Успешная социализация выпускников современной школы является одной из важнейших задач Российского образования. В “Концепции модернизации Российского образования” определено, что “…развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью”. “Концепция” декларирует также равный доступ к полноценному качественному образованию всем детям независимо от состояния здоровья, создание для детей с ограниченными возможностями здоровья медико-психологического обеспечения и специальных условий для обучения преимущественно в общеобразовательной школе. В связи с приведенными положениями “Концепции” становится понятной все более возрастающая роль своевременной диагностики негрубых нарушений развития детей и ранней их комплексной коррекции.
В настоящее время пристальное и все возрастающее внимание к вопросам коррекционной педагогики во всем мире объясняется, прежде всего, ухудшением здоровья людей, вызванным различными причинами, что приводит к изменению и искажению в развитии большого количества детей. В нашей стране сложилась специфическая демографическая ситуация, когда значительно увеличилась доля показателей осложненных родов, отклонений в развитии врожденного и перинатального генеза различной степени тяжести, причем увеличилось не только количество детей, страдающих выраженными нарушениям, но и детей с негрубыми отклонениями в физическом и психическом развитии, ведущими, тем не менее, к затруднениям в процессе обучения, возможной школьной и социальной дезадаптации.
Учитывая тот факт, что многие нарушения в развитии детей могут быть исправлены в раннем возрасте, поскольку пластичность центральной нервной системы, уровень компенсаторных возможностей наиболее высоки в ранний период развития человека, своевременное выявление нарушений развития детей и ранняя их коррекция очень значимы и актуальны.
В последние годы отмечается значительный прогресс в развитии ранней врачебной диагностики и медицинской коррекции нарушений развития детей, имеются определенные и всеми признанные достижения в этой области. Однако не менее значимая для дальнейшего развития ребенка ранняя психолого-педагогическая коррекция, а также комплексная ранняя диагностика негрубых отклонений в развитии до настоящего времени остаются недостаточно разработанными. Причем хотелось бы отметить наличие более высокого уровня теоретической, научной разработанности вопроса, нежели практического использования всего арсенала предлагаемого на сегодняшний день дефектологической наукой материала, отсутствие системы применения имеющихся знаний, отсутствие системы раннего выявления и оказания своевременной педагогической помощи детям с негрубыми отклонениями в развитии.
В 2000 году Министерством Образования РФ была предложена к обсуждению и апробации “Программа раннего выявления и оказания своевременной помощи детям с нарушениями развития”, в которой сформулированы основные положения работы в данном направлении. В документе предложено принять участие в разработке данной проблемы всем заинтересованным организациям, лицам, временно создаваемым творческим коллективам. Руководствуясь данным документом, а также положением “Концепции” о праве всех педагогических работников на участие посредством профессиональных педагогических сообществ “…в управлении образованием и выработке принципов и направлений образовательной политики”, в нашем городе была организована творческая группа учителей-логопедов, учителей-дефектологов, социальных педагогов и психологов: “Раннее выявление и оказание своевременной помощи детям с нарушениями в развитии”, функционирующая в течение двух лет и продолжающая свою деятельность в настоящее время. Опытом нашей работы по отдельным направлениям мы хотели бы поделиться.
Цель и задачи деятельности творческой группы.
Цель: создание модели системы раннего выявления, своевременного оказания помощи детям с нетяжелыми нарушениями развития в городе Прокопьевске.
Задача 1. Организация мониторинга в дефектологической службе. Сбор информации по изучаемой проблеме. Освоение нормативно-правовой базы. Изучение состояния работы по данной проблеме в учреждениях образования, здравоохранения и социальной защиты. Организация системы наблюдения за развитием детей с момента выявления патологии до завершения коррекционного воздействия (наступления момента социализации).
Задача 2. Привлечение внимания всех категорий педагогических и медицинских работников, родителей, общественности к проблеме раннего выявления и оказания своевременной и непрерывной помощи детям с негрубыми нарушениями развития.
Задача 3. Активизация имеющихся средств и возможностей решения данной проблемы; выявление новых возможностей улучшения работы по выявлению негрубой патологии в раннем возрасте и оказанию своевременной и непрерывной коррекционной помощи нуждающимся детям
Наиболее интересным направлением в работе творческой группы на сегодняшний день является распространение дефектологических знаний на разных уровнях: среди педагогов, медицинских работников, родителей, административных работников.
Основные направления работы по распространению дефектологических знаний.
Работа с педагогами.
Консультирование, информирование о государственной политике в области специального образования, обучение основам дефектологических знаний.
1. Воспитатели дошкольных образовательных
учреждений:
а) специальных групп для детей с нарушением
развития (углубление, совершенствование
дефектологических знаний);
б) общеобразовательных (неспециализированных)
групп (обучение основам дефектологических
знаний).
2. Учителя общеобразовательных учреждений:
а) обучение основам диагностики психического и
речевого развития учащихся;
б) вооружение теоретическими и практическими
знаниями в области дефектологии, логопедии,
коррекционной педагогики.
в) информирование о возможностях оказания помощи
нуждающимся детям в учреждениях города.
2.Специалисты ( учителя- дефектологи, логопеды)
коррекционных учреждений:
а) активная просветительская деятельность через
методическое объединение, участие во всех
возможных ее формах;
б) участие специалистов высшей квалификационной
категории в диагностической деятельности.
Работа с администрацией образовательных учреждений.
1. Информирование о государственной политике в области специального образования;
2. Обучение основам дефектологических знаний заместителей директоров по научно-методической, учебной, воспитательной работе;
3. Информирование администрации школ об итогах диагностики психического и речевого развития учащихся, рекомендации по итогам диагностики.
