Цель урока: дать характеристику народным обрядам и обычаям Егорьева дня.
Задачи урока:
- продолжить освоение традиций и обычаев встречи весны;
- продолжить знакомство с народными музыкальными инструментами, показать; их глубокую связь с природой, с жизнью, обычаями народа.
Форма урока: урок-диалог.
Методы обучения: приуроченность занятия ко времени празднования Егорьева дня
Материально-техническое оснащение:
- магнитофон;
- слайды с изображениями музыкальных инструментов;
- аудиозаписи ансамбля рожечников.
Ход урока
Звучит мелодия “Стонет сизый голубочек” в исполнении ансамбля рожечников.
Учитель. Приветствует детей и просит открыть альбомы и вспомнить, чем занимались на прошлом уроке.
Дети. Мы говорили о традициях и обрядах наших предков, связанных со встречей весны.
У. Какие традиции и обряды встречи весны вам уже знакомы?
Д. (Предположительный ответ). Закликание птиц с высокой горки, выпекание печенья в виде птиц, пение песен с призывом весны и птиц.
У. О чем говорится в этих песнях?
Д. Птицы, вылетите из-за моря, вынесите (принесите) 2 ключа.
У. Поясните этот текст.
Д. Один ключ - запереть зиму, другой - открыть весну.
У. Т.е. ключи нужны, чтобы отпереть замок и выпустить ветерочки легкие, дождики дробные и другие приметы весны.
У. Прочитайте, пожалуйста, пословицу на доске и поясните ее. (Учитель открывает на доске 1 пословицу).
“Не бывать весне на Руси святой без Егория”
Д. ???
У. Все ли вам понятно? Обладаете ли вы достаточным запасом знаний для того, чтобы пояснить пословицу?
Д. (Возможны варианты - да или нет).
Да, мы знаем кто такой Егорий и поэтому… Или нет, мы не знаем, кто такой Егорий и поэтому не можем пояснить смысл пословицы.
У. Но вы можете сделать предположение?
Д. Егорий, Егор - имя человека.
У. А может ли смысл пословицы скрываться в значении имени?
Заглянем в словарь имен. (Открываем доску).
Егор - видоизмененная русская народная форма имени Георгиас, Георгий.
“Ге” - в греческом языке означает “земля”
Д. Имя Георгий происходит от слова “земля”.
У. И русское Егор тоже происходит от слова “земля” и обозначает “земледелец”,
“землепашец”. Найдите корни в этих словах и поясните их значение.
(Дети находят в устной форме, учитель выделяет на доске).
Д. Работает на земле, пашет, делает землю.
У. Теперь вы можете пояснить пословицу?
Д. Весна не наступит, пока не придет праздник Егория - землепашца.
(Если позволит время можно обсудить значение пословицы “Заегорит весна, так и зябкий мужик шубу с плеч долой”).
У. Егория, как и Георгия Победоносца, считали на Руси покровителем домашнего скота, к нему обращались с просьбами защитить, уберечь коров, овец, лошадей.
Пришла весна, а с ней и зеленая травка.
Пришло время скот выгонять, землю будить от зимнего сна и готовить ее к исполнению многотрудной роли матери-кормилицы всего людского рода. Этому служили веселые пляски и песни на лугу и в поле. Молодые женщины и девушки плясали, сильно пристукивая босыми ногами по земле, словно и впрямь будили, передавали ей свою жизненную силу.
Даже если молодой травы было мало, домашний скот обязательно выгоняли на луг, хотя бы на один день - 5 мая - в день святого Георгия Победоносца.
(Учитель открывает запись на доске: "5мая - день святого Георгия Победоносца").
Животных в этот день кормили специально испеченным хлебом и пасхальным яйцом, гнали на улицу веточкой вербы.
Ребята, почему веточкой вербы?
Д. Верба первая распускается после долгой зимы, значит у вербы хватило сил победить зиму.
Силу вербы люди хотели передать домашним животным, чтобы не болели.
У. Ребята, кто приглядывает за стадом в поле и в лесу?
Д. Пастух.
У. А кто ему помогает?
Д. Собака, плетка, кнут.
У. А еще подпасок. Подпасок подчиняется пастуху (учитель выделяет приставку под).
