Некоторые вопросы изучения раздела "Морфология. Орфография"

Разделы: Русский язык


В курсе русского языка большое место занимают раздел “Морфология. Орфография. Культура речи”. При изучении этого раздела возникает много трудностей, которые могут быть преодолены при условии постоянной работы по определению частей речи и их особенностей на синтаксической основе, при условии систематического повторения и углубления материала при изучении следующей части речи.

Уже с 5 класса учитель начинает работу по классификации ч.р., опираясь на 3 принципиальных подхода: на общее грамматическое значение, на морфологические принципы; на синтаксические признаки – “три кита” (параграфы 67-68, учебник “Теория” 5-9 кл. В.В. Бабайцевой). Поэтому определения изучаемых частей речи построены однотипно. Это позволяет организовать работу над обобщающим понятием “часть речи”, повторять и углублять изученный материал, применять многократно эти принципы классификации к новому языковому материалу (по логике материала и упражнений учебника).

После изучения “Морфологии...” обращаемся к этому материалу и закрепляем его в курсе “Синтаксис и пунктуация” (8-9 кл.). Принципа изучения синтаксиса в связи с морфологией языка придерживаются авторы учебников “Теория” и “Практика”. Поэтому необходимо вести работу в следующих направлениях:

  • критерии выделения частей речи;
  • система частей речи в русском языке;
  • морфологический разбор;
  • морфология и орфография;
  • морфология и синтаксис;
  • переход слов из одной части речи в другую.

Частный вопрос о переходе слов из одной части в другую приобретает важное значение к 7 классу, когда представления учащихся о всей системе частей речи формируются окончательно. Но мне хотелось бы остановиться на аспектах решения последнего вопроса. Так в ходе изучения способов образования новых слов в русском языке знакомим учащихся с неморфологическим способом, т.е. с морфолого-синтаксическим переходом из одной части речи в состав слов другой части речи. (Чайная посуда – чайная, мороженое мясо – мороженое, сушеные грибы – подсушенные грибы). (Упр. 267,268, 269 - 7 класс). При изучении темы “Лексика” и в других ситуациях обращаем внимание на омонимы (это слова, одинаковые по звучанию, но совершенно разные по лексическому значению). Уточняем, что есть грамматические омонимы:

а) слова, относящиеся к различным частям речи (русская печь - печь пироги, стекло (гл.) - стекло (сущ.));

б) к грамматическим омонимам относятся такие разные формы одного и того же слова: березы (береза) - мн.ч., И.п., березы Р.п., ед.ч., и т.д.

Например: (Упр. 7, 8; “Практика” 7 кл.)

Косой – косой; коса - коса, ели – ели, печь – печь.

Упр.310: вглубь, вместе, вслед и др.

Упр 320: вокруг, согласно, несмотря, в течение и др.

Упр. 318: сущ. с предлогами – производные предлоги.

Упр. 353, 355: союзы и сходные по звучанию слова (предлоги и частицы с местоимениями).

Такие упражнения очень важны и их достаточно для изучения данного вопроса. Они позволяют тренировать учащегося в том, чтобы они могли различать омонимы, правильно написать данное слово. Эти задания позволяют творчески подходить к решению задач, углубляют знания. Возможен дифференцированный подход к изучению материала. Рассмотри пример:

Задания:

1) Объяснить знаки препинания.

2) Определить, какой частью речи являются слова печь и печь; синтаксическая роль. (Почему разные части речи?)

3) Морфологический разбор: печь – существительное; печь – глагол.

4) Образовать формы слова (склоняется и спрягается).

Учащиеся делают выводы. Вспомнить, какие “три кита” лежат в основе определения частей речи:

  • общее грамматическое значение;
  • морфологические признаки;
  • синтаксическая роль.

Это слова - омонимы. Различаются они в синтаксических условиях, т.е. в словосочетании, в предложении.

Что такое доменная печь? (Домна).

