Цели: научить учащихся технике соединения лоскутов между собой; воспитывать аккуратность, внимательность, культуру труда в работе; прививать эстетический вкус.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, шаблоны, карандаш, линейка, кусочки ткани, швейная машина, утюг, нитки хлопчатобумажные, образцы, схемы.
ХОД УРОКА
I. Организация урока.
Проверка готовности к уроку.
II. Вопросы:
- Кто в вашей семье занимается прикладным творчеством?
- Что вы знаете о возникновении лоскутной техники на Руси?
- Что можно изготовить из лоскутов?
- Какие вы знаете традиционные виды рукоделия народов Западной Сибири?
- Какие правила техники безопасности необходимо соблюдать во время работы?
III. Лоскутная техника – удивительное рукоделие, пришло к нам из глубокой древности. Ставя на изделия заплатки различной формы и расцветки, мастерицы пришли к мысли создания изделий из лоскутов.
Техника сшивания кусочков ткани и кожи на Руси появилась в незапамятные времена. Особую популярность она приобрела во второй половине XIX века, когда стала развиваться текстильная промышленность и во многих городах приступили к выпуску таких тканей, как красивые яркие сатины, ситцы, бязи и другие.
Почти в каждом крестьянском доме можно было увидеть веселые разноцветные лоскутные одеяла, наволочки для подушек, разноцветные яркие коврики и многое другое.
Рис. 1
Изделия из лоскута впитали в себя особый дух и непосредственность, присущие традиционным произведениям народного искусства. (Рис1.)
Пэчворг – так по научному называется лоскутная техника – популярен и сегодня.
IV. Технология соединения лоскутиков между собой не трудная, необходимо только терпение.
По готовым шаблонам заготовим 4 светлых и 5 темных квадратов.
Теперь вырежьте большие треугольники: 8 светлых и 4 темных. И, наконец, приготовьте 4 маленьких темных треугольника.
Сборка деталей узора.
Возьмите 1 темный квадрат, наметайте к нему с двух противоположных сторон 2 светлых квадрата, каждый светлый квадрат закончим маленьким темным треугольником (пункт 1) . Затем швы прострочите на машине. Разутюжьте швы с изнаночной стороны.
Теперь к светлому квадрату с двух противоположных сторон пришейте по большому темному треугольнику, а к правой свободной стороне пришейте один маленький темный треугольник, швы прострочить на машине. Разутюжьте швы с изнаночной стороны. Таких деталей у вас должно быть две – правая и левая ( пункт.2 ).
Обе детали пришейте к первой детали (пункт 3 ). Приготовьте 4 детали, пришивая к двум смежным сторонам темного квадрата 2 больших светлых треугольника (пункт 4).
Сшейте все детали (пункт 5).
Где можно использовать полученную мозаику?
Идея 1. Подшейте вашу ситцевую мозаику другой тканью, сделайте петельку и у вас готова прихватка на кухню.
Идея 2. Набейте в прихватку ваты и получите декоративную подушечку.
Рис. 2 |
Рис. 3 |
Рис. 4 |
Рис. 5 |
Рис. 6 |
пункт 1 | пункт 2 | пункт 3 | пункт 4 | пункт 5 |
VI. Анализ урока, оценка выполненной работы.
- Анализируя урок, проводится беседа с учащимися:
- Что нового узнали?
- Что нового научились делать?
- Оценить устные ответы учащихся.
- Оценить практические работы учащихся.