Цели
Познакомить с творчеством С.А. Есенина. Учить анализировать лирическое произведение, находить средства художественной выразительности, с помощью которых поэт выражает свои чувства любви к Родине, к природе родного края. Учить выразительному чтению лирического произведения. Воспитывать любовь к Родине - России, к русской природе.
Оформление урока
Портрет С.А. Есенина, “бегущая строка” с биографией поэта, сборник стихов. Иллюстрации к стихотворению учащихся прошлого выпуска.
Памятки
1. Роды литературы.
2. Жанры лирики.
3. Средства художественной выразительности.
4. План анализа стихотворения.
Сообщение темы урока
Учитель: Ребята, мы открыли новую главу: “Такой незнакомый знакомый мир”. О чем она?
Дети: О природе: она окружает нас повсюду. Мы наблюдаем за изменениями в природе, за явлениями природы. Но полностью разгадать чудеса, происходящие вокруг нас в природе, не удалось никому. Каждый человек, рассматривая один и тот же цветок, радугу, звезды, луну и т.д., видит по-разному.
Учитель: Почему это происходит?
Дети: Потому что мы представляем эти предметы в разных ситуациях, что с ними что-то происходит.
Учитель: Верно, нам помогает фантазия. Это чудесная способность: глядя на одинаковое, видеть разное и особенное; глядя на незаметное, обнаруживать замечательное. Сегодня нам выпала честь познакомиться с одним из произведений Сергея Есенина - волшебника русского пейзажа, удивительно чуткого к земным краскам, звукам и запахам. Откуда это у него?
Ученики читают “бегущую строку”: Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии.
Учитель: в крестьянской семье. Его мама была безграмотной женщиной. С малолетства Есенин воспитывался у деда по матери, знатока церковных книг. Окончил 4-классное сельское училище, затем церковно-учительскую школу.
Ученики читают дальше: В 1912 году Есенин приехал в Москву.
Учитель: там он работал в типографии, вступил в литературно-музыкальный кружок.
Ученики читают: Впервые стихи Есенина появились в московских журналах в 1914 году. В 1915 г. поэт едет в Петроград. Знакомится с Александром Блоком.
Учитель: А. Блок сразу оценил талант поэта. Восторженно принятый литературной средой тогдашней столицы как посланец русской деревни, русских полей, Есенин быстро приобрел громкую славу.
Ученики читают: В 1916 году вышел первый сборник его стихов “Радуница”, куда и вошло стихотворение “С добрым утром!”
Знакомство с произведением С. Есенина “С добрым утром!” (1914 г)
Чтение учителем (наизусть).
Понравилось ли вам стихотворение? Чем?
Дети: С. Есенин очень красиво и загадочно описал раннее утро.
Чтение детьми.
Учитель: Прочитайте стихотворение самостоятельно.
- К какому роду и жанру относится данное произведение?
- Все ли понятно?
Памятки:
Роды литературы
- Эпос
- Лирика
- Драма
Жанры лирики
- Стихотворение
- Лирическая песня
- Лирическая поэма
Анализ стихотворения.
- Понравилось ли вам? Чем?
- Все ли слова понятны?
- Каким настроением проникнуто?
- Какие чувства владели поэтом, когда он писал?
- Изменяется ли поэтическое настроение?
- О ком (или о чем) оно?
- Какие картины рисует поэт? Из каких образов, предметов они складываются?
- При помощи каких художественных средств?
- Какие краски, цвета, запахи, звуки, шумы использует поэт?
- Что хотел поэт показать нам этим стихотворением?
- Найдите основную мысль.
Дети: Род - лирика, выражены чувства поэта. Лирика пейзажная - описан уголок природы. Жанр лирики - стихотворение, рифмы - “золотые - речные” и т.д.
Непонятные слова (на доске):
затон - заводь, залив, входящий в берег (дети обращаются к словарю в конце книги, с.158);
заводь - небольшой залив в реке или озере с замедленным движением (объяснил учитль, пользуясь “Словарем” Ожегова);
плетень - забор из лозы (дети объяснили сами);
перламутр(ом) - цвет белый с переливом желтого, голубого, розового (учитель показал на примере бус).
Чтение стихотворения “цепочкой” по 2 строки.
Учитель: Почувствуйте, каким настроением проникнуто стихотворение? Какие чувства владели поэтом, когда он писал это произведение?
Дети: Стихотворение проникнуто тихой любовью к родной природе. Настроение у поэта было, наверное, грустное, печальное.
Учитель: Скорее светлой печали. Изменяется ли поэтическое настроение?
Дети: Настроение не меняется.
Учитель:Докажите, прочитайте выразительно.
Дети читают по 4 строчки тихо, спокойно.
Учитель: О чем это стихотворение? Какую картину рисует поэт? Из каких поэтических образов она складывается?
Рассказ детей и выборочное чтение.
Дети: Мы представили раннее весеннее утро, когда звезды на небе еще не скрылись
Задремали звезды золотые.
Чуть-чуть дует ветерок, от этого вода на реке слегка дрожит.
Задрожало зеркало затона.
Солнышко только-только встает, его еще не видно, а лучи уже озарили небо и отразились в воде:
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
А на берегу стоят березки:
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки
И горят серебряные росы.
Вот забор из лозы - плетень, возле которого растет крапива, на листиках блестят капельки росы:
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром.
А ветерок качает и деревья, и траву. Кажется, что он разговаривает:
И, качаясь, шепчет шаловливо:
“С добрым утром!”
Учитель: Прочитайте строчки, которые нравятся вам больше всего.
Дети зачитывают понравившиеся фрагменты.
Средства художественной выразительности.
Учитель: Ребята, а при помощи каких средств художественной выразительности автор описал нам этот уголок природы?
Памятка:
Средства художественной выразительности
- Эпитеты
- Метафоры
- Инверсия
- Олицетворения
- Сравнения
- Повторы
- Аллитерация
- Гипербола
Дети: Есенин олицетворяет природу:
Задремали звезды
Задрожало зеркало затона
Улыбнулись сонные березки
Растрепали шелковые косы
… крапива обрядилась ярким перламутром.
Автор “оживляет” природу для того, чтобы мы лучше представили пейзаж, увиденный или представленный им.
Учитель: Олицетворение - одно из любимых средств художественной выразительности Есенина, потому что во всем, что окружало поэта, он видел жизнь: и в пшеничном колосе, и в русской березке…. А к каким еще приемам прибегает поэт?
Дети: Метафора, написанная в форме инверсии:
“звезды золотые” (они не из золота, просто золотистого цвета и блестят), чтобы подчеркнуть сказочный блеск.
“свет … румянит сетку небосклона” (когда солнышко восходит, то небо становится розоватым)
“… шелковые косы” (сравнение с шелком)
“Горят серебряные росы” (росы блестят от лучей солнца).
Учитель: Метафора - тоже любимый прием в поэзии Сергея Александровича. Краски и цвета, использованные поэтом, переносят нас в сказку. А какой прием помогает автору изобразить реальную красоту?
Дети: Эпитеты: “заводи речные” в форме инверсии, “зеленые сережки”, “заросшая крапива”, “с добрым утром”.
Учитель: Прочитаем хором это стихотворение. Как будем читать?
Дети: Спокойно, размеренно, тихо.
Чтение вместе с учителем.
Учитель: Кто услышал, какие звуки использовал