Шахтная печь для выплавки чугуна из железной руды.

Из занимательной грамматики:

- Мы хотим есть! У вас есть белуга? (Кушать, принимать пищу).
- Нет, сэр. Есть бельдюга! (3 л. ед.ч. н.в. от “быть”).
- Что есть бельдюга? (Гл. – связка).
- Тоже рыба, сэр!
- Ладно, несите.
- Есть, сэр! (Частица; ответ в армии, во флоте, команда понята и принята к исполнению).

К вопросу о переходе одних частей речи в другую, необходимо вернуться при изучении служебных частей речи, например: тема “Предлог”. Так, предлог "вследствие" имеет значение причины и может быть заменен другим синонимичным предлогом (из - за). Само слово "следствие" имеет значение “сбор и проверка данных, связанных с преступлением"; может быть заменено синонимами - существительными: расследование, выяснение.

Надо показать, что в предлоги чаще всего переходят наречия: близ, вдоль, внутри, возле, вокруг, кругом, мимо, поперек, сзади (выражают пространственные отношения); после, прежде (временные отношения).

Производные предлоги отличаются от непроизводных предлогов более узким, определенным значением. Так, сравнивая предлоги "внутри" и "в", покажем, что первый указывает на положение в пространстве, ограниченном поверхностью (внутри шкафа, внутри дома) и очень редко используются в расширенном значении (внутри страны). Предлог "в" употребляется для обозначения положения не только внутри пространства (в шкафу, в доме), или в пределах его (в городе, в стране), а также для выражения других разнообразных отношений: в воздухе, в красках, в феврале, в речи, в мечтах, в почете.

Существуют синонимические ряды из предлогов - омонимов: напротив, против, супротив, окрест, вокруг, возле, около, подле, между, вслед и др. Для этого есть достаточно упражнений в учебнике (творческого и репродуктивного характера). Упр. 322, 323, 324, 325 - идет нарастание трудностей, но можно использовать какие-то дополнительные задания, чтобы закрепить понятие омонимов, показать особенности употребления в разных стилях. Также следует сопоставить предлоги и деепричастия: благодаря, включая, исключая, спустя, начиная, несмотря на ..., продолжить изучение в 8 классе в теме “Обособление...”

Для сравнения:

  1. Деревья стоят вдоль дороги навытяжку.
  2. Карету обыщи ты вдоль и поперек -
    Потерян там браслет.

  3. Насчет брата узнать можно.
  4. Искривления и нарушения законности надо отнести в первую очередь на счет врагов.

  5. Вследствие летнего урагана погибли столетние липы.
  6. В следствии по этому громкому делу свидетели внесли полную ясность.

При изучении темы “Междометие” необходимо вернуться к вопросу об омонимах: можем наблюдать переход междометий в другие части речи, пополнение междометий за счет других частей речи. Упр. 459, 460, 463, 464 - помогут научиться определять эти части речи, обосновывать свою точку зрения.

В конце года при повторении орфографии упражнения учебника дают возможность вновь работать с материалом о частях речи с точки зрения правописания. Можно сопоставить:

1) По весеннему небу, светит по-весеннему.

2) Подойти вплотную, в плотную бумагу.

3) В дали моря, синеет вдали.

4) Насчет работы, положить деньги на счет.

5) Навстречу другу, на встречу с другом, шел навстречу.

и т.д.

При изучении темы “Союзы” можно обратить внимание на разграничение союзов и союзных слов (параграф 206, стр. 255) что, как, когда. (К этому вернемся в 9 классе в теме “Сложноподчиненное предложение”).

Вопрос о правописании

что (бы) – чтобы

тоже – то (же)

также – так (же)

зато – за (то)

не решить, если учащиеся не будут различать части речи. Продолжить эту работу при изучении темы “Частицы” (Упр. 390, 391, 392, 394 и т.д.). Здесь достаточно разнообразных заданий по всем направлениям работы.

