Тема. Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но.
Цель и задачи:
- актуализировать знания, приобретенные при изучении русского языка по данной теме;
- дать детям возможность оценить свои достижения, ощутить радость успеха в проявлении своих знаний;
- способствовать совершенствованию грамматико-орфографических и речевых умений и навыков;
- воспитывать любовь к родному языку;
А теперь – аукцион,
Подведет итог он.
Тот, кто больше знает,
Тот награды получает.
I. Вступительное слово учителя.
- Сегодня мы подводим чрезвычайно важное в жизни нашего класса мероприятие- “аукцион знаний по русскому языку”. На продажу будут выставлены поистине бесценные “вещи”, купить которые сможет любая команда, в обмен на знания по русскому языку. А помогать вам будут: внимание, сообразительность и дружная работ в команде.
- Я, ведущая аукциона,- магистр грамматических наук.
II. Предварительный залог – задание.
- Прежде, чем прозвучит гонг (на столе находятся металлическая тарелка и молоточек) каждая команда – участница должна внести залог, доказать свою “состоятельность” - способность участвовать в аукционе.
- предлагаю капитанам команд выбрать задание. Капитан чьей команды быстрее справится с заданием, та и будет иметь право первой начать диалог “на торгах”.
- Используя буквы, составить слово – название своей команды. Начали.
- Итак, команды получили названия и доказали свою “состоятельность” для участия в аукционе .
- В аукционе знаний участвуют команда “Знаток” (прошу встать) и команда “Грамотеи”.
III. Открытие аукциона знании.
-До начала аукциона остаются считанные минуты, и за это время я вам предлагаю определить его тему.
- Скажите пожалуйста, какие вы знаете союзы? (И, а, по)
- Какова роль союзов в предложении? (Соединяют части предложения или однородные члены).
- Какие виды предложений вам знакомы? (Простое предложение с однородным членами и сложное).
- Соедините вид предложения с нужными союзами.
-Сформулируйте тему урока и его цели.
(Тема открывается на доске).
Занятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но.
- А какие цели будем ставить перед собой?
1. Будем учиться правильно расставлять запятые в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но и в простом предложении с союзами и, а, но.
2. Развивать орфографическую зоркость, повышать орфографическую грамотность.
3. Будем учиться произносить предложения с правильной интонацией, выразительно. Развивать свою речь.
4. Воспитывать любовь к родному языку.
IV. Начало работы аукциона.
1.
– Итак. Команды готовы, объявляю начало 1 тура. (Звучит удар гонга).
- На продажу выставляется 1 лот. Начальная цена 2 балла, (вывесить на табло). Кто даст больше?
- Предлагаю вам минутку чистописания. (Пальчики разминаем, игра “пианино”)
А у к ц и о н – каждую букву этого слова соединим петелечкой. Напишем два раза очень аккуратно и красиво.
- Чья команда закончит первой (все участники покажут готовность), та и купит 1 лот.
- Начали. Время пошло.
- Тетрадку правильно кладу,
- Ручку правильно держу.
- За посадкою слежу,
- На отлично напишу!
Вопрос команде “Знатоки”
- Назовите согласные звуки в этом слове, (к, ц. н)
Вопрос команде “Грамотеи”
-Назовите гласные буквы в этом слове, (а, у, ы, о)
3 удара гонга. ПРОДАНО!
Команда ….. купила 1 лот, выставленный на продажу, (показать на табло значком).
2. Торги продолжаются. Звучит удар гонга.
- На продажу выставляется 2-й лот. (на табло). Словарные слова. Начальная цена 5 баллов.
Ш- шоссе К – картина
К – капитан Л – лимон
О – облако А – алмаз
Л – лиловый С – ситуация
А – аллея С – стакан
- Слова школа, класс записаны в столбик по буквам, на каждую букву записать, коллиграфически правильно словарное слово, выделить орфограммы. (Участники команд по очереди выходят к доске. Остальные дети пишут в тетрадях через занятую).
- За каждое правильно написанное слово 2 балла, за допущенную ошибку 1 бал. Начали, кто быстрее?
- Какая же из команд приобретет этот лот? 3 удара гонга. Продано! Но проверим!
- 2 лота купила команда …. (Значок на табло).
- Обратите внимание па табло, лидирует команда…. Она купила больше грамматических “вещей” (лотов).
3. Торги продолжаются.
- На продажу выставляется 3 лот. Начальная цена 10 баллов.
“Простое предложение с однородными членами и союзами и, а, но”. (Этот лот состоит из нескольких этапов).
I этап: Устный ответ.
- Расскажите, что вы знаете о простом предложении, и о знаках препинания в нём.
(Команды отвечают по очереди, в случае ошибки, право ответа переходит к следующей команде. Ответы должны быть полными.)
- Простое предложение – это предложение, где есть подлежащее и сказуемое (главные члены предложения). (Листочки командам).
- Простое предложение может быть с однородными членами.
- В простом предложении перед союзами а, но всегда ставится запятая.
- В простом предложении с однородными членами перед союзом и запятая не ставится, когда он одиночный.
- В простом предложении с однородными членами, когда союз и повторяющийся, запятая ставится.
- В простом предложении с однородными членами, при перечислении ставится запятая.
- Молодцы! Собирайте листочки, итоги подведем после окончания всех этапов 3 лота.
II этап. – На доске записаны пословицы. Они обогащают русский язык, придают ему выразительность и точность. Выразительно прочитайте, как смысл понимаете?
Задание: - Запишите только те, которые относятся к 3 лоту. (простое предложение с однородными членами и союзами и, а, но).
- Подчеркните грамматические основы. Расставьте знаки препинания и нарисуйте схемы. (Один человек от команды схемы нарисует на переносной доске). Удар гонга. Время пошло. Жду готовность каждого члена команды.
