Личностно-ориентированное обучение младших школьников

Разделы: Начальная школа


Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Актуализация знаний Предоставляет материал, позволяющий осуществить переход к изучению нового материала. Делают обобщения, наблюдают.

Актуализация имеющихся знаний, способов действий в новых условиях.

Целеполагание Стимулирует поисковую деятельность. Проявляют познавательные инициативы,

Главное - осознание возникшего интеллектуального затруднения, коллизии, противоречия. Определяют УЗ на основе анализа проблемной ситуации.

Открытие “нового” Формирует:

- способности анализировать,

- положительные (познавательные) мотивы УД,

- стремление открывать знания,

- умения и навыки сотрудничества с учителем и учащимися.

В коммуникативном плане тактичная помощь учащимся в организации сотрудничества,   ведении учебного диалога, дискуссии.

Формируются способности:

- определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи,

- анализировать решения и выводы в ходе коллективного обсуждения в группе,  классе; выбор наиболее рационального;

- сравнивать свое учебное действие с итоговой коллективной таблицей-алгоритмом.

Применение знаний Обеспечивает рациональную последовательность и дозировку упражнений; стимулирует и поддерживает интерес. Создает условия для работы в парах или группах. Выполняют систему заданий с опорой на алгоритм; отрабатывают мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, распределения действий при работе в группах.
Итог урока (рефлексия) Предлагает:

- вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы;

- оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом.

- назвать наиболее понравившиеся ответы, вопросы учеников, назвать группу, которая особенно дружно работала.

Называют:

- тему, задачи урока, отмечают наиболее трудные, понравившиеся эпизоды урока;

-оценивают свое продвижение к цели;

- отмечают успешные ответы или интересные вопросы учащихся;

- называют успешно работающую группу или группа сама отмечает свою слаженную и результативную работу.

Этапы организации работы в группе

Действия учителя Действия учеников
1. Формирую группы, организую

пространство в классе.

2. Создаю условия для понимания и принятия задания.

3. Создаю условия для выполнения задания каждым учеником.

4. Создаю условия

а) для определения организатора в группе;

б) для предъявления решения  задания;

в) для обсуждения выполненных заданий;

г) для определения оратора;

д) для подготовки оратора.

4. Создаю словия для предъявления выполненных заданий от микрогрупп.

5. Создаю условия для обсуждения предъявленных заданий (в чем совпали мнения, что различно). По возможности организую дискуссию.

6. Создаю условия для рефлексии. Содержательной и коммуникативной.

Садимся в группы.

Фиксирую задание и задаю себе

вопрос: “ Что и как буду делать?”

Думаю сам, фиксирую мысль.

Обсуждения, выполнения в

микрогруппах:

Договариваюсь, кто организатор.

Предъявляю задание, (если я организатор, организую предъявление каждым).

Обсуждаю или организую обсуждение (обсуждаю - значит договариваюсь, в чем точки зрения наши совпали, что их различает).

Договариваюсь, кто оратор или я сам определяюсь.

Готовлю оратора, готовлюсь быть им.

Фиксирую задание на доске.

Участвую в обсуждении выполненных заданий от микрогрупп по основаниям,  которые задал учитель.

Рефлексирую, отвечая на вопросы:”Что я понимал до выполнения задания и что я  понимаю сейчас?"

"Какие разные точки зрения были высказаны?"

"Как работала группа, я сам в группе?”

Цели урока:

  1. Создать условия для наблюдения вместе с детьми и уточнения познавательных признаков родственных слов, наработки алгоритма действий по нахождению в слове корня.
  2. Формировать у детей лингвистическое мышление, т.е. способность выполнять с языковым материалом операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации.
  3. Формировать способность к самоучению, саморазвитию.
  4. Воспитывать коммуникативную культуру, языковое образование, речевое и волевое развитие учащихся в условиях коллективной учебной деятельности.

Оборудование: учебник “Русский язык” под. ред.М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, задачник №1.

Ход урока

Учитель (У): Я предлагаю вам прочитать слово на доске (“говорить”). Что нового вы узнали на прошлом уроке?

Дети (Д): Главное в слове - это его значение.

У: Попытайтесь объяснить значение слова “говорить”.

Д: (варианты) Владеть устной речью. Словесно выражать мысли.

У: Если мы испытываем затруднения в определении значения слова , как мы должны поступить?

Д: Посмотреть в словаре.

У: Давайте посмотрим значение слова в словаре.(см. словарь). Оказывается, слово “говорить” раньше звучало так … Прочитайте на доске.

