В курсе русского языка большое место занимают раздел “Морфология. Орфография. Культура речи”. При изучении этого раздела возникает много трудностей, которые могут быть преодолены при условии постоянной работы по определению частей речи и их особенностей на синтаксической основе, при условии систематического повторения и углубления материала при изучении следующей части речи.
Уже с 5 класса учитель начинает работу по классификации ч.р., опираясь на 3 принципиальных подхода: на общее грамматическое значение, на морфологические принципы; на синтаксические признаки – “три кита” (параграфы 67-68, учебник “Теория” 5-9 кл. В.В. Бабайцевой). Поэтому определения изучаемых частей речи построены однотипно. Это позволяет организовать работу над обобщающим понятием “часть речи”, повторять и углублять изученный материал, применять многократно эти принципы классификации к новому языковому материалу (по логике материала и упражнений учебника).
После изучения “Морфологии...” обращаемся к этому материалу и закрепляем его в курсе “Синтаксис и пунктуация” (8-9 кл.). Принципа изучения синтаксиса в связи с морфологией языка придерживаются авторы учебников “Теория” и “Практика”. Поэтому необходимо вести работу в следующих направлениях:
- критерии выделения частей речи;
- система частей речи в русском языке;
- морфологический разбор;
- морфология и орфография;
- морфология и синтаксис;
- переход слов из одной части речи в другую.
Частный вопрос о переходе слов из одной части в другую приобретает важное значение к 7 классу, когда представления учащихся о всей системе частей речи формируются окончательно. Но мне хотелось бы остановиться на аспектах решения последнего вопроса. Так в ходе изучения способов образования новых слов в русском языке знакомим учащихся с неморфологическим способом, т.е. с морфолого-синтаксическим переходом из одной части речи в состав слов другой части речи. (Чайная посуда – чайная, мороженое мясо – мороженое, сушеные грибы – подсушенные грибы). (Упр. 267,268, 269 - 7 класс). При изучении темы “Лексика” и в других ситуациях обращаем внимание на омонимы (это слова, одинаковые по звучанию, но совершенно разные по лексическому значению). Уточняем, что есть грамматические омонимы:
а) слова, относящиеся к различным частям речи (русская печь - печь пироги, стекло (гл.) - стекло (сущ.));
б) к грамматическим омонимам относятся такие разные формы одного и того же слова: березы (береза) - мн.ч., И.п., березы Р.п., ед.ч., и т.д.
Например: (Упр. 7, 8; “Практика” 7 кл.)
Косой – косой; коса - коса, ели – ели, печь – печь.
Упр.310: вглубь, вместе, вслед и др.
Упр 320: вокруг, согласно, несмотря, в течение и др.
Упр. 318: сущ. с предлогами – производные предлоги.
Упр. 353, 355: союзы и сходные по звучанию слова (предлоги и частицы с местоимениями).
Такие упражнения очень важны и их достаточно для изучения данного вопроса. Они позволяют тренировать учащегося в том, чтобы они могли различать омонимы, правильно написать данное слово. Эти задания позволяют творчески подходить к решению задач, углубляют знания. Возможен дифференцированный подход к изучению материала. Рассмотри пример:
Задания:
1) Объяснить знаки препинания.
2) Определить, какой частью речи являются слова печь и печь; синтаксическая роль. (Почему разные части речи?)
3) Морфологический разбор: печь – существительное; печь – глагол.
4) Образовать формы слова (склоняется и спрягается).
Учащиеся делают выводы. Вспомнить, какие “три кита” лежат в основе определения частей речи:
- общее грамматическое значение;
- морфологические признаки;
- синтаксическая роль.
Это слова - омонимы. Различаются они в синтаксических условиях, т.е. в словосочетании, в предложении.
Что такое доменная печь? (Домна).
Шахтная печь для выплавки чугуна из железной руды.
Из занимательной грамматики:
- Мы хотим есть! У вас есть белуга? (Кушать, принимать пищу).
- Нет, сэр. Есть бельдюга! (3 л. ед.ч. н.в. от “быть”).
- Что есть бельдюга? (Гл. – связка).
- Тоже рыба, сэр!
- Ладно, несите.
- Есть, сэр! (Частица; ответ в армии, во флоте, команда понята и принята к исполнению).
К вопросу о переходе одних частей речи в другую, необходимо вернуться при изучении служебных частей речи, например: тема “Предлог”. Так, предлог "вследствие" имеет значение причины и может быть заменен другим синонимичным предлогом (из - за). Само слово "следствие" имеет значение “сбор и проверка данных, связанных с преступлением"; может быть заменено синонимами - существительными: расследование, выяснение.