Работа с родителями.
Консультирование, обучение основам дефектологических знаний, информирование о системе коррекционной помощи детям в городе:
а) через ДОУ, ОУ (родительские собрания,
конференции, информационные стенды,
индивидуальные консультации);
б) через учреждения дополнительного образования;
в) через детские поликлиники;
г) через средства массовой информации.
Сотрудничество с психологами.
Обсуждение актуальных вопросов совместной деятельности по диагностике тонкой патологии развития детей, по распространению специальных знаний в области коррекционной педагогики и психологии, оказанию практической помощи детям с проблемами обучения и поведения и их родителям с психологами:
а) образовательных учреждений, ДОУ;
б) Центра психологической помощи населению;
в) Центров дополнительного образования.
Сотрудничество с системой здравоохранения.
Привлечение медицинских работников к проблеме диагностики негрубой патологии развития детей и своевременной коррекции, начиная с раннего возраста: обучение основам дефектологических знаний, привлечение к совместной комплексной диагностике, вооружение знаниями в области государственной политики в области специального образования. Сотрудничество:
а) с медицинскими работниками ОУ, ДОУ;
б) с участковыми педиатрами;
в) со специалистами детских поликлиник:
логопедами, невропатологами, психотерапевтами;
г) со специалистами стационарных медицинских
учреждений:(врачами неврологического отделения
городской больницы, психиатрической больницы
(детскими психиатрами), детского санатория для
детей с нарушениями опорно-двигательного
аппарата и интеллекта.
Работа с общественностью.
Информирование населения о государственной политике в области специального образования, о системе коррекционной помощи детям в городе, о симптомах нарушений развития детей через средства массовой информации:
а) радиовещание;
б) телевидение;
в) периодическую печать.
Работа в Управлении образования.
1. Информирование органов Управления образования через методическое объединение, Информационно-методический центр об итогах диагностики развития воспитанников ДОУ и учащихся общеобразовательных учреждений;
2. Выработка рекомендаций по реализации Государственной политики в области специального образования, исходя из результатов диагностики состояния его в городе;
3.Выработка инструментария заинтересованности администрации общеобразовательных школ в организации помощи нуждающимся детям.
Основные формы работы по распространению дефектологических знаний.
1. Курсы по обучению основам дефектологии, коррекционной педагогики (для учителей, воспитателей школ и ДОУ, администрации ОУ и ДОУ); ежегодно.
2. Лекции и лекционные циклы для различных категорий педагогических работников, медицинских работников, администрации ОУ, ДОУ и учреждений дополнительного образования, родителей (на курсах повышения квалификации, конференциях, семинарах, консультациях), систематически согласно плану работы творческой группы.
3. Педагогические чтения; ежегодно.
4. Теоретические семинары и семинары-практикумы для учителей, зам. директоров по УВР, ВР по основам коррекционной педагогики; ежегодно.
5. Совместные методические объединения логопедов учреждений образования и здравоохранения с привлечением врачей (детских невропатологов, психиатров, психотерапевтов) и с участием руководящих работников по проблеме раннего выявления и оказания своевременной помощи детям с нарушением развития; систематически, согласно плану.
6. “Круглые столы” с психологами, медицинскими работниками, родителями по вопросам своевременной диагностики негрубых нарушений развития детей и оказания им ранней квалифицированной помощи, организуемые на базе образовательных учреждений, ДОУ.
7. Комплексная диагностика негрубых нарушений психического и речевого развития силами высококвалифицированных специалистов образовательных учреждений под руководством методистов психолого-педагогического профиля Управления образования ;проводится ежегодно.
8.Своевременное направление выявленных детей с негрубой патологией развития на консультации к специалистам (логопедам, педагогам-дефектологам, врачам-невропатологам), с выраженной патологией – на городскую МППК).
9. Создание районных психолого-медико-педагогических консилиумов как центров диагностики, консультирования, мониторинга развития детей и коррекции негрубых нарушений развитии ( в соответствии с положением “Концепции модернизации Российского образования” о возможности развития негосударственных образовательных организаций (учреждений).
10.Создание на базе образовательных учреждений… “медико-оздоровительных центров” (согласно “Концепции модернизации Российского образования”.
11.Использование возможностей системы дополнительного образования для решения проблемы ранней диагностики и особенно оказания своевременной специализированной помощи нуждающимся детям путем введения в штат учителей-логопедов, учителей-дефектологов.
12. Пропаганда дефектологических знаний через СМИ (радио, ТВ, периодическая печать).
Примерная тематика выступлений:
- Ребенок учится говорить (Цикл лекций для родителей и медицинских работников);
- Почему ребенок плохо учится? (Цикл лекций для родителей и педагогов);
- Как помочь слабоуспевающему школьнику? (Рекомендации для учителей и родителей).
По желанию родителей, заявкам педагогов, медиков возможна организация и проведение радио- и телепередач, публикация различных материалов, посвященных медицинским аспектам развития ребенка, точной информации о тех или иных нарушениях психического и речевого развития, вопросам организации коррекционной помощи детям в городе и т.д.
13. Городские научно-практические конференции по вопросам коррекционной педагогики, посвященные научно-теоретическим проблемам современной дефектологии, социологии других смежных наук, ознакомлению с итогами диагностики состояния специального обучения в городе, демонстрации достижений научно-исследовательской и практической деятельности учреждений специального образования, творческих коллективов и отдельных педагогов, привлечению внимания широкой общественности к проблемам современной коррекционной педагогики и поиску путей их решения на городском уровне.