Педсовет "Правовое воспитание дошкольников — миф или реальность"

Разделы: Работа с дошкольниками


Правовому воспитанию дошкольников стали уделять большое внимание, так как дошкольное детство - наиболее благоприятный период для становления личности ребенка.

Успешность этой работы во многом зависит от подготовки педагогических кадров. Кроме того, сейчас наблюдается несоответствие между реальным уровнем готовности воспитателей к осуществлению правового воспитания и актуальной потребностью в нем.

Это делает необходимым планирование специальной методической работы с педагогическим коллективом для освоения содержания, методов и технологий по правовому воспитанию детей, а также повысить правовую культуру воспитателей, их педагогическую квалификацию в этой области.

Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их правам, важно не только давать знания, но и создавать условия их практического применения.

Организуя работу по данному направлению, необходимо опираться на ведущие для школьников виды деятельности: игровую и художественную-продуктивную. Это дидактические, ролевые и театрализованные игры; игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных навыков и умений.

Как организовать эту работу?

  1. Организовать проблемно-поисковую деятельность детей (решение ситуаций).
  2. Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация).
  3. Использование сказок, стихов, пословиц, поговорок, в качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право или понятие. (Здесь нужно подходить к сказкам осторожно, при рассматривании правовой системы оценок, не искажать детского восприятия мира сказок, чтобы не прийти к осуждению героев и оправданию злодеев)

Также эту работу нельзя сводить к простому заучиванию статей документа и отдельных прав человека.

Какие задачи мы ставим перед педагогами?

  1. Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека.
  2. Воспитать уважение и терпимость, независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; в том числе внешнего облика и физических недостатков.
  3. Способствовать формированию чувства собственного достоинства; осознание своих прав и свобод; чувства ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово.
  4. Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека.
  5. Разъяснять общественные нормы и правила поведения.

Для решения поставленных задач, наш детский сад организует работу по трем направлениям:

- с педагогами (учеба по разбору нормативных и правовых документов);

- с родителями (родительские собрания по теме);

- с детьми.

Сейчас хотелось бы осветить третье направление, а именно - работу с детьми. Для начала проведем разминку, которая прозвучит под рубрикой:

“Правовая академия”

  1. До какого возраста человек считается ребенком? (18 лет)
  2. Как вы понимаете выражение: “Мой дом - моя крепость”?
  3. Как оно связано с правами человека?
  4. Государство гарантирует в области воспитания детей дошкольного возраста (какие права?)
  5. Какие права ребенка нарушаются в зонах вооруженных конфликтов?

Рубрика “Адвокатская контора”

Выбрать судью Н.В.

  1. Рассмотреть плакат по сказке “Серая шейка”.
  2. Первая команда персонажей, чья жизнь в опасности. Вторая команда находит того, кто посягает на жизнь персонажей.

  3. Работа с карточками по мотивам сказок.

Рубрика “Домашнее задание”

Защита конспектов, бесед и занятий (по одному) и по одному называют.

Рубрика “Досуг - дело тонкое”

  1. Команды разбирают картинки и размещают их на соответствующих мольбертах.
  2. Команда представляет свои игры и называет, какие права закрепляются в них.

Вот мы в игровой форме разобрали некоторые моменты правового воспитания.

Теперь обратите внимание еще раз на плакат “Правовое воспитание детей - миф или реальность” и выскажите свое мнение по этому поводу.

Выберите редакторов для изготовления плакатов или рекламы, призывающих к активной защите прав детей.

Остальные участники вырабатывают предложения для принятия решения педагогического совета (можно использовать карточки).

Судья координирует и вносит решение педагогического совета.

Звучит музыка “Генералы песчаных карьеров”. Н.В. Читает стихотворение “Дайте детству состояться”.

А. По мотивам сказки “Лиса и заяц”

1. Какое право было нарушено? ( Право на жизнь, право на неприкосновенность жилища, право на труд).

2. Кто нарушает это право?

3. Нарисуйте схематично персонаж, который помог зайцу восстановить свои права.

А1. По мотивам сказки “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”

1.Какое право нарушила ведьма в этой сказке? (Право на жизнь, право на получение образования, право на владение имуществом).

2. Чьи права были нарушены в этой сказке?

Б. По мотивам стихотворения Н. Некрасова “Дедушка Мазай и зайцы”.

1. Подсчитайте на рисунке, скольким зайцам дед Мазай помог сохранить жизнь, и обведите нужную цифру. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

2. Найдите в стихотворении стпочки, где говорится о жестоком обращении с зайцами. (Какие статьи?)

Б1. По мотивам сказки “Гуси-лебеди”.

1. Какое право нарушили гуси-лебеди, украв братца Иванушку?

2. Кто помог девочке спастись и выручит братца из неволи. (Схематично нарисовать).

Приготовить:

  1. Плакат “Правовое воспитание детей - миф или реальность”.
  2. Плакат по сказке “Серая шейка”.
  3. Шапка судьи.
  4. Карточки с заданиями по сказкам.
  5. Конспекты занятий, бесед, игр.
  6. Рубрики: “Я имею право…”, “Я не должен…”.
  7. Картинки по рубрикам.
  8. Другие виды по правам: “Кот, петух, лиса”, “Чиполлино”.
  9. Ватман,1/4 листа
  10. Фломастеры.
  11. Карточки для выработки решений.
  12. Магнитофон и кассета.
  13. Статьи по декларации.
  14. Декларация прав ребенка.
  15. Два мольберта, столы.
  16. Книгу “Дед Мазай и зайцы”.

Можно использовать:

  1. Чтение: “Дедушка и внучек” К.Д.Ушинский; “Цветик-семицветик”; “Скажи человеку, здравствуй” В. А. Сухомлинский
  2. Игры: “Семейный совет” (умение высказывать собственное мнение); “О чем рассказал семейный альбом”; “Я и моя семья”.
  3. Составление генеалогического дерева.
  4. Рисование “Моя семья” и составление альбома из рисунков.
  5. Поделки из природного материала с участием взрослых и детей.
  6. Досуг “Неразлучные друзья - взрослые и дети”.

Литература

  1. Конвекция о правах ребенка
  2. “Изучаем права человека” В. Антонов
  3. “Ваши права” Вита-пресс,1996.
  4. Опыт работы методистов г.Волгограда и Тольятти.