В конце изучения всей темы “Служебные части речи” есть параграф 154 “Переход слов из самостоятельных частей речи в служебные”. Он требует пристального внимания учащихся и учителя, чтобы правильно решать орфографические задачи.

В “Практике” этот раздел подкрепляется недостаточно, необходим специальный урок (лучше 2-3), для которого учитель подбирает дополнительный материал. Я проводила открытый урок на тему: “Переход слов из одной части речи в другую”. На этом уроке подвели итоги, обобщили материал по данной теме, выполнив ряд специальных заданий и упражнений, прослушав сообщения учащихся, которые провели наблюдения за языковым материалом, прочитали дополнительную литературу. (Эту работу мы продолжим в 8 классе при изучении “Синтаксис и пунктуация”.) Упр. 104, 105, 106 - тема “Главные члены предложения”.

Как можно использовать материал учебников

Приступая к изучению раздела “Морфология. Орфография. Культура речи” в 5 классе, можно использовать из учебника 5 класс Ладыженской “Русский язык” из параграфа 87 рассказ “Самостоятельные и служебные части речи” (новое издание учебника дополнено хорошим материалом). По описанию признаков надо определить учащимся части речи, закрепить термины, классификацию. А далее дается материал о словах состояния, которые выделил академик Л.В.Щерба. На этом материале необходимо показать, что система частей речи развивается. Здесь уместно познакомить учащихся с трактовкой вопроса: причастие и деепричастие - глагольные формы или части речи! Дополнить рассуждения своими примерами.

В учебнике “Практика” 5 класс А.Ю.Купаловой полезно поработать по таблице Упр. 41, повторить известные учащимся сведения из начальной школы. Поможет стихотворение О.Высотской “Веселая грамматика”.

Перед учениками можно поставить вопрос: “Сколько слов в русском языке? (Сколько частей речи?)”. Называют различные цифры. Уточняем, используя цифровой материал словарей.

Все слова разные, они отличаются друг от друга внешностью и поведением: именно эти их различия учитывает Морфология, одна из стран Объединенного Королевства Грамматики.

В Морфологии живут слова разных (частей речи) “профессий”, у них разные задачи и способности их выполнять. При этом живут они в Морфологии, а “работают” в соседнем государстве - Синтаксис. Каждая из частей речи стоит на “трех китах” (рисунок в учебнике - с.78). Каждая часть речи имеет общее грамматическое значение: она обозначает либо предмет, либо признак, ...

Каждая часть речи “владеет” морфологическими признаками. Некоторые признаки служат несколькими частями речи: число, род, падеж, а некоторые - только одной части речи: спряжение.

Наконец, отправляясь на работу в соседнее государство, каждая часть речи готовится выполнять свое предназначение: “играть” синтаксическую роль. При этом части речи не равноправны: одни, самостоятельные, “владеют” большим количеством морфологических признаков, “играют” важную синтаксическую роль в предложении. Другие, служебные, “обслуживают” самостоятельные, связывая их между собой и т.д. (“Подсказки на каждый день” Т.Ю. Угроватовой, К-д, 1994, с.98-99)

Обращаемся к учебнику “Теория” параграф 67-68, работаем над материалом, закрепляем по учебнику “Практика”. Учимся различать части речи и формы одного слова, выполняя упражнения в учебнике. При изучении каждой части вновь возвращаемся к этому материалу, закрепляем и углубляем представления учащихся о системе частей речи в русском языке. Этому же будет способствовать материал по развитию речи (по учебнику “Русская речь” Никитиной). “Рассуждение в разных стилях речи” - упр.299 и задания к нему помогут учащимся закрепить знания о частях речи, как надо рассуждать, чтобы правильно определить и доказать ответ, соблюдая все требования к рассуждению в научном стиле. (Упр.135 “Бег - имя существительное” - 5 кл. - нравятся такие упражнения, которые позволяют связать изучаемый материал с развитием речи).

