Способ обучения сопоставлению карты с местностью и учебное пособие для его осуществления
Основным самым трудным и загадочным приемом ориентирования является сличение (синонимы: опознание, сопоставление, отождествление, идентификация, обнаружение, узнавание) карты с местностью.
В движениях руки, ощупывающей предмет, в движениях глаз, просматривающих видимый контур, в движениях гортани, воспроизводящей слышимый звук, происходит непрерывное сравнение образа с оригиналами, осуществляется его проверка и коррекция.
В детстве у ребенка вырабатывается целая система оперативных единиц восприятия и сенсорных эталонов (гамма цветов, звуков, диапазон температур, фонемы родного языка и др.) опосредствующих восприятие и превращающих его из процесса построения образа в процесс опознания. С усвоением эталонов, ребенок научается пользоваться мерками для систематизации окружающей действительности.
Сознательное выделение той или иной сторон чувственно заданной ситуации, а также, а также различного рода преобразования сенсорной информации, приводящие к созданию адекватного задачам деятельности образа, обязано перцептивным действиям, основным структурным станциям процесса восприятия у человека.
К специфическим перцептивным видам трудовой деятельности, сутью которых является выделение информационных признаков, идентификация (опознание, сличение и др.) относится деятельность дешифровщиков аэрофотоснимков, топографов и, разумеется, спортсменов-ориентировщиков.
Поэтому для воспитания и обучения процессу сличения положено в основу сличение знакомых с детства изображений зверюшек и птиц на картинках (условных картах) с их увеличенными макетными формами, напоминающими природные ориентиры. Тем самым формируя специфические эталоны восприятия пространства, соотношений размеров, объемов (масштабов), научению выделений информационных признаков.
Если для научения сличения младших школьников применяются знакомые с детства зрительные образы зверей птиц, то для школьников среднего и старшего применяются учебные пособия (дидактические игры) “Формы рельефа” “Региональные особенности местности”.
Учебные пособия названы дидактическими играми, потому как занятия проводятся в игровой форме, по разработанным правилам и подведением конечного результата. Одновременно на учебных пособиях вырабатываются и прочно закрепляются знания, умения, навыки ориентирования на местности, по использованию инструментов ориентирования.
Цель и задачи способа обучения и учебных пособий.
Целью способа является развитие способностей и ЗУН, необходимых для сличения карты с местностью.
Задачами программы являются:
1. Организация активного отдыха и досуга детей, развитие массовости детского туризма.
2. Ознакомление рядового учителя, организаторов воспитательной работы, родителей с доступной методикой проведения внеклассных мероприятий.
3. Сделать занятия доступными как для обучаемого так и для обучающего. Заменить “бумажное” и “теоретическое” обучение играми, сделать его эмоциональным и привлекательным для детей всех возрастов.
4. Способствовать развитию интереса к повышению качества образования и воспитания по физической культуре, географии, ОБЖ.
Условная местность "Глухари"
Позови на помощь образы.
Первая стадия обучения охватывает школьников 9-12 летнего возраста. Дети приобретают первоначальные представления, умения, навыки, в игровой форме, сопоставляя знакомые образы зверюшек и птиц, овладевают алгоритмом действий при сличении карты с местностью.
Условная местность, (подвижный диск, Д – 1м "состоит" из расположенных на нем 16-ти идентичных по размерам и внешним контурам птиц ( животных).
Про такую местность обычно можно услышать: " На ней так много похожих, как две капли воды аласов, рощ, вершинок, впадин и многого другого". Вся эта искусственно созданная "похожесть" представляет в определенном смысле n-ое число альтернатив, на языке ориентировщиков – параллельных ситуаций, и часто встречается на практике.
В отличие от фигурок Г.Айзенка, фигурки на местности сопряжены (находятся, во-первых, под определенным углом относительно друг друга, во-вторых, под определенным углом относительно магнитного меридиана). С учетом этих требований все птицы (объекты) равномерно распределены и жестко (постоянно) закреплены на всей площади диска – условной местности. "Местность" находится в положении № 4.
Для увеличения демонстрационных возможностей по окружности условной местности, как на “Поле чудес”, расположены риски, необходимые для фиксации 16-ти разных (горизонтальных) положений относительно магнитного меридиана - остановок для проведения актов сличения.
Карточки
На условную местность изготовлен комплект карточек М 1 : 6
Отличаются все карточки между собой углами проведения линий магнитного меридиана.
Каждая карточка имеет свой номер. На рисунке __ показаны карточки № 1 и № 9, которым соответствуют ответы: Д и Б.
16 положений местности х 16 карточек = 256 задач на зрительное сличение образов.
Масштаб
Многотысячное уменьшение карты относительно местности (Мб 1 : 15000) создает основную трудность до полного невосприятия соразмерности объектов на местности и карте.
Однако, введение в учебных пособиях " промежуточных масштабов" 1 : 6, 1 : 30 позволяет сделать сличение более доступным для детей этой возрастной группы, минуя форсированное "натаскивание".
В этом возрастном диапазоне с учетом особенностей развития учащихся, чтобы они не испытывали эмоциональных и физических перегрузок, введены для сопоставления от одной до трех фигурок животных и птиц.
На сколько соответствуют задания дидактическому принципу доступности обучения, пособие апробировалось даже в группах учащихся продленного дня в школе № 23 в 1988 году. Дети, играя, "угадывали" до 60% правильных ответов без предварительных тренировок.
