ТИП УРОКА: комбинированный.
ЦЕЛЬ УРОКА:
помочь учащимся понять, какие условия жизни необходимы растениям и животным.
ЗАДАЧИ:
- ознакомить учащихся с водой, воздухом и теплом как условиями жизни растений и животных;
- формировать представления учащихся о единстве растительного и животного мира с условиями внешней среды, расширяя знания детей о жизни растений и животных;
- продолжать формировать общеучебные умения и навыки: работать с учебником, рабочей тетрадью, точно выполнять инструкции учителя;
- развивать у учащихся навыки умственного труда, умения анализировать, обобщать и делать выводы;
- воспитывать любовь и бережное отношение ко всему природному окружению.
МЕТОДЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ:
беседа, использование художественного слова (стихотворение, загадки), карточки с индивидуальным заданием, вопросы, элементы драматизации, наглядный материал – картинки, карточки с опорными словами, рассказ по результатам наблюдения, практическая работа: посадка семян, подбор и наклеивание картинок.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- Силуэт дома из бумаги; карточки со словами “РАСТЕНИЯ”, “ЖИВОТНЫЕ”, “ПИЩА”, “ВОДА”, “ТЕПЛО”, “СВЕТ”, “ВОЗДУХ”;
- баночка с проросшими семенами, ящик с землёй;
- картинки животных и растений;
- элементы костюмов: дуба, белки, кабана, солнца, воды.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:
-учебник для 1 класса А.А. Плешакова “Мир вокруг нас”. Часть 1.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:
-учебник для 1 класса А.А. Плешакова “Мир вокруг
нас”.
-тетрадь
СТРУКТУРА УРОКА:
- Организационный момент.
- Вступительное слово учителя.
- Повторение пройденного материала.
- Изучение нового материала.
- Практическая работа.
- Физкультминутка.
- Работа по учебнику.
- Итог урока.
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент.
Учитель. Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Индивидуальные задания по карточкам:
Дети, у которых на столе зелёный фонарик выполняйте задания по карточкам.
Вопросы учителя классу:
Какое сегодня число? Какой месяц?
Какой идёт год? Какой сегодня день недели?
Расскажите всё о сегодняшнем дне. (Сегодня 27 ноября 2003 года, четверг.)
2. Вступительное слово учителя.
Учитель. Наш урок мне хочется начать небольшим стихотворением:
Всё имеется у нас на потом и на сейчас:
Реки, горы и леса, голубые небеса,
Океаны, пальмы, снег и Земля – одна на всех!
Все она отдать нам рада, только жадничать не надо!
И останется тогда все для всех и навсегда!
Все мы с вами жители планеты Земля. Кроме нас, людей, на планете есть ещё очень много жителей. Назовите наш общий дом. (Природа)
3. Повторение пройденного материала.
На доске прикреплен силуэт дома и расставлены картинки с объектами живой и неживой природы.
Учитель. Дети, давайте заселим наш дом.
Учащиеся, выходя к доске, располагают картинки в домике: слева объекты живой природы, справа – неживой.
4. Изучение нового материала.
Учитель. Сегодня на уроке мы будем рассматривать объекты живой природы: растения и животные.
На доске учитель размещает карточки со словами “РАСТЕНИЯ”, “ЖИВОТНЫЕ”.
Нам предстоит ответить на вопросы:
Как живут растения? Как живут животные?
Учитель открывает запись темы на доске.
Учитель. Чтобы ответить на поставленные вопросы, предлагаю вам стать исследователями. Это значит надо внимательно слушать, думать, размышлять, вспоминать, высказываться, и тогда найдем правильный ответ.
Вопросы учителя:
-Какие растения вы знаете?
-На какие группы можно разделить растения? На
этот вопрос нам поможет ответить тот ученик,
который выполнял задание по карточке.
Проверка выполнения задания учащимся с помощью сигнальных карточек.
-К какой группе растений мы отнесем те, которые
растут на подоконнике? (К комнатным растениям.)
-Что общего у всех растений? На этот вопрос нам
тоже поможет ответить учащийся, выполнявший
работу по карточке. Послушаем и проверим его.
Проверка выполнения задания учащимся с помощью сигнальных карточек.
-Почему растения живые?
-Как вы думаете, с чего начинается жизнь растений?
Мы с вами проращивали семена фасоли в 2-х баночках. Расскажите о результатах опыта.
Рассказ учащихся по наблюдениям.
-Что повлияло на то, что семена начали прорастать? (Вода, тепло.)
Учитель вывешивает на доске карточки “ВОДА”, “ТЕПЛО”.
-Откуда в природе растения получают воду и
тепло?
-Если семена останутся в банке, сможет ли
растение развиваться?
-Что необходимо сделать с проросшими семенами?
-Если мы посадим проросшие семена в ящик, куда
нужно поставить его?
-Почему? Что ещё нужно растениям? (Свет, воздух.)
-Что же необходимо для жизни растений? (Для жизни
растениям необходимы: вода, тепло, свет, воздух.)
Учащиеся делают вывод, используя опорные слова на доске.
