сколько S > S ?
– А как по-другому узнать?
Ответы детей: наложить, отрезать.
– А кто из вас может этот результат получить
более коротким способом? – Посмотрите на
таблицу, где ваши записи.
Сравните сторону и .
Что можно увидеть? (На сколько сторона квадрата
больше стороны прямоугольника)
– Как вычислить площадь этого квадрата?
Вывод: при одинаковом периметре площадь квадрата больше площади прямоугольника. Это истина.
– Как вы это узнавали? (Два способа)
4. Поиск полученного нового знания при решении задач.
Задача : Два участка земли имеют изгородь одинаковой длины. Первый участок прямоугольный с шириной 40 м, а второй квадратный со стороной 80 м. Какой из участков больше по площади и на сколько? (Площадь квадрата больше на 1600 кв. м)
– Прочитайте. Что скажите?
– Чем похожи эта задача и решенные вами задачи?
– Чем отличаются?
Ответы детей: S > S – это мы уже знаем.
5. Планирование действий: анализ задачи.
I-й способ.
1) 80 . 4 = 320 (м) длина изгороди каждого
участка
2) 320 : 2 – 40 = 120 (м) длина прямоугольного участка
3) 80 . 80 = 6400 ( м 2) площадь
прямоугольного участка
4) 120 . 40 = 4800 (м 2) площадь
квадратного участка
5) 6400 – 4800 = 1600 (м 2) больше площадь
квадратного участка
II-й способ (если дети не увидят, вернуться к таблице).
a | В |
P |
S |
40 м | одинаково |
||
80 м |
- 80 – 40 = 40 (м) разница в длине сторон квадрата и прямоугольника
- 40 . 40 = 1600 (м 2) больше площадь квадрата
– Какой способ вам понравился?
– Почему?
6. Итог урока.
Определение следующего шага в движении.
– Как вы думаете, чем будем заниматься завтра на уроке математики?