Тип урока
Интегрированный:
- обобщение и систематизация знаний по русскому языку
- первичное восприятие по истории
- комбинированный по математике и окружающему миру
Общая дидактическая цель: формирование целостной системы знаний по изучаемой теме.
Познавательный аспект: знакомство с историческими событиями 1904 года.
Образовательный аспект:
- обобщить знания детей по теме “Имя прилагательное”
- систематизировать изученный материал по данной теме
- дать новые сведения по истории
- определить уровень усвоения учащимися изученного ранее материала по окружающему миру (тема “Карта мира”) и по математике (тема “ Единицы измерения времени”)
Развивающий аспект:
- развитие внимания, памяти, мышления
- развитие активной речевой деятельности
- расширение активного словаря
Воспитательный аспект:
- воспитание чувства патриотизма
- воспитание культуры общения
- воспитание умения работать в коллективе
Форма организации деятельности учащихся: общеклассная.
Метод обучения: словесный.
Формы реализации методов обучения:
- беседа
- самостоятельная работа
- творческие задания
Оборудование урока:
- карта мира
- рисунки военных кораблей
- карточки с текстами заданий
Сценарий урока
Учитель: Ребята, прочитайте, пожалуйста, слова, записанные на доске:
Война, корабль
Артиллерия, салют
Решение, командир
Ярость, бой
Герой, экипаж
Что общего в этих словах?
Ученики: Это имена существительные. Их объединяет военная тема.
Учитель: Образуйте от существительных первого столбика прилагательные, подходящие по смыслу к существительным второго столбика. Запишите их. Определите орфограммы в словосочетаниях. Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.
Ученики: Сегодня мы повторим все, что знаем об имени прилагательном.
(Рассказ об этой части речи).
Учитель: Посмотрите внимательно на начальные буквы словосочетаний и определите еще одну тему данного урока.
Ученики: ВАРЯГ.
Учитель: Что такое “Варяг”? Что вы знаете о судьбе этого корабля?
Ученики: Этот русский корабль 100 лет назад не побоялся вступить в бой с японской эскадрой из 14 кораблей.
Учитель: Давайте подробнее познакомимся с событиями столетней давности.
Корабль “Варяг” был построен в США в штате Филадельфия в 1901 году. Это был самый мощный военный крейсер того времени. Русскому царю он настолько понравился, что он сразу включил его в своей экскорт. Корабль побывал у берегов Англии, Дании, в Персидском заливе. Позднее он был направлен во Владивосток. (Все географические объекты показываются на карте учителем или детьми.) В начале ХХ века политическая обстановка на Дальнем востоке усложнилась. Корея и Китай развивались под влиянием России. Это вызывало беспокойство у правительства Японии. К военным действиям их подстрекали Англия и США. Для укрепления своих позиции русское правительство направляет крейсер “Варяг” в корейский порт Чемульпо (сейчас Ичхон в Южной Корее).
Запишите в тетради предложение:
Из-за сложного фарватера мощный крейсер “Варяг” бросил якорь на рейде.
Разберите предложение по членам предложения и частям речи. Выпишите словосочетания прилагательного и существительного, определите род, число, падеж.
Ученики работают самостоятельно. Затем идет проверка выполнения задания.
Учитель: Какие ответные меры приняло японское правительство?
Ученики: В Корею прибыли 14 японских кораблей. Началась подготовка к военным действиям.
Учитель: Составьте предложение с прямой речью от имени капитана крейсера.
Ученики: Приводят примеры предложений. Обсуждают. Выбирают лучшее, записывают его в тетрадь.
“Японская эскадра активизируется!”- доложил капитан Руднев царскому посланнику.
Учитель: Объясните постановку знаков препинания. Сделайте морфологический разбор прилагательного царскому. Подберите синонимы к словам доложил, активизизуется.
Ученики: Капитан не просто говорит, он всегда докладывает или рапортует. В докладе офицера используется официальный язык.
Учитель: Сейчас отследим события 27 января 1904 года буквально по минутам.
Ученики: (по цепочке читают хронометраж событий - текст дан на отдельном листке каждому ученику).
9:00 - Япония объявила о начале военных действий.
10:45 - Капитан Руднев выступает перед матросами.
11:20 - Крейсер “ВАРЯГ” снялся с якоря.
11:45 - Японцы открыли огонь по крейсеру.
11:47 - Ответный огонь “Варяга”.
12:15 - Расчехлены орудия левого борта.
12:25 - Открыт огонь с левого борта.
12:30 - 2 японских снаряда пробили борт, корабль стал крениться на левый борт.
12:45 - Принято решение - вернуться в порт Чемульпо.
13:10 - Бросили якорь на рейде.
15:30 - Начали затопление корабля.
18:10 - “Варяг” скрылся под водой.
Учитель: Подсчитайте, сколько времени прошло с начала выхода крейсера до того момента, как он скрылся под водой.
Ученики: 18час.10мин.- 11час.20 мин. = 6 час. 50 минут.
Учитель: Почему 100-летие этого события мы отмечаем 9 февраля, хотя проходили они 27 января?
Ученики: После революции 1917 года был принят новый отсчет времени. Эта дата обозначена по старому стилю.
Учитель: Прочитайте рассказ "Крейсер “Варяг”".
Выделите главную мысль этого рассказа. Спишите. Подчеркните прилагательные, определите род, число, падеж.
Крейсер “ Варяг”.
Начался тяжелый бой. Отважные моряки понимали, что палуба под их ногами - это часть России, которую невозможно предать. Раненые не покидали своих мест. С последним стоном падали убитые. Не на жизнь, а на смерть бились русские моряки!
Ученики выполняют задание. Разбирая прилагательные, отмечают, что слова раненые, убитые являются в данных предложениях существительными.
Учитель: Составьте предложения, в которых выразите свое отношение к данному событию. Запишите в тетради.
Ученики: Мужество русских моряков достойно уважения. Отважно сражался экипаж крейсера за честь своей Отчизны.
Учитель: Подведем итог урока. Что повторили на уроке? Что нового узнали? Что понравилось на уроке?
Ученики: История крейсера очень заинтересовала. Обязательно прочитаем книгу “Морской флот”. Повторили часть речи прилагательное. Вспомнили единицы времени. Поработали с картой мира.
Учитель: Благодарю всех за активную работу. Несколько учеников получают оценки.
Домашнее задание: Составить рассказ о том, как увековечена память о легендарном крейсере. Записать его.