Д: Читают слова: бахорить, калякать, баять, гутарить, глаголить.

У: Попробуйте с одним из них составить предложение.

Д: (Варианты ответов).

У: На доске пословица: Говорить - не устать , было бы что сказать. Как вы понимаете эту пословицу?

Д: Дельный разговор.

ФИЗМИНУТКА

У: Чтобы определить о чем мы будем говорить сегодня на уроке, откройте учебник на стр.103, прочитайте предложенную тему.

Д: "Собираем родственников".

У: Как вы понимаете значение слова "родственники"?

Д: Варианты ответов.

У: В словаре "родственники" - близкие друг другу по происхождению, содержанию, каким-нибудь признакам. Почему же это слово сегодня взяли на урок русского языка?

Д: (Предположение). Слова в русском языке тоже могут быть родственниками.

У: Обсудите в паре, какая цель у нас на уроке сегодня? (Этапы работы в группе см. выше).

Д: (Предъявляют цели от пар). Учусь собирать родственников.

У: Все согласны, есть дополнения? Что мы с вами сейчас сделали?

Д: Поставили цель.

У: Что теперь будем делать?

Д: Отвечать на вопросы: "Что такое родственники в русском языке и как их определять"?

У: Попробуйте ответить на вопрос Антона: “Что значит “солить”? И почему так называется слово “варенье”?

Д: Варианты ответов.

У: На доске записаны слова: сахар, варенье, конфета, компот.

У: Слова сахар и конфета - родственники?

- Ведь конфета сладкая?

- А варенье и компот?

- Они же из вареных ягод?

Д: Затрудняются ответить.

У: Давайте порассуждаем и снова вернемся к определению в словаре слова “родственные”.

Д: Читают определение.

У: Сейчас я добавлю еще одно слово, может быть, вы выделите теперь опознавательные признаки родственных слов.

На доске: сахар, варенье, конфета, компот, сахарница.

У: Какие слова здесь родственники, почему?

Д: Сахар и сахарница. Они похожи внешне.

У: Какая часть в словах у них одинаковая?

Д: Сахар.

У: Можете объяснить значение слова сахарница?

Д: Предмет, в котором подают сахар на стол.

У: Попробуйте добавить свое родственное слово к ним.

Д: Сахаристый, сахарная пудра.

У: Какие опознавательные признаки родственных слов вы можете выделить?

Д: В этих словах есть общая часть, она хранит их общее значение .

У: Давайте сравним наши открытия с объяснениями авторов учебника (стр.103).

Д: Читают, добавляют свое открытие словами: можем объяснить родственное слово с помощью одного и того же слова.

У: Задание: предложите план действий для распознавания родственных слов.

Д: Работа в паре.

У: Кто может предложить свой план?

Д: (Варианты ответов, выбор правильного).

У: Согласны с планом, который у нас получился?

На доске:

1. Есть общая главная часть.

2. Можем объяснить слова с помощью одного и того же слова.

У: Кого из ребят мы поблагодарим за светлые мысли, которые помогли сделать сегодняшнее открытие?

Д: Называют фамилии детей из класса.

ФИЗМИНУТКА

У: По плану соберите родственные слова в №292.

Д: Выполняют задание.

У: Сколько семей получилось?

Д: Ответы, исправления некоторых работ.

У: В № 293 есть текст. Прочитайте и скажите, как называется главная часть слова?

Д: Главная часть слова называется корень.

У: Объясните, почему она главная?

Д: Хранит в себе общее значение всех слов семьи.

У: У Антона проблема. Он не знает как найти в слове “лесок” корень. Составьте для него план действий, которые помогут выделить корень. Авторы на стр.104 могут в этом вам помочь.

Д: 1. Выяснить значение слова. 2. Подобрать родственные слова. 3. Выделить корень.

(Данный план возник после обсуждения действий, предложенных учащимися).

У: Выполните упр. № 294.

Д: Выписали родственные слова: мыло, мыльница, мылить, мыльные. Выделили корень.

У: Вернемся к нашим словам в начале урока: бахорить, калякать, баять, гутарить, глаголить, говорить. О чем мы говорили сегодня весь урок?

Д: Мы сегодня говорили о родственных словах.

У: Эти слова родственные?

Д: Нет, потому что у них нет общей части - корня.

У: Поделитесь с соседом мыслями о том, что для вас было новым сегодня на уроке.

Д: Работа в паре.

У: Кто хотел бы подарить свои мысли классу?

Д: Высказываются по желанию.

У: Д. з. - упр.№295, правило стр.103. Спасибо за работу на уроке.