Надо показать, что в предлоги чаще всего переходят наречия: близ, вдоль, внутри, возле, вокруг, кругом, мимо, поперек, сзади (выражают пространственные отношения); после, прежде (временные отношения).
Производные предлоги отличаются от непроизводных предлогов более узким, определенным значением. Так, сравнивая предлоги "внутри" и "в", покажем, что первый указывает на положение в пространстве, ограниченном поверхностью (внутри шкафа, внутри дома) и очень редко используются в расширенном значении (внутри страны). Предлог "в" употребляется для обозначения положения не только внутри пространства (в шкафу, в доме), или в пределах его (в городе, в стране), а также для выражения других разнообразных отношений: в воздухе, в красках, в феврале, в речи, в мечтах, в почете.
Существуют синонимические ряды из предлогов - омонимов: напротив, против, супротив, окрест, вокруг, возле, около, подле, между, вслед и др. Для этого есть достаточно упражнений в учебнике (творческого и репродуктивного характера). Упр. 322, 323, 324, 325 - идет нарастание трудностей, но можно использовать какие-то дополнительные задания, чтобы закрепить понятие омонимов, показать особенности употребления в разных стилях. Также следует сопоставить предлоги и деепричастия: благодаря, включая, исключая, спустя, начиная, несмотря на ..., продолжить изучение в 8 классе в теме “Обособление...”
Для сравнения:
- Деревья стоят вдоль дороги навытяжку.
- Насчет брата узнать можно.
- Вследствие летнего урагана погибли столетние липы.
Карету обыщи ты вдоль и поперек -
Потерян там браслет.
Искривления и нарушения законности надо отнести в первую очередь на счет врагов.
В следствии по этому громкому делу свидетели внесли полную ясность.
При изучении темы “Междометие” необходимо вернуться к вопросу об омонимах: можем наблюдать переход междометий в другие части речи, пополнение междометий за счет других частей речи. Упр. 459, 460, 463, 464 - помогут научиться определять эти части речи, обосновывать свою точку зрения.
В конце года при повторении орфографии упражнения учебника дают возможность вновь работать с материалом о частях речи с точки зрения правописания. Можно сопоставить:
1) По весеннему небу, светит по-весеннему.
2) Подойти вплотную, в плотную бумагу.
3) В дали моря, синеет вдали.
4) Насчет работы, положить деньги на счет.
5) Навстречу другу, на встречу с другом, шел навстречу.
и т.д.
При изучении темы “Союзы” можно обратить внимание на разграничение союзов и союзных слов (параграф 206, стр. 255) что, как, когда. (К этому вернемся в 9 классе в теме “Сложноподчиненное предложение”).
Вопрос о правописании
что (бы) – чтобы
тоже – то (же)
также – так (же)
зато – за (то)
не решить, если учащиеся не будут различать части речи. Продолжить эту работу при изучении темы “Частицы” (Упр. 390, 391, 392, 394 и т.д.). Здесь достаточно разнообразных заданий по всем направлениям работы.
В конце изучения всей темы “Служебные части речи” есть параграф 154 “Переход слов из самостоятельных частей речи в служебные”. Он требует пристального внимания учащихся и учителя, чтобы правильно решать орфографические задачи.
В “Практике” этот раздел подкрепляется недостаточно, необходим специальный урок (лучше 2-3), для которого учитель подбирает дополнительный материал. Я проводила открытый урок на тему: “Переход слов из одной части речи в другую”. На этом уроке подвели итоги, обобщили материал по данной теме, выполнив ряд специальных заданий и упражнений, прослушав сообщения учащихся, которые провели наблюдения за языковым материалом, прочитали дополнительную литературу. (Эту работу мы продолжим в 8 классе при изучении “Синтаксис и пунктуация”.) Упр. 104, 105, 106 - тема “Главные члены предложения”.
Как можно использовать материал учебников
Приступая к изучению раздела “Морфология. Орфография. Культура речи” в 5 классе, можно использовать из учебника 5 класс Ладыженской “Русский язык” из параграфа 87 рассказ “Самостоятельные и служебные части речи” (новое издание учебника дополнено хорошим материалом). По описанию признаков надо определить учащимся части речи, закрепить термины, классификацию. А далее дается материал о словах состояния, которые выделил академик Л.В.Щерба. На этом материале необходимо показать, что система частей речи развивается. Здесь уместно познакомить учащихся с трактовкой вопроса: причастие и деепричастие - глагольные формы или части речи! Дополнить рассуждения своими примерами.
В учебнике “Практика” 5 класс А.Ю.Купаловой полезно поработать по таблице Упр. 41, повторить известные учащимся сведения из начальной школы. Поможет стихотворение О.Высотской “Веселая грамматика”.
Перед учениками можно поставить вопрос: “Сколько слов в русском языке? (Сколько частей речи?)”. Называют различные цифры. Уточняем, используя цифровой материал словарей.
