Урок "Введение в школьную жизнь"по теме: "Ловушка"(1-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели урока:

  • тренировать детей в применении изученных ранее знаков: ”+” ,“-“, “Я” ,“Мы” ,“ Хор”, “?”;
  • ввести новый знак “Ловушка”, научить применять его в учебной деятельности;
  • воспитывать внимание, собранность, навыки сотрудничества.

Оборудование: карта Страны Знаний (из букваря Д.Б.Эльконина), рисунки клоунов, демонстрационный знак “Ловушка”, набор геометрических фигур, наборы палочек по 6 штук в каждом, индивидуальные знаки-ордена ”Л” для каждого ученика, предметные картинки.

Ход урока:

Организационный момент

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок !

Приветствие. Поздравление детей с тем, что они умеют здороваться по-школьному.

- Кто готов работать?

- Спасибо, вы уже научились правильно отвечать!

Мини-тест - напоминание о школьных правилах

- Как водители автомашин должны знать и соблюдать все правила дорожного движения(иначе будут аварии), так и школьники должны соблюдать правила. Для каждого школьного правила есть свой знак. Сейчас проведем испытание, все ли запомнили школьные знаки. Я задаю вам вопрос, а вы отвечаете нужным знаком.

- Кто сегодня плакал и не хотел идти в школу? (Дети отвечают знаками: -, +, Я.)

- А кто с удовольствием пришел в школу? (Я, +, - .)

- Сейчас зимний месяц? (-)

- Сейчас осень ? (+)

- Какое сегодня число? (Я).

- Кто хочет сегодня совершить путешествие в Страну Знаний? (Хор).

- Полетели? (Хор).

Физкультминутка

Мы летим, летим, летим,
В Страну Знаний прилетим.
Много знать мы все хотим
И поэтому летим.

Работа по теме

а) Фаза вызова

- Приземляемся. (На доске карта Страны Знаний).

- Давайте прочитаем, куда мы сегодня приземлились? (Город Рассуждайчиков).

- Как вы думаете, почему мы приземлились именно здесь?

- Значит, какую учебную задачу мы будем решать сегодня на уроке?

- Наш воздушный шар встречает Знайка (рисунок).Он предлагает нам очень необычное задание; чтобы справиться с ним, нужно очень внимательно слушать. Послушайте его рассказ. (Предлагается ситуация смешной ловушки, учитель рассказывает историю, сопровождая свой рассказ демонстрацией картинок.)

“Это лето я провел в деревне. Первый летний месяц март мы провели за сбором яблок. Яблоки уродились на славу: каждое размером с футбольный мяч. Мой любимый сорт - “синий налив”. Кожа у него темно-синяя, а мякоть голубая. Собирать “синий налив” пришлось в перчатках, ведь на ветках яблоневых пальм огромные колючки. В первый день сбора яблок я забыл надеть ушанку и слегка отморозил уши. Но в остальном месяц прошел без приключений…”.

- Почему вы смеетесь? (Нелепый рассказ). Как вы считаете, в самом деле Знайка все перепутал или специально расставил вам такие ловушки, чтобы посмотреть: если дети смеются, значит, они знают, что при сборе яблок мороза не может быть и никто не отморозит уши? Если же не смеются, то не знают какие бывают яблоки, когда их собирают, и все, что он говорит, считают чистой правдой.

- Такие ловушки вам будут встречаться в школе, и нередко. Они помогут обнаружить, кто чего не знает. Конечно, в ловушки лучше не попадаться, а то затянет в настоящее болото ошибок (показать на карте). Мы будем отмечать их специальными значками (Л), так же как люди огораживают забором ямы, в которые можно провалиться. Если вы почувствуете ловушку, то поднимайте знак “Л”, его удобнее всего складывать из пальчиков. Потренируйтесь расставлять знак ловушки, покажите соседу. Попробуйте в паре поставить знак ловушки.

- А теперь проверим, научились ли вы пользоваться новым знаком. (Учитель повторяет историю Знайки, а дети везде, где надо, поднимают знак “Л”.)

б) Физкультминутка

- Давайте поучимся быть внимательными учениками, даже когда отдыхаем. “Правильные” задания вы будете выполнять, а “неправильные” задания, то есть ловушки, выполнять не надо, достаточно показать знак “Л”. Предлагаю вам игру “Пожалуйста”. Если я скажу слово “ пожалуйста”, то вы делаете то, что я вас попрошу. А если я не скажу это слово, то задание не выполняйте, покажите “ловушку”.

- Пожалуйста, встаньте.

- Руки на пояс.

- Пожалуйста, руки вверх.

