Урок по технологии: "Оживший лоскуток"

Разделы: Технология


Цели: научить учащихся технике соединения лоскутов между собой; воспитывать аккуратность, внимательность, культуру труда в работе; прививать эстетический вкус.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, шаблоны, карандаш, линейка, кусочки ткани, швейная машина, утюг, нитки хлопчатобумажные, образцы, схемы.

ХОД УРОКА

I. Организация урока.

Проверка готовности к уроку.

II. Вопросы:

  1. Кто в вашей семье занимается прикладным творчеством?
  2. Что вы знаете о возникновении лоскутной техники на Руси?
  3. Что можно изготовить из лоскутов?
  4. Какие вы знаете традиционные виды рукоделия народов Западной Сибири?
  5. Какие правила техники безопасности необходимо соблюдать во время работы?

III. Лоскутная техника – удивительное рукоделие, пришло к нам из глубокой древности. Ставя на изделия заплатки различной формы и расцветки, мастерицы пришли к мысли создания изделий из лоскутов.

Техника сшивания кусочков ткани и кожи на Руси появилась в незапамятные времена. Особую популярность она приобрела во второй половине XIX века, когда стала развиваться текстильная промышленность и во многих городах приступили к выпуску таких тканей, как красивые яркие сатины, ситцы, бязи и другие.

Почти в каждом крестьянском доме можно было увидеть веселые разноцветные лоскутные одеяла, наволочки для подушек, разноцветные яркие коврики и многое другое.

Рис. 1

Рис. 1

Изделия из лоскута впитали в себя особый дух и непосредственность, присущие традиционным произведениям народного искусства. (Рис1.)

Пэчворг – так по научному называется лоскутная техника – популярен и сегодня.

IV. Технология соединения лоскутиков между собой не трудная, необходимо только терпение.

По готовым шаблонам заготовим 4 светлых и 5 темных квадратов.

Теперь вырежьте большие треугольники: 8 светлых и 4 темных. И, наконец, приготовьте 4 маленьких темных треугольника.

Сборка деталей узора.

Возьмите 1 темный квадрат, наметайте к нему с двух противоположных сторон 2 светлых квадрата, каждый светлый квадрат закончим маленьким темным треугольником (пункт 1) . Затем швы прострочите на машине. Разутюжьте швы с изнаночной стороны.

Теперь к светлому квадрату с двух противоположных сторон пришейте по большому темному треугольнику, а к правой свободной стороне пришейте один маленький темный треугольник, швы прострочить на машине. Разутюжьте швы с изнаночной стороны. Таких деталей у вас должно быть две – правая и левая ( пункт.2 ).

Обе детали пришейте к первой детали (пункт 3 ). Приготовьте 4 детали, пришивая к двум смежным сторонам темного квадрата 2 больших светлых треугольника (пункт 4).

Сшейте все детали (пункт 5).

Где можно использовать полученную мозаику?

Идея 1. Подшейте вашу ситцевую мозаику другой тканью, сделайте петельку и у вас готова прихватка на кухню.

Идея 2. Набейте в прихватку ваты и получите декоративную подушечку.

Рис. 2

Рис. 2

Рис. 3

Рис. 3

Рис. 4

Рис. 4

Рис.5

Рис. 5

Рис. 6

Рис. 6

пункт 1 пункт 2 пункт 3 пункт 4 пункт 5

VI. Анализ урока, оценка выполненной работы.

  • Анализируя урок, проводится беседа с учащимися:
    • Что нового узнали?
    • Что нового научились делать?
  • Оценить устные ответы учащихся.
  • Оценить практические работы учащихся.