Все слова разные, они отличаются друг от друга внешностью и поведением: именно эти их различия учитывает Морфология, одна из стран Объединенного Королевства Грамматики.
В Морфологии живут слова разных (частей речи) “профессий”, у них разные задачи и способности их выполнять. При этом живут они в Морфологии, а “работают” в соседнем государстве - Синтаксис. Каждая из частей речи стоит на “трех китах” (рисунок в учебнике - с.78). Каждая часть речи имеет общее грамматическое значение: она обозначает либо предмет, либо признак, ...
Каждая часть речи “владеет” морфологическими признаками. Некоторые признаки служат несколькими частями речи: число, род, падеж, а некоторые - только одной части речи: спряжение.
Наконец, отправляясь на работу в соседнее государство, каждая часть речи готовится выполнять свое предназначение: “играть” синтаксическую роль. При этом части речи не равноправны: одни, самостоятельные, “владеют” большим количеством морфологических признаков, “играют” важную синтаксическую роль в предложении. Другие, служебные, “обслуживают” самостоятельные, связывая их между собой и т.д. (“Подсказки на каждый день” Т.Ю. Угроватовой, К-д, 1994, с.98-99)
Обращаемся к учебнику “Теория” параграф 67-68, работаем над материалом, закрепляем по учебнику “Практика”. Учимся различать части речи и формы одного слова, выполняя упражнения в учебнике. При изучении каждой части вновь возвращаемся к этому материалу, закрепляем и углубляем представления учащихся о системе частей речи в русском языке. Этому же будет способствовать материал по развитию речи (по учебнику “Русская речь” Никитиной). “Рассуждение в разных стилях речи” - упр.299 и задания к нему помогут учащимся закрепить знания о частях речи, как надо рассуждать, чтобы правильно определить и доказать ответ, соблюдая все требования к рассуждению в научном стиле. (Упр.135 “Бег - имя существительное” - 5 кл. - нравятся такие упражнения, которые позволяют связать изучаемый материал с развитием речи).
В учебном комплекте Бабайцевой хорошо продумана вся система работы. Учащиеся учатся определять морфологические признаки, свойственные частям речи, учитывая грамматическое значение морфем. Графическое выделение морфем помогает рассматривать в единстве грамматическое значение и способ его выражения. Например, упр. 10, 11 Учебник “Практика” 7 класс. Можно давать дополнительные задания такого же содержания.
Определить часть речи по данной морфеме: -ешь, - ат, - н и т.д..
Подберите слова разных частей речи, которые бы оканчивались на а (о).
Найдите глагол (или др. часть речи) по схеме: приставка, корень, суффикс, суффикс, окончание.
В какой части слова заключено грамматическое значение? Докажите.
Графически обозначить окончания в указанных словах, показать, на какие морфологические признаки они указывают.
Найти формы слова, однокоренные слова, слова - омонимы, паронимы и др.
В “Практике” таких разнообразных заданий очень много. Чтобы правильно решить орфографические задачи в суффиксах и окончаниях слов, надо уметь быстро и правильно определять часть речи, воспользоваться нужным правилом.
Таким образом, я рассмотрела некоторые вопросы изучения морфологии, переход слов из одной части речи в другую, привела примеры из курса 5, 7 классов, дополнительный материал, который использовался на уроках и на других занятиях (занимательный материал, упражнения повышенной трудности).
Программа и учебники под ред. В.В.Бабайцевой не только дают знания учащимся, но и способствуют их развитию, позволяют учителю использовать упражнения как репродуктивного, так и творческого характера, учитывать возможности класса и индивидуальные способности ученика для дифференцированной работы.
Примерные задания:
№1
- Что (бы) подарить другу? (Книгу...)
- Он решил, что подарить другу.
- Он долго выбирал подарок, что(бы) сделать приятное другу.
- Он решил, что зайдет к другу в день рождения.
- Что(бы) выбрать подарок, надо знать интересы друга. (Для того чтобы..)
- Что за прелесть твой подарок!
- Он купил то (же), что и я. (То же самое).
Определить части речи, объяснить их правописание, способы проверки. Каким членом предложения они являются? Для чего служат в предложении?
№2
- Посадил один дуб.
- В саду росли одни березы.
- Почтальон шел от одного дома к другому.
№3
- Здесь столько цветов!
- Я столько передумал за это время!
№4
В чем особенность выделенных слов в отрывке из стихотворения Н.Некрасова “Рыцарь на час”?
От ликующих, праздно болтающих,
Обагряющих руки в крови,
Уведи меня в стан погибающих
За великое дело любви.
№5
- Птица стремительно уносится.
- Ее движение стремительно.