- Пожалуйста, присядьте.

- Встаньте.

- Пожалуйста, встаньте ко мне спиной.

- Повернитесь лицом.

- Пожалуйста, закройте глаза.

- А теперь делайте, как я. (Руки в стороны.)

- А как же вы увидели, что я делаю: вы же стояли ко мне спиной?

- Пожалуйста, тихо сядьте.

в) Тренировка на дифференциацию заданий учителя (фаза осмысления)

- В городе Рассуждайчиков, по пути к цирку, мы повстречали двух клоунов (рисунки клоунов на доске). Один добрый - он всем-всем принес ордена “Л”. А второй клоун - злой. Он хочет завладеть всеми орденами и стать чемпионом по ловкости ума. Он загадал для нас злые, невыполнимые задания. Если вы поймете, что задание невыполнимое, то сразу дайте сигнал “Л”, но помните, что только вместе мы сможем победить злого клоуна.

- Кто готов работать дальше?

- Клоун предлагает вам игру: ” И я тоже “. Правила игры: если вы согласны с тем, что говорится о геометрических фигурах, то показываете знак “+”, если не согласны - знак”Л”. (На наборном полотне: желтый квадрат, желтый треугольник, красный треугольник, два зеленых круга).

- Я вижу пять геометрических фигур.(+)
- Я вижу, что первая геометрическая фигура - желтый квадрат. (+)
- Я вижу, что вторая фигура изменила цвет. (Л)
- Я вижу два треугольника.(+)
- Я вижу круги синего цвета.(Л)
- Я вижу, что последний круг не красного цвета.(+)
- Я вижу, что третья фигура изменила форму.(Л)
- Я вижу, что последняя фигура - овал.(Л)

г) Физкультминутка (для глаз)

- Закройте, пожалуйста, глаза и представьте, что в городе Рассуждайчиков нам нужно построить домик для нашего класса. Он должен быть красивым и прочным. Мы превращаемся в строителей. Представьте, какой дом у нас будет. А теперь откройте глаза и в воздухе попробуйте нарисовать стены нашего дома. Над домом, в котором царят мир, покой и взаимопонимание, всегда светит солнце. Нарисуйте глазами огромное солнце. Около дома будут расти прекрасные цветы, нарисуйте их. Но только злой клоун хочет помешать нам построить этот дом, поэтому будьте очень внимательны и дружны.

д) Индивидуальная и групповая работа (фаза осмысления)

- Начнем строить наш дом. Возьмите одну палочку и сделайте из нее что-нибудь.(Федя считает, что это ловушка и ничего делать не надо. А может быть, если постараться, это задание можно выполнить? Это цифра один, это свеча, колонна, карандаш и т.п. Сделаем вывод: если ты не можешь сразу выполнить задание, то это еще не значит, что оно нерешаемое, ловушка. Немного подумай.)

- Возьмите две палочки. Сложите из них любую букву. (Т, Х, Л, Г.)
- Добавьте одну палочку, сложите треугольник.
- Из этих же палочек сложите квадрат. (Ловушка)
- А как сложить квадрат?
- Добавьте палочку, сложите колесо. (Ловушка)
- Из имеющихся четырех палочек сложите букву Ш. (Кто не знает букву, пусть поднимет нужный знак “?”)
- Добавьте еще одну палочку и сделайте флажок.
- Из шести палочек сложите домик, поменяв местами наименьшее количество палочек.
- Для того, чтобы подняться на крышу дома, нам нужна прочная лестница с шестью ступенями. Постройте ее. Домик нельзя разбирать. (Если дети складывают лестницу без боковых стенок, учитель вызывает скорую помощь, ведь с такой лестницы можно упасть и сильно удариться. Если дети показывают знак “Л”, учитель советует поискать решение. Если никто в классе не догадывается, что нужно сложить все палочки, учитель подсказывает: ”Я”(указывает на знак “Я”) никогда эту задачу не решит. “Мы “(указывает на знак ” Мы”) мог бы решить ее легко. Посмотрите друг на друга, может быть вы догадаетесь, как решить эту задачу.)

Итог урока

- Молодцы! Справились со всеми испытаниями в городе Рассуждайчиков. Завтра мы полетим на своем воздушном шаре в другой город. А сегодня мы дружно победили злого клоуна. Добрый клоун благодарит вас всех за работу и вручает ордена.

- Как вы думаете, о чем будет напоминать этот орден?(Не попадаться в ловушки, быть рассудительными, внимательными). Учитель вручает каждому ученику индивидуальный знак ”Ловушка” для последующей работы на уроках.

- Спасибо за работу!