- Правда в огне не горит и в воде не тонет.
- Труд человека кормит, а лень портит.
- Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.
[ - = и = ].
[ - = ]№ , а [ - =]І.
[ - =, а =].
Вопрос – В последнем предложении сделайте синтаксический разбор. (Повести., невоскл., простое, распр., с однор. Сказ – и).
Вопрос – Назовите слова с безударными гласными в корне, проверяемые ударением и непроверяемые ударением.
хватбет
ленъвого
снимбет
моруз (какая здесь ещё орфограмма?).
III этап. - Вместо пропусков вставьте нужные союзы и знаки препинания.
Удар гонга.
Мальчик рос слабым, но смелым и настойчивым.
Представитель от команды схему нарисует на индивидуальной доске.
ЗОЖ. - Что надо делать, чтобы не быть слабым? (Одно из правил ЗОЖ).
IV этап. - Прочитайте предложение. Вам сейчас предстоит записать их себе в тетрадь, но не просто списать, а заменить подчеркнутые слова однородными членами. (По одному члену от команды к доске!) |
|
I команда (с бессоюзной связью) В зоопарке ребята видели животных (слона, тигра, медведя). |
II команда (с повторяющимися союзами.) Ребята посадили в саду фруктовые деревья, (и яблони, и груши, и сливы). |
НАЧАЛИ!
Вывод: Однородные члены в простом предложении могут быть связаны и бессоюзной связью, и могут быть связаны с помощью союзов.
3 удара гонга.
- Итак, подведем итоги. Пройдя 4 этапа, 3 лот купила команда…, у которой больше всего баллов (листиков).
ФИЗМИНУТКА
На аукционе объявляется перерыв. (Отдохнем, соберемся силами на II тур.)
1. Дыхательная гимнастика.
Встать прямо, сделать глубокий вдох, задержать дыхание, руки на уровне лица. Выдыхать порциями через рот. 3 раза.
2. Упражнение для глаз.
Сесть, руки на столе, расслабиться. Быстро поморгать, закрыть глазки, медленно посчитать до пяти. 3 раза.
Итак, команды готовы, объявляю начало II тура.
На продажу выставляется 4 лот.
Начальная цена 8 баллов. Сложное предложение с союзами и, а, но. Он тоже будет
состоять из нескольких этапов.
I этап. Блиц-опрос. (За каждый правильный ответ - листочек. Ответы должны
быть полными!).
1. Какое предложение называется сложным?
2. Как его отличить от простого?
3. Как могут быть связаны между собой части сложного предложения?
4. Запятая в сложном предложении...
II этап. Письмо по памяти.
Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шелковые косы,1
Шелестят зеленые сережки,2
И горят серебряные росы3...
(С. Есенин)
- Объясните постановку знаков препинания.
- Найдем грамматические основы. Какое это предложение? Объясните известные нам орфограммы.
-Прочитать еще раз.
-Записать и нарисовать схему предложения на индивидуальных досках. Кто быстрее? Проверим! 3 удара гонга!
[ = -, = ]1, [ = - ]2, и [ = - ]3… .
- Разобрать по составу. Удар гонга. К доске по ученику от команд.
Продано! 3 удара. Листики.
III этап. Найди и исправь ошибки в схемах.
Кто быстрее? 3 удара гонга. ПРОДАНО!
IV. этап. Письмо от бабушки Загадушки.
Загадка команде “Знатоки”
Кружится на острой ножке,
Жужжит, как будто бы жучок.
Захочет - вскачь пройдет немножко,
Захочет - ляжет на бочок. (Юла).
Загадка команде “Грамотеи”.
Её всегда в лесу найдешь -
Пойдем гулять и встретим.
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем. (Ель)
По одному представителю от команд к доске.
Фонетический разбор
I команда ю-ла – [йулб] ю – [й] - согл., зв., мягк. [y] - гласн., безуд. Л - [л] - согл., зв., тв. а - [а] - глаcн., уд. 4 звука, 3буквы |
II команда Ель – [йэл'] Е – [й] - согл., зв., мягк. [э] - гласн., уд. Л – [л] - согл., зв., мягк. Ь-__________________ 3 буквы, 3 звука |
- Первой закончила команда .... ПРОВЕРЬТЕ!
3 удара гонга.
- Подведем итоги 4-х этапов.
- Итак, 4 лот купила команда ....
Вывод: - А теперь давайте подведем итог всему, что сегодня продавалось па аукционе и сделаем вывод.
- Перед союзами и не ставится запятая в простом предложении с однородными членами и в сложном предложении?
- Составьте схему - подсказку для себя.
Заключение. - Ребята, ведь у нас аукцион знаний русского языка. И чтобы знать его, нужно учиться, не только понимать силу и красоту родного языка, но нужно обязательно ещё и учить его.
Высказывание.
“Учите русский - годы кряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждет великая награда,
И та награда - в нем самом”.
А что вы можете ответить этому?
I команда: Сколько правил! правил сколько!
С непривычки бросит в дрожь!
Будь внимательным - и только!
Все запомнишь, всё поймешь!
II команда: Люблю тебя, грамматика!
Ты умная и строгая.
Тебя, моя грамматика,
Осилю понемногу я!
ИТОГ УРОКА: А теперь подведем итог нашего аукциона знаний по русскому языку.
- Все лоты проданы. Аукцион завершается.
-А сейчас самое приятное - награждение команды - победительницы.
- Команда ... выиграла аукцион, она смогла “купить” наибольшее количество
лотов, т.е. показала отличное знание русского языка. Ей вручается диплом победителя в аукционе знаний по русскому языку. И каждый участник команды тоже награждается дипломом победителя.
- Я благодарю всех участников аукциона за чёткую и быструю работу!