№6
Объясните морфологические и смысловые значения слов:
- Озабоченно - озабочено
- Сосредоточенно - сосредоточено
- Обдуманно - обдумано
№7
В каких предложениях "что" является союзом?
- Возьми книгу, что лежит на столе.
- Я не знаю, что нам задали на дом.
- Как хорошо, что завтра начинаются каникулы.
(“Русский медвежонок”).
№8
Сколько слов из списка можно понять и как существительное, и как глагол:
бой, вой, пой, рой, стой, печь, речь?
№9
Укажите, в каких предложениях из приведенных ниже слово "грустно" является прилагательным:
- Нам грустно расставаться.
- Расставание всегда грустно.
- Он грустно взглянул на меня.
№10
Продолжи предложения:
Несмотря на дождь, ...
(Не) смотря на товарища, ...
Несмотря на то что опоздал, ...
№11
Придумать предложения:
- союз - кр. прилаг.
Как - частица; Просто - наречие
- наречие - частица
Сравни:
- Мал золотник, да дорог.
- Да здравствует мир на планете!
- Да, я приеду.
Расставь знаки препинания. Объясни.
- Ура! Мы ломим, гнутся шведы.
- По полю прокатилось ура.
- По полю прокатилось: “Ура!..”
Составь предложения, чтобы слово "что" было бы употреблено в качестве разных частей речи.
- Что за книга! (Замечательная).
- Что за книга лежит на столе?
- Что ты читаешь?
- Что бы ты посоветовал прочитать, чтобы хорошо подготовиться по данной теме?
- Что он только не читал! (Все).
Докажите, что здесь употреблены разные слова:
Несмотря на усталость, все продолжали работать.
Не смотря на товарищей, он вышел...
Л.Петрушевская “Пуськи Бятые”
Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку. И волит:
- Калушата, калушаточка! Бутявка!
Калушата присяпали и бутявку стряшкали. И подудонились. А Калуша волит:
- Ой-ой! Бутявка-то некузявая!
Калушата бутявку вычучели. Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки. А Калуша волит:
- Бутявок не трямкают, бутявки дюбые и зюгиотзюмо некузявые. От бутявок дудонятся. А бутявки волит за напушкой:
- Калушата подудонились!
Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи Бятые!
Возможные задания
- О чем этот текст? Что необычного вы заметили в тексте?
- Найдите существительные и обозначьте, какими членами предложения они являются.
- Разберите по составу следующие слова:
- Подчеркните волнистой чертой прилагательные.
- Выпишите из текста однокоренные (слова) глаголы.
- Сделайте морфологический разбор глаголов:
- Выпишите из текста наречия.
Можно ли определить, к какой части речи относится каждое из слов сказки? Объясните.
Выпишите одно-два существительных в каждую
группу:
одушевленные -
неодушевленные -
1 скл. -
Определите падеж существительных с предлогами.
Калуша, калушата, калушаточки.
(Подчеркните двойной чертой глаголы)
Выделите в них корень и ту часть, которой они различаются.
дудонятся -
увазила -
Объясните.
Распределительный диктант (от 2 ч. речи)
Таблица заполняется примерами, проверяется учащимися, затем выполняются дополнительные задания.
Например: самостоятельные части речи.
№ | Имя сущ. |
Имя прилаг. |
Имя числ. |
Местои- мение |
Глагол | Наречие | Причастие | Деепри- частие |
Слова сост. |
1 | Сережка берег |
обры- вистый |
первый | он | поднялся увидел |
быстро | находя- щийся |
подняв- шись |
грустно |
Диктант можно продолжить “по аналогии”: второй ряд дополнить своими примерами (3-4 примера для сильных учащихся).
Диктант с заданием
Записать предложения, дать характеристику подчеркнутых слов (по рядам, по группам...)
- На сладкое подали монпансье и другие яства.
- Мы рвали сладкую ягоду и тут же отправляли ее в рот.
- Пирожок был сладкий, с фруктовой начинкой.
- Самым сладким был мед с пасеки дедушки.
На сладкое -
Сладкую -
Сладкий -
Самым сладким -
Задания:
- Определить, какими членами предложения являются подчеркнутые слова.
- Образовывать все возможные формы сравнительной и превосходной степеней от прилагательного сладкий...
Записать текст (несколько предложений); определить, какой частью речи является каждое слово в предложении - самостоятельные и служебные, именные и глагольные, неизменяемые, незнакомые.
Литература
1. В.В. Бабайцева. “Теория. Практика”.
2. Т.А. Ладыженская “Русский язык”. 5 класс.
3. РЯШ - №2 - 2000 г.
4. “Олимпиады по русскому языку” А.О.Орг - Просвещение. Книга для учителя.
5. Рабочая тетрадь по русскому языку. 7 класс.