В учебном комплекте Бабайцевой хорошо продумана вся система работы. Учащиеся учатся определять морфологические признаки, свойственные частям речи, учитывая грамматическое значение морфем. Графическое выделение морфем помогает рассматривать в единстве грамматическое значение и способ его выражения. Например, упр. 10, 11 Учебник “Практика” 7 класс. Можно давать дополнительные задания такого же содержания.

Определить часть речи по данной морфеме: -ешь, - ат, - н и т.д..

Подберите слова разных частей речи, которые бы оканчивались на а (о).

Найдите глагол (или др. часть речи) по схеме: приставка, корень, суффикс, суффикс, окончание.

В какой части слова заключено грамматическое значение? Докажите.

Графически обозначить окончания в указанных словах, показать, на какие морфологические признаки они указывают.

Найти формы слова, однокоренные слова, слова - омонимы, паронимы и др.

В “Практике” таких разнообразных заданий очень много. Чтобы правильно решить орфографические задачи в суффиксах и окончаниях слов, надо уметь быстро и правильно определять часть речи, воспользоваться нужным правилом.

Таким образом, я рассмотрела некоторые вопросы изучения морфологии, переход слов из одной части речи в другую, привела примеры из курса 5, 7 классов, дополнительный материал, который использовался на уроках и на других занятиях (занимательный материал, упражнения повышенной трудности).

Программа и учебники под ред. В.В.Бабайцевой не только дают знания учащимся, но и способствуют их развитию, позволяют учителю использовать упражнения как репродуктивного, так и творческого характера, учитывать возможности класса и индивидуальные способности ученика для дифференцированной работы.

Примерные задания:

№1

  1. Что (бы) подарить другу? (Книгу...)
  2. Он решил, что подарить другу.
  3. Он долго выбирал подарок, что(бы) сделать приятное другу.
  4. Он решил, что зайдет к другу в день рождения.
  5. Что(бы) выбрать подарок, надо знать интересы друга. (Для того чтобы..)
  6. Что за прелесть твой подарок!
  7. Он купил то (же), что и я. (То же самое).

Определить части речи, объяснить их правописание, способы проверки. Каким членом предложения они являются? Для чего служат в предложении?

№2

  1. Посадил один дуб.
  2. В саду росли одни березы.
  3. Почтальон шел от одного дома к другому.

№3

  1. Здесь столько цветов!
  2. Я столько передумал за это время!

№4

В чем особенность выделенных слов в отрывке из стихотворения Н.Некрасова “Рыцарь на час”?

От ликующих, праздно болтающих,
Обагряющих руки в крови,
Уведи меня в стан погибающих
За великое дело любви.

№5

  1. Птица стремительно уносится.
  2. Ее движение стремительно.

№6

Объясните морфологические и смысловые значения слов:

  • Озабоченно - озабочено
  • Сосредоточенно - сосредоточено
  • Обдуманно - обдумано

№7

В каких предложениях "что" является союзом?

  1. Возьми книгу, что лежит на столе.
  2. Я не знаю, что нам задали на дом.
  3. Как хорошо, что завтра начинаются каникулы.
  4. (“Русский медвежонок”).

№8

Сколько слов из списка можно понять и как существительное, и как глагол:

бой, вой, пой, рой, стой, печь, речь?

№9

Укажите, в каких предложениях из приведенных ниже слово "грустно" является прилагательным:

  1. Нам грустно расставаться.
  2. Расставание всегда грустно.
  3. Он грустно взглянул на меня.

№10

Продолжи предложения:

Несмотря на дождь, ...

(Не) смотря на товарища, ...

Несмотря на то что опоздал, ...

№11

Придумать предложения:

- союз - кр. прилаг.

Как - частица; Просто - наречие

- наречие - частица

Сравни:

  1. Мал золотник, да дорог.
  2. Да здравствует мир на планете!
  3. Да, я приеду.