Помогает пастуху следить за стадом. Как вы думаете, что должен уметь делать пастух и какими человеческими качествами обладать?
Д. Любить животных, быть честным, трудолюбивым.
У. Он, конечно, должен любить животных и быть трудолюбивым. И он должен уметь играть на музыкальном инструменте. Вспомните наигрыш, звучавший в начале урока. На каком инструменте он исполнялся?
Д. (Возможны варианты ответа). Затрудняемся. Или - это рожки.
У. Затрудняетесь вспомнить, тогда послушайте еще одну запись. (Звучит “На горе-то калина” - была использована на прошедшем празднике).
Д. Эту песню мы знаем, мы пели ее на прошедшем празднике.
Д. Инструмент называется “рожок”.
У. Из какого материала он сделан, чем обернут?
Д. Из дерева, обернут берестой.
(Учитель показывает рожки: “визгунок”, “бас” и “полубасок”).
У. Так вот, каждый пастух должен был уметь играть на таком музыкальном инструменте. Для чего?
Д. Чтобы было веселее?
У. И только? Послушайте другую запись(звучат пастушьи сигналы). Это тоже рожки. На что похоже то, что прозвучало?
Д. На разговор.
У. На разговор пастуха и подпаска, которые находятся далеко друг от друга, а им надо договориться.
А еще голос рожка, особенно “баса” или “полубаса” (учитель показывает эти инструменты), похож на рев коровы или быка.
Пастухи настолько преуспели в своем мастерстве, что коровы умеют понимать “голос” рожка и выполняют все его указания.
У. Первый выгон домашнего скота в поле тоже сопровождался особыми обрядами.
Давайте послушаем запись обряда “Окликание Егория”. Текст песен у вас перед глазами.
(Звучит звукозапись).
У. К кому в этом обряде обращались пастухи?
Д. К батюшке Егорию.
У. Звучали ли еще какие-то инструменты кроме рожка?
Д. Барабан.
У. Как вы думаете, зачем?
Д. ???
У. Этот инструмент называется “барабанка”. Попробуйте поиграть на нем. Зачем вы закрываете уши?
Д. Очень громко.
У. Может, вы уже догадались, зачем нужен пастуху этот инструмент?
Д. Отпугнуть хищных зверей.
У. Конечно, ведь пастух отвечал за здоровье коровье.
У. Совершая обряд “Окликание Егория” пастухи ходили (во)круг поля, (во)круг стада с замком и ключом. А в конце обряда закрывали замок на ключ. Ключ выбрасывали в реку. Зачем?
Д. Чтобы стадо не разбежалось и никто посторонний не смог открыть этот круг.
У. Давайте вспомним, с какими обрядами Егорьева дня вы познакомились на уроке.
Д. Будить землю танцами, окликать Егория, призывать его себе на помощь (учитель открывает доску, дети сверяют свой ответ).
У. Объединитесь парами и проверьте свои знания.
(Учитель раздает кроссворд).
У. Были у вас трудности при выполнении этого задания?
(Ключевые слова кроссворда появились на доске по ходу ведения урока).
У. Подойдите по одному человеку от пары и запишите ответы в кроссворд на доске. Сверьте свои ответы с эталоном на доске.
У. Допустили вы ошибки? Нет?
Молодцы! Кто справился с заданием, нарисуйте на листе цветок, как символ наступающей весны.
У. Дети, что нового вы узнали сегодня на уроке?
Д. Георгий и Егор обозначает “земледелец”
“Ге” -по-гречески значит земля.
Люди в старину “будили” землю, танцевали на земле голыми пятками.
Праздник Георгия-Победоносца отмечается 5 мая.
У. Назовите тему нашего урока. (“Не бывать весне на святой Руси без Егория!”)
У. Почему?
Д. Пока не придет праздник Егория, весна окончательно не наступит. Не победит зиму!
У. И люди издревне своими действиями, обрядами старались весне помочь!
У. Оцените работу класса!
Дайте оценку своей работы на уроке. Хотелось бы вам узнать еще о каком-нибудь обряде Егорьева дня?
Запишите д/з - учебник стр.169-170 выразительное чтение.
На следующем уроке будем этот обряд инсценировать.