Преподавание русского языка

Разделы: Русский язык


Цели:

  • обучающие:
    • познакомить учащихся со сложными предложениями с бессоюзной связью;
    • показать различие между предложениями союзными и бессоюзными, а также между предложениями сложными бессоюзными и предложениями простыми с однородными членами предложения;
    • определять смысловые отношения между частями БСП в зависимости от интонации в устной речи;
    • изучить правила постановки точки с запятой в БСП;
  • развивающие: формировать умения устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания;
  • воспитательные: тренировать внимательность.

ХОД УРОКА

I. Сообщение темы, определение целей урока.

II. Орфографическая работа.

Приобщиться к достижениям мировой культуры, присутствовать на презентации, приготовить тезисы доклада, не рассчитывать на беспрекословное подчинение, поражаться причудам природы, преобразить старинную усадьбу, приоритетные направления в исследованиях, беспристрастный взгляд на юного аккомпаниатора, беспрецедентный случай, преходящее явление, непререкаемый авторитет, непримиримый борец за идеи гуманизма.

III. Повторение изученного.

1. Диктант с буквенными обозначениями.

— Выясните, какие предложения: простые с однородными членами (п.) или бессоюзные сложные (с). Учитель диктует предложения, учащиеся записывают условные обозначения, например:

1) Летим мы по вольному свету,
Нас ветру догнать нелегко. (А. Фатьянов.)

2) Никому из нас войны не надо,
Никому враждебность не мила. (А. Смирнов.)

3) Друзей мы теряли на трудных дорогах,
Хранили любовь под огнем. (А. Фатьянов.)

2. Индивидуальное задание.

Ученик подчеркивает грамматические основы в данных выше предложениях, расставляет знаки препинания.

IV. Объяснение нового материала.

1. Беседа.

  • Назовите признаки бессоюзных сложных предложений.
  • Когда между предложениями, входящими в состав бессоюзных сложных предложений, ставится запятая?

2. Работа с учебником

Чтение теоретического материала.

Вывод. Чем отличаются союзные предложения от бессоюзных?

Смысловые отношения между предложениями в союзных и бессоюзных сложных предложениях выражаются по-разному. В союзных — принимают участие союзы, поэтому смысловые отношения более чёткие и определённые. В бессоюзных предложениях смысловые отношения выражаются менее чётко.

3. Составление таблицы (см. в Обобщении)

Примеры предложений с различной интонационной связью:

1. Наступил вечер, шёл дождь, с севера прерывисто дул ветер.
2. Служить бы рад — прислуживаться тошно.
3. Страшная мысль мелькнула в уме моём: я вообразил её в руках разбойников.

Вывод. Смысловые отношения в бессоюзных предложениях зависят от содержания входящих в них простых предложений и выражаются в устной речи интонацией, а на письме различными знаками препинания: запятыми

— Найдите ответ на вопрос, когда между простыми предложениями, входящими в состав бессоюзного сложного, ставится точка с запятой.

4. Анализ предложений, записанных на доске и в тетрадях:

1) Ветер дул из лесов, доносил запах льда; из-под осевшего снега пахло мерзлой брусникой, корнями. (К. Паустовский.)

  • Докажите, что это предложение сложное (подчеркиваются грамматические основы), бессоюзное.
  • Понаблюдайте за интонацией (снова читается предложение).
  • Какие смысловые отношения между простыми, входящими в состав сложного? (Перечисляются факты.)
  • Какому союзному предложению близко данное бессоюзное?
  • Какой союз можно поставить между простыми предложениями, входящими в состав сложного?
  • Чем осложнено первое простое и второе простое?
  • Составьте схему предложения.
  • Почему в этом предложении ставится точка с запятой?

2) В дали голубой столбом уж крутился песок золотой, звонко раздавались нестройные звуки, пестрели коврами покрытые вьюки.

Внимание девятиклассников обращается на то, что части сложного предложения обозначают перечисление одновременных явлений. Запятая требует прочтения с короткими паузами между предложениями.

3) Мы ехали по широкой распаханной равнине; чрезвычайно пологими волнообразными раскатами сбегали с нее невысокие, тоже распаханные холмы.

4) Воздух чист и прозрачен; птицы болтливо лепечут; молодая трава блестит веселым блеском изумруда.