Правда, они не были ограничены во времени!
Условная местность – элементарные (типовые) формы рельефа.
Вторая стадия обучения охватывает школьников 13-14 летнего возраста.
На условной местности, установленной в 4-ом положении, как и на предыдущей, в "организованном беспорядке" расположены элементарные формы рельефа.
Если рельеф (даже самый сложный) – это совокупность небольшого числа элементарных форм рельефа (Господинов Г., Топография, 1967г.), то в свете представлений о преобразовании информации с участием эталонов, приводящих к созданию адекватному задачами деятельности образа, изучение именно элементарных форм имеет особый смысл на начальных стадиях обучения. Образно выражаясь, происходит подготовка эталонов памяти на каждую из элементарных форм для выкладывания из них мозаики совершенно незнакомого рельефа на будущих соревнованиях, в походах, экспедициях.
Карточки
Формы (в т.ч. положительные, отрицательные) хорошо читаются, равномерно расположены по всей площади. Склон и хребет (водораздел) расположены у самого края карты, тем самым угадывается воображением их продолжение за ее пределами.
Приведены ответы сличения карт с местностью в положении 4.
Карта № 1 – О
Карта № 6 – G
Карта № 10 – N
Нужно отметить, что возрастающее количество объектов, уже разных и по размерам и по форме, влияет на время сопоставления.
УРАЛ
"ОТ ИЗВЕСТНОГО К НЕИЗВЕСТНОМУ"
Третья стадия обучения охватывает школьников 15-17-летнего возраста.
На этой стадии в качестве объектов изучения могут предлагаться в будущем самые характерные, яркие региональные, в различных сочетаниях фрагменты от микрорельефа до макро (крупного). ( Например, выборочно - от уровня дельты реки Лена до вершины горы Победа 3003 м.
Немаловажно и создание у детей представлений о растительности тех природных зон, где будут проходить, например, экологические, геологические и другие экспедиции школьников, походы или соревнования на местности в различных регионах.
Команда школьников Якутской республиканской станции юных туристов постоянно выезжала на турслеты, в походы и соревнования в г. Владивосток, Амурскую область, Е.А.О, Хабаровский край, Урал, г.г. Новороссийск, Псков и Прибалтийские республики.
На основе карт материала, привезенного из командировок, создана условная местность Урал.
На условной местности 15 объемных фрагментов холмистого, из валообразных, куполообразных возвышенностей рельефа, каждый горизонтальный слой которого выпилен из фанеры. Все фрагменты увеличены в М 1: 30, и сопряжены, как и в первых моделях, между собой, так и с линией магнитного меридиана с точностью + 0,5 *.
КАРТЫ ( КАРТОЧКИ)
Насыщены средними и мелкими формами. Малое число бергштрихов заставляет думать о направлении склонов. Особенности карт: границы фрагментов ничем не ограничены (не выделены), что вплотную моделирует сличение в естественных условиях, на практике, с разных точек стояния.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Необходимо ещё добавить, что “Способ…” предусматривает и обязательность проверки результатов каждого акта сличения. Для этого разработаны критерии оценок, являющиеся частью дидактического процесса, и прибор, напоминающий логарифмическую линейку “Определитель точности ответов”
Главное, принципы и идеи “Способа…” уложились в объем требований “открытого урока”. Уверен, что они способствуют упрощению недоступного процесса “вхождения” обучающихся в трехмерное пространство карты, расширяет их представление и знания.
Литература:
- Азимут № 2, 1997 г, журнал ФСОРФ.
- Алешин В. Карта в спортивном ориентировании. – М.ФиС, 1983
- Айзенк Г. Проверте свои способности. Пер. с англ. – М.Образ 1972 г.
- Вернстент, Сборник статей Норвежской Федерации спортивного ориентирования, 1988 г.
- Глейзер В. Механизмы опознания зрительных образов – М. 1966
- Господинов Г.Сорокин В.Топография – МГУ 1967
- Изоп Э.Игровой метод при обучении ориентированию. Пер. с эстонск.1975
- Ингстрем А. В лесу и на опушке. Пер. со шведе. – М.Фи С 1979
- Информационный вестник спорт, ориентирования РФ №№1, 2 –1994,1995
- Кивистик А. О технике и тактике в спортивном ориентировании – ТАРТУ –1979
- Костылев В. Философия спортивного ориентирования – М.ЦДЮТ МО РФ, 1995
- Народное образование Якутии. Ж–л министерства образования РС(Я) №2 –1994
- Огородников Б., Моисеенков А., Примак Е. Сборник задач и упражнений по спортивному ориентированию – М.ФиС 1980
- Патент № 2097837 на изобретение: " Способ обучения сопоставлению карты с местностью и учебное пособие для его осуществления"–М.ВНИИПИ, 1997
- Психологический словарь – М. Педагогика-пресс. 1997
- Подпасый И. Педагогика. – М. Просвещение 1996
- Пидкасистый П. Педагогика – М. Педагогическое общество России. 1998
- Плугин В., Краевой Ю Наглядные пособия и тренажеры по военной топографии – М.Воениздат 1963
- Топографо–геодезические термины.– М.Недра 1989
- Физическая география (справочные материалы)
- Шехтер М. Зрительное опознание. – М. Педагогика 1981.