Итоговый урок-игра (или занятие-игра) на тему: "Природное сообщество леса. Природное сообщество водоема"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Экология


Цель: контроль и систематизация знаний по разделам “Природное сообщество леса. Природное сообщество водоема”.

Задачи:

  • закрепление знаний по изученным разделам;
  • совершенствование коммуникативных навыков учащихся при работе в команде;
  • воспитание стремления уважать законы природы, бережно относиться к окружающему миру;
  • совершенствование таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Примечание: может проводиться как урок – игра или как занятие – игра (в группе продленного дня или на занятии системы дополнительного образования).

Разработан для учащихся 3 класса школы VII вида (программа “Мы – жители Земли (Шаги в природу)” Лазоренко О.С.)

Количество учащихся: не более15 человек.

Продолжительность урока (занятия): 40 минут.

Оборудование:

  • “Чудесный мешочек” с картонными кружками двух цветов (6 – красного цвета, 6 – зеленого);
  • объемные цветки кувшинок из картона, наклеенные на “листья” разного цвета (на обороте написаны названия конкурсов);
  • листы с заданиями (наклеены на цветной картон, цвет совпадает с цветом “листа кувшинки”, на котором написано название конкурса)
  • магнитные плакаты “Природное сообщество леса” и “Природное сообщество водоема”,
  • игровое поле для задания “Что где растет” (лес и водоем),
  • оверхед – проектор
  • пленка для оверхед – проектора с ответами на кроссворд
  • картонные “сигналы” (2 штуки),
  • песочные часы (на 2 минуты).

На доске начерчена таблица:

Название конкурса

“Солнышко” “Радуга” Максимальное количество баллов

Количество баллов

“Что где растет?”    

5

“Поиграем – угадаем”    

4

“Кто кого ест?”    

По 2 за правильный ответ

“Конкурс знатоков литературы”    

5

“Кто важнее?”    

5

“Кроссворд”    

7

Всего баллов    

Не менее 28

I. Организационный момент. Сообщение темы урока (занятия)

Ребята, у нас сегодня будет не обычный урок (занятие), а урок – игра (занятие – игра). На прошлых уроках и занятиях мы с вами познакомились с природными сообществами леса и водоема. Сегодня мы проверим, что вы запомнили из пройденного материала. Итак, наша сегодняшняя тема “Природное сообщество леса. Природное сообщество водоема. Обобщение”.

II. Соревнование команд

Сейчас нам нужно разделиться на две команды. Подойдите ко мне и возьмите из этого мешочка каждый по одному кружочку. Теперь те, у кого в руке красный кружок, садитесь за правый стол, а те, у кого зеленый – за левый. За правым столом у нас команда “Солнышко”, за левым – “Радуга”.

Итак, у нас появились две команды.

Теперь мы можем переходить к конкурсам. За каждый конкурс команды будут получать определенное количество баллов (от 1 до 5). Ваши баллы будут записываться на доске в этой табличке. В конце игры по этим баллам мы сможем увидеть, какие разделы программы усвоены лучше, а над какими, возможно, нужно еще поработать. Для этого нужно будет сравнить количество баллов, которое набрала команда и максимальное количество баллов за каждый конкурс.

Время на подготовку к ответу мы будем засекать по этим песочным часам. Если команда будет готова ответить раньше, капитан поднимает вот такой зеленый “сигнал”.

Порядок конкурсов вы будете выбирать сами. Для этого с помощью считалки “На золотом крыльце сидели…” выберем капитанов в каждой команде. Теперь капитан команды “Солнышко” подойдет к этому столу и выберет цветок любого цвета. Что написано на обороте листа? (Порядок следования конкурсов определяется капитанами, по очереди выбирающими цветки с заданиями).

“Что где растет?” (5 баллов)

Вы выбрали конкурс “Что где растет?”. Сейчас я выдам вам игровые поля, в середине которых нарисовано природное сообщество, а вокруг него – различные растения. Ваша задача – определить, какие растения растут в этом сообществе и поставить от них стрелочки к нему. Высшая оценка – 5 баллов.

“Поиграем – угадаем” (4 балла)

Сейчас я буду читать двустишия В. Борисова и Марка Шварца каждой команде по очереди, а вы должны догадаться, о каком животном идет речь и не ошибиться. Высшая оценка – 4 балла.

В чаще, голову задрав,
Воет с голоду...(жираф-волк)

Клубком свернулся - ну-ка тронь!
Со всех сторон колючий...(конь-ёжик)

По сосне, как в барабан,
Застучал в лесу...(кабан- дятел)

Кто в малине знает толк?
Косолапый, бурый ...(волк-медведь)

Дочерей и сыновей
Учит хрюкать...(соловей-свинья)

Под луною песню петь
Сел на веточку...(медведь-соловей)

Кто любит по ветвям носиться?
Конечно, рыжая ...(лисица-белка)

Кто стучит как в барабан?
На сосне сидит ...(баран-дятел)

Зимой в берлоге
Видит сон
Лохматый,
Косолапый...(слон-медведь)

Над лесной поляной
Ночью
Долго слышался
Кошмар:
Быстрее всех от страха
Несётся .... (черепаха-заяц)

К цветку приставишь ухо,
А в нём жужжит, поёт
Старательная...(муха-пчела)

И собирает мёд.
Ухал, ахал,
Выл по-волчьи
И пугал зверей ...(комар-сова)

“Кто кого ест?” (за каждую правильно составленную цепь – 2 балла)

С помощью магнитных плакатов и карточек к ним каждая из команд должна собрать как можно больше цепей питания – одна команда – в лесу, другая – в водоеме. За каждую правильно составленную цепь питания команда получает по 2 балла.

“Кроссворд” (7 баллов)

Сейчас вам нужно будет разгадать кроссворд о лесных обитателях (Приложение). Каждая команда получает свой лист с заданием (кроссворды одинаковые для обеих команд). Высшая оценка – 7 баллов.

Время вышло. Давайте проверим правильность ответов. Включается оверхед – проектор, учащиеся сверяют ответы (Приложение 2).

“Конкурс знатоков литературы” (5 баллов)

В этом конкурсе нужно будет прочитать наизусть стихотворение о природе (одной команде – о лесе, другой – о водоеме). Высшая оценка – 5 баллов.

III. Физминутка (проводится, когда начнут уставать)

В лесу

Вверх руки подняли и покачали.
Это деревья в лесу.
Низко присели, вниз посмотрели
Это жучок пьет росу.
В стороны руки, плавно помашем.
Это к нам птицы летят,
Где они сядут, тоже покажем.
Сели все дружно назад.

IV. Продолжение игры

“Кто важнее?” (5 баллов, если не выберут никого из предложенных животных и растений, 0 баллов – если выберут)

В этом задании вы должны выбрать из предложенного вам списка те растения и животных, без которых природа могла бы обойтись (если такие есть) и обосновать свое мнение.

Списки:

1 команда

2 команда

Ель, рогоз, крапива, комар, лягушка, муравей, ящерица, муха. Сосна, кувшинка, комар, крапива, жаба, дождевой червь, змея, паук.

V. Подведение итогов. Завершение урока.

Итак, обе команды прошли все конкурсные задания. Давайте теперь сравним, насколько хорошо усвоены темы “Природное сообщество леса” и “Природное сообщество водоема” (сравнение баллов, выводы).
Отметим самых активных ребят. Как вы думаете, кто в команде “Солнышко” помогал команде больше всех? А в команде “Радуга”? Молодцы, ребята.
Спасибо за урок (занятие).