Расставь знаки препинания. Объясни.

  1. Ура! Мы ломим, гнутся шведы.
  2. По полю прокатилось ура.
  3. По полю прокатилось: “Ура!..”

Составь предложения, чтобы слово "что" было бы употреблено в качестве разных частей речи.

  1. Что за книга! (Замечательная).
  2. Что за книга лежит на столе?
  3. Что ты читаешь?
  4. Что бы ты посоветовал прочитать, чтобы хорошо подготовиться по данной теме?
  5. Что он только не читал! (Все).

Докажите, что здесь употреблены разные слова:

Несмотря на усталость, все продолжали работать.

Не смотря на товарищей, он вышел...

Л.Петрушевская “Пуськи Бятые”

Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку. И волит:

- Калушата, калушаточка! Бутявка!

Калушата присяпали и бутявку стряшкали. И подудонились. А Калуша волит:

- Ой-ой! Бутявка-то некузявая!

Калушата бутявку вычучели. Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки. А Калуша волит:

- Бутявок не трямкают, бутявки дюбые и зюгиотзюмо некузявые. От бутявок дудонятся. А бутявки волит за напушкой:

- Калушата подудонились!

Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи Бятые!

Возможные задания

  1. О чем этот текст? Что необычного вы заметили в тексте?
  2. Можно ли определить, к какой части речи относится каждое из слов сказки? Объясните.

  3. Найдите существительные и обозначьте, какими членами предложения они являются.
  4. Выпишите одно-два существительных в каждую группу:
    одушевленные -
    неодушевленные -
    1 скл. -
    Определите падеж существительных с предлогами.

  5. Разберите по составу следующие слова:
  6. Калуша, калушата, калушаточки.

  7. Подчеркните волнистой чертой прилагательные.
  8. (Подчеркните двойной чертой глаголы)

  9. Выпишите из текста однокоренные (слова) глаголы.
  10. Выделите в них корень и ту часть, которой они различаются.

  11. Сделайте морфологический разбор глаголов:
  12. дудонятся -
    увазила -

  13. Выпишите из текста наречия.
  14. Объясните.

Распределительный диктант (от 2 ч. речи)

Таблица заполняется примерами, проверяется учащимися, затем выполняются дополнительные задания.

Например: самостоятельные части речи.

Имя

сущ.

Имя

прилаг.

Имя

числ.

Местои-

мение

Глагол Наречие Причастие Деепри-

частие

Слова

сост.

1 Сережка

берег

обры-

вистый

первый он поднялся

увидел

быстро находя-

щийся

подняв-

шись

грустно

Диктант можно продолжить “по аналогии”: второй ряд дополнить своими примерами (3-4 примера   для сильных учащихся).

Диктант с заданием

Записать предложения, дать характеристику подчеркнутых слов (по рядам, по группам...)

  • На сладкое подали монпансье и другие яства.
  • На сладкое -

  • Мы рвали сладкую ягоду и тут же отправляли ее в рот.
  • Сладкую -

  • Пирожок был сладкий, с фруктовой начинкой.
  • Сладкий -

  • Самым сладким был мед с пасеки дедушки.
  • Самым сладким -

Задания:

  1. Определить, какими членами предложения являются подчеркнутые слова.
  2. Образовывать все возможные формы сравнительной и превосходной степеней от прилагательного сладкий...

Записать текст (несколько предложений); определить, какой частью речи является каждое слово в предложении - самостоятельные и служебные, именные и глагольные, неизменяемые, незнакомые.

Литература

1. В.В. Бабайцева. “Теория. Практика”.

2. Т.А. Ладыженская “Русский язык”. 5 класс.

3. РЯШ - №2 - 2000 г.

4. “Олимпиады по русскому языку” А.О.Орг - Просвещение. Книга для учителя.

5. Рабочая тетрадь по русскому языку. 7 класс.