Интонация этих предложений отличается от предшествующего: точка с запятой требует значительной паузы между предложениями и понижения голоса, почти как на точке. Такие предложения читаются в замедленном темпе, спокойным и несколько пониженным голосом. Учитель акцентирует внимание школьников на том, что главным, ведущим признаком, определяющим выбор запятой или точки с запятой, являются все-таки смысловые отношения между частями сложного предложения и степень их распространенности.

— Прочитайте предложения. Изменится ли в них интонация в зависимости от знака препинания?

  • Бабушка сердилась, внучка не слушалась.
  • Бабушка сердилась: внучка не слушалась.
  • Бабушка сердилась — внучка не слушалась.

(В первом предложении интонация перечислительная, она требует постановки запятой. Второе предложение: двоеточию соответствует предупредительная интонация с некоторым понижением голоса в первом предложении. При чтении третьего предложения интонация легко повышается в первом предложении и понижается во втором.)

V. Анализ текста.

Учитель сообщает учащимся, что бессоюзные сложные предложения с запятой и точкой с запятой часто используются художниками слова в описаниях природы.
Учащиеся записывают текст, обращая внимание на интонацию и выбор знаков препинания в предложениях.

Весело пробираться по узкой дорожке, между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысью. Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы.

(И. Тургенев.)

— Чем объясняются различия в постановке знаков препинания во втором и последнем предложениях?

(Во втором предложении автор перечисляет, что он видит, когда идет к лесу. Между предложениями, которые представляют собой простые, схожие по строению предложения, перечислительная интонация с небольшими паузами, показывающая смену впечатлений. Это требует постановки запятой.
В последнем предложении автор описывает картину лесной тишины и покоя. Замедленный темп речи, паузы между предложениями становятся продолжительными (о тишине нельзя говорить быстро, громко!), голос понижается почти до точки; в простых предложениях есть другие знаки препинания. Перечислительная интонация поэтому в этом предложении обозначается с помощью точки с запятой.)

VI. Закрепление.

1. Предупредительный диктант.

Учащиеся записывают предложения, объясняют постановку знаков препинания в них; определяют вид сложного предложения.

I) Вечереет, и темнеют кусты неодетого леса, будто сам лес собирает к ночи свои думы. (М. Пришвин.) 2) Я вас любил — меня вы не любили. (И. Тургенев.) 3) В окна снег валит клоками, буря свищет у ворот. (А. Фет.) 4) Замолкли звуки чудных песен, не раздаваться им опять: приют певца угрюм и тесен, и на устах его печать. (М. Лермонтов.) 5) Мокрый снег валил хлопьями; я промочил ноги и продрог до костей. {А. Апухтин.) 6) Вся разница между умным и глупым в одном: первый всегда подумает и редко скажет, второй всегда скажет и никогда не подумает. (В. Ключевский.) 7) Зазеленел листок — стал пригож лесок. (Пословица.)

Учитель сообщает учащимся, что бессоюзные конструкции часто используются в пословицах, поговорках, афоризмах. Они помогают сжато, лаконично выразить различные смысловые отношения между предложениями.

2. Тренировочные упражнения.

Упражнения на внимательность.

1. Определите на слух, сложное это предложение или простое с однородными членами или обособлениями. БСП записать в тетрадь.

1. Искры полетели огненной метелью, избы загорелись. 2. Дубровский вышел из комнаты, сел в коляску и поскакал. 3. В глазах у меня потемнело, голова закружилась. 4. Тронутый преданностью старого кучера, Дубровский замолчал. 5. В поле шла жатва, листья на деревьях стали желтеть, б. Вдруг я чувствую: кто-то берёт меня за плечо и толкает. 7. Валить на товарища собственную вину - подлость в кубе. 8. Алёшка поднялся — заря ещё не занималась. 9. В молодости своей служил он в гвардии, вышел в отставку в начале 1797 года, уехал в деревню и с тех пор он оттуда не выезжал.

Бессоюзные предложения: 1, 3, 5, 6, 8.

2. Определите на слух, какое предложение бессоюзное, а какое союзное. БСП записать в тетрадь.

