Цели:
- обобщить знания об обыкновенных дробях;
- закрепить навыки сложения и вычитания смешанных чисел;
- развивать вычислительные навыки, внимание;
- воспитывать интерес к предмету;
- формировать культуру речи, активность, умение общаться.
Оборудование: плакаты, рисунки, схемы, карточки с заданиями, музыкальное сопровождение.
ХОД УРОКА
I. Психологический момент.
Сообщение темы урока, целей и задач урока
II. Проверка домашнего задания.
1. Cамоконтроль:
№ 1178 а)11 2/7 + 4 3/7 – 6 4/7 = 9 1/7 |
№1224 а) 3/5 + х = 4/5, х = 1/5 |
2. Работаем устно:
а) Какую дробь называют правильной?
б) Сравните правильную дробь с 1?
в) Какую дробь называют неправильной?
г) Сравните неправильную дробь с 1?
5/6,7/7,2/5,3/10,13/10,18/5
д) Назовите правильные (неправильные) дроби?
е) Как из неправильной дроби выделить целую
часть?
ж) Выделите целую часть из неправильных дробей?
з) Как складываются (вычитают) дроби с
одинаковыми знаменателями;
и) Как складывают (вычитают) смешанные числа?
3. Математический диктант под названием “Оседлай коня” (два варианта).
Двое учащихся работают на доске, остальные на листах
1. Из дробей: 7/8, 11/11, 9/4, 16/9, 3/5, 6/13 выберите правильные дроби и неправильные.
2. Сравните выписанные дроби в каждом варианте с 1.
3. Выделите в дробях целую часть:
19/8
16/5
25/4
27/114. Запишите смешанные числа в виде неправильной дроби:
2 3/7
5 2/3
9 1/12
8 3/75. Представьте число 2 в виде половин: Представьте число 1 в виде четвертей:
2 = 1/2 + 1/2 + 1/2 + 1/2
1 = 1/4 + 1/4 + 1/4 + 1/4
– Поменялись листочками. Сегодня у нас взаимоконтроль. Критерий оценки знаете, оцените друг друга.
5. Составьте выражение и найдите его значение:
4 11/37 |
||
+ |
– | |
8 2/37 |
5 27/37 |
(8 9/37 + 4 11/37) – 5 27/37= 6 30/37
III. Решение уравнений различной степени трудности.
– Повторяем нахождение неизвестных компонентов (в парах).
20 11/170 + х = 3 14/17 (*)
х = 1 3/175 – х = 3 6/19 (**)
х = 1 13/19(12 12/13 + х ) – 9 9/13 = 7 2/13 (***)
х = 3 12/13
IV. Работа с учебником.
– Решим задачу на стр. 241 №1092. Решаем самостоятельно (5 мин)
(4 3/10 –1 1/10) + 4 3/10 = 7 5/10 (т)
4 3/10 – 1 1/10 = 3 2/10 (т)
3 2/10 + 4 3/10 = 7 5/10 (т)
Ответ: 75 ц
– Кто решил задачу по действиям, выражением?
Двое учащихся выходят к доске, показывают решения двумя способами. Учитель выставляет оценки за решение уравнений в тетради.
– Кто решил задачу, перед вами задание на смекалку: кирпич весит 2 кг и ещё треть собственного веса. Сколько весит кирпич? (3кг)
– Кто решил задачу, выпишите свои ответы в таблицу:
Имя |
ответ |
– Открыли дневники и записали на дом: п. 29 (правила), № 1109, 1110, 1111 (для любознательных № 1101)
V. Контроль знаний.
– Тест на 5 мин (4 варианта), ключ записан на доске.
1 |
2 |
3 |
4 |
1 2 3 4 |
1 2 3 4 |
1 2 3 4 |
1 2 3 4 |
Вариант 1.
1. Выполните вычитание: 3 8/9 – 1 4/9
1) 2 6/9;
2) 2 4/9;
3) 2 4/18;
4) 2;
2. Выполните сложение: 5 5/17 + 3 4/17
1) 8 9/17;
2) 8;
3) 8 9/34;
4) 8 1/17;
3. Решите уравнение: х – 1 2/11 = 4 7/11
1) 3 5/11;
2) 5 5/11;
3) 3 9/11;
4) 5 9/11;
4. Решите уравнение: х + 8 4/19 = 12 10/19
1) 20 14/19;
2) 20 6/19;
3) 4 6/19;
4) 4 14/19;
Вариант 2.
1. Выполните вычитание: 6 7/9 – 4 3/9
1) 2;
2) 2 4/9;
3) 2 5/9;
4) 2 4/18;
2. Выполните сложение: 7 4/17 + 1 5/17
1) 8 9/17;
2) 8 9/34;
3) 8;
4) 8 8/17;
3.Решите уравнение: 12 – х = 6 2/11
1) 5 5/11;
2) 3 9/11;
3) 3 5/11;
4) 5 9/11;
4. Решите уравнение: х – 1 2/19 = 3 4/19
1) 2 2/19;
2) 4 2/19;
3) 4 6/19;
4) 2 6/19;
Вариант 3.
1. Выполните вычитание: 15 5/9 – 13 1/9
1) 2 4/18;
2) 2 4/9;
3) 2;
4) 2 3/9;
2. Выполните сложение: 6 3/17 + 2 6/17
1) 8 9/17;
2) 8 3/17;
3) 8 9/34;
4) 8;
3.Решите уравнение: х + 2 1/11 = 7 10/11
1) 3 9/11;
2) 9 9/11;
3) 10;
4) 5 9/11;
4. Решите уравнение: 2 3/19 + х = 6 9/19
1) 4;
2) 8 12/19;
3) 4 6/19;
4) 4 12/19;
Вариант 4.
1. Выполните вычитание: 21 6/9 – 19 2/9
1) 2 5/9;
2) 2 4/9;
3) 2 1/9;
4) 2 4 /18;
2. Выполните сложение: 4 6/17 -+ 4 2/17
1) 8 9/17;
2) 8 1/17;
3) 8 4/17;
4) 8 9/34;
3. Решите уравнение: 8 2/11 + х = 14
1) 5 6/11;
2) 6 2/11;
3) 22 2/11;
4) 5 9/11;
4. Решите уравнение: 15 – х =10 13/19
1) 5 13/19;
2) 25 13/19;
3) 4 6/19;
4) 5 6/19;
– У кого получилось слово “свет “, вы получите оценку “5”. Придумайте пословицы со словом свет.
VI. Подведение итогов. Выставление оценок.