Работа с учебником.
Учитель. Прочитайте в учебнике сообщение Мудрой Черепахи и сравните с нашим выводом.
Чтение учащихся по учебнику.
-Что можете сказать? (Наш вывод совпадает со словами Мудрой Черепахи.)
5. Практическая работа.
Учитель. Дети, у которых на столе красные фонарики, посадите проросшие семена в ящик. Пользуйтесь инструкцией.
ИНСТРУКЦИЯ:
- Сделай лунки деревянной палочкой.
- Опусти в лунку семя, корешком вниз.
- Засыпь землёй лунку. Выполняй работу палочкой.
- Полей водой.
Три ученика, получив задание учителя, самостоятельно сажают семена в ящик.
Учитель. А мы выполним практическую работу в тетрадях на странице 21. Предлагаю вам “заглянуть в будущее” - наклеить в тетрадях картинки, представив, как будет развиваться растение из семени.
Остальные учащиеся выполняют работу в тетрадях.
Учитель. С сегодняшнего дня мы будем вести наблюдения за посаженными семенами, и отмечать результаты в Листке наблюдений.
Учитель заполняет 1-ую часть Листка наблюдений.
6. Физкультминутка.
Учитель показывает картинки животных (заяц, рыба, бабочка, сова, медведь, пингвин) и просит изобразить их с помощью мимики, жестов, движений.
7. Работа по учебнику.
Учитель. На какие группы можно разделить животных, которых вы показывали? (На рыб, птиц, насекомых, зверей.)
Докажите, что животные – живые существа. (Они питаются, дышат, размножаются, умирают.)
В учебнике на странице 52 вверху соедините линиями пары рисунков, отвечая на вопрос: кто что ест?
Один учащийся выполняет работу на магнитной доске.
Проверьте себя. (Самопроверка учащихся.)
- Так что же необходимо животным для жизни? (Пища.)
- Для роста детёнышей и для жизни взрослых животных нужна не только пища. Подумайте, что ещё нужно животным? (Вода.)
- Все животные приносят потомство, размножаются. Для себя и своих детёнышей многие животные строят жилища.
- Для чего животным нужен дом? (Чтобы было тепло.)
- Я загадаю вам загадки, а вы отгадайте, о каком животном идет речь, и найдите его жилище на странице 53 учебника.
1. Водяные мастера
Строят дом без топора,
Дом из хвороста и тины,
И плотину. (Бобр строит хатку.)
2. Плотник острым долотом
Строит дом с одним дуплом. (Дятел живет в дупле.)
3. Сделал дыру, вырыл нору.
Вот спальня, вот кладовка –
Всё сделано ловко. (Хомяк роет нору.)
4. Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточка вьёт гнездо.)
5. Модница крылатая,
Платье полосатое.
Ростом хоть и кроха,
Укусит, будет плохо. (Оса строит гнездо.)
Дети, подумайте, в чем же ещё нуждается живое существо? (Воздух, свет.)
Вот мы и нашли ответы на поставленные вопросы в начале урока. Перечитайте получившиеся ответы, и скажите, что же необходимо всем живым организмам?
Учащиеся делают вывод.
Большую роль в жизни живых организмов играют объекты неживой природы, они тесно взаимосвязаны и между ними существуют невидимые нити. Давайте это проверим.
Учащиеся в костюмах дуба, белки, кабана, воды и света показывают сценку.
Учитель. В нашей местности растёт дуб. Мистер Дуб, кто живет на вашем дереве?
Дуб. На моём дереве живет белка.
Появляется белка.
Учитель. А кто питается опавшими желудями?
Дуб. Желудями питается кабан.
Выбегает кабан.
Учитель. Мы знаем, что для жизни животных и растений необходимы вода и свет.
Выходят дети, изображающие воду и свет.
Учитель. Все эти объекты живой и неживой природы тесно связаны и взаимодействуют друг с другом.
Учитель “опутывает” ниткой всю группу учащихся.
Учитель. Они все нужны друг другу для жизни. Но вот пришел лесник и срубил дерево.
Выходит учащийся, изображающий лесника и рубит дерево. Персонажи разбегаются.
Учитель. Белка лишилась своего дома, а кабан корма и они вынуждены были переселиться в другое место. Так была разрушена невидимая на первый взгляд нить, которая связывала их вместе. Я думаю, что посмотрев эту сценку, вы увидели – как порой человек, совершая поступок, не задумывается о его последствиях, нанося вред окружающей среде. Будьте природе другом: любите и берегите её! “…И останется тогда всё для всех и навсегда!”
8. Итог урока.
Учитель. На сегодняшнем уроке, дети, вы были исследователями и искали ответы на вопросы: Как живут растения? Как живут животные?
Как вы считаете, мы смогли найти ответы на эти вопросы?
Если вы считаете, что смогли, то покажите зеленые сигналы карточек, а если вы считаете, что не нашли ответ – покажите красный сигнал.
Из вас получились хорошие исследователи.
Учитель дает словесную оценку работе учащихся на уроке.