1. Марья Дмитриевна скоро задремала, девочки и горничная заснули тоже. 2. Устало никла трава, пахло горячей сосновой корой и земляникой. 3.Я несколько раз выбегал посмотреть, не идёт ли снег. 4. Алёхин простился и ушёл к себе вниз, а гости остались наверху. 5. Секунду он молчал, мать смотрела на него и тоже молчала. 6. Пробудился воздух, свежие ветерки взвихрились над тайгою. 7. Грустные мысли бродили у меня в голове, отец был также печален. 8. Мне вздумалось завернуть под навес, где стояли наши лошади, посмотреть, есть ли у них корм. 9. Едешь на день, хлеба бери на неделю. 10. Нужда скачет, нужда пляшет, нужда песенки поёт.

Бессоюзные предложения: 2, 5, 6, 9, 10.

3. Творческое списывание.

— Распространите простые предложения, входящие в состав бессоюзного сложного, однородными и обособленными членами, данными в скобках. Расставьте знаки препинания.

Желтые листья спали с деревьев (и усеяли берег) зелень полиняла (засохла) река приняла холодный (свинцовый) цвет.
С небольшими перерывами дождь продолжался весь день в лесу стало сыро и холодно (как в погребе). Крупные капли дождя сыпались с шумом (точно алмазы) трава (еще недавно взволнованная ветром) не шевелилась.

4. Решите задачу.

— В каком месте можно поставить точку с запятой в следующем предложении?

С грохотом промчалась машина подняв пыль на дороге пронесся табун лошадей.

(Здесь можно поставить точку с запятой и после слова машина, и после слов на дороге.)

— Как изменится смысл текста от вариантов расстановки знаков препинания?

5. Диктант “Проверяю себя”.

УТЕС

Ночевала тучка золотая
На груди утеса великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Но остался след в морщине
Старого утеса.
Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне. (М. Лермонтов.)

Записать отрывок из стихотворения Некрасова, объяснить постановку “;”.

Славная осень!
Здоровый, ядрёный
Воздух усталые силы бодрит;
Лёд неокрепший на речке студёной
Словно как тающий сахар лежит;
Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно — покой и простор!

VII. Обобщение изученного материала.

— Чтобы правильно поставить знак препинания между простыми предложениями, входящими в состав бессоюзного сложного, нужно:

  1. разбить данное сложное на простые,
  2. определить смысловые отношения между простыми, входящими в состав сложного:

— Точка с запятой может разделять части бессоюзного сложного предложения и не осложнённые внутренними выделениями: Она состояла вся из роз и мёда; на ней было самое яркое ситцевое платье с узором из красных яблочек; руки и ноги покрывал густой золотисто-коричневый загар (В. Набоков).

— Запятые и точка с запятой могут встретиться в одном предложении. Точка с запятой ставится в местах более крупного членения, объединяя более тесно связанные по смыслу части (разграниченные запятыми) в тематические блоки: Ростепель держалась до Михайлова дня, потом даванул мороз, вывалил снег; день ото дня холод крепчал, подпало ещё на четверть снегу, и на кинутых обдонских огородах, через занесённые по маковки плетни девичьей прошивной мереэюкой легли петлистые стёжки заячьих следов (М. Шолохов).

— Та же комбинация знаков наблюдается и в бессоюзном сложном предложении, в котором объединяются группы предложений, имеющие внутри сочинительные союзы: Мирон Григорьевич сдержанно улыбался; Христоня, проводя по щекам рукой, шуршал щетиной давно не бритой бороды; Иван Алексеевич, покуривая, глядел на Митьку, а у того в кошачьих зрачках толпились огоньки (М. Шолохов). Постепенно глаза привыкли к темноте, и светоносная крупа звёзд начинала осыпаться вокруг нас, падала в воду; вода слабо светилась, и, стоя в ней по пояс, мы ясно представляли вокруг себя открытое и мелкое тропическое море. (К. Паустовский).

— Дайте определение бессоюзного предложения.

Бессоюзное сложное предложение — это предложение, части которого соединены по смыслу и с помощью интонации. Части бессоюзного сложного предложения находятся между собой в различных смысловых отношениях, что отражается и в постановке знаков препинания. В бессоюзном сложном предложении ставится запятая, точка с запятой, тире и двоеточие.

  • В каких случаях ставится запятая в бессоюзном сложном предложении?
  • В каких случаях точка с запятой?

VIII. Самостоятельная работа.

IX. Домашнее задание.

Записать 5—6 пословиц (поговорок или афоризмов), представляющих собой бессоюзные сложные предложения. Придумайте два предложения бессоюзных сложных, в которых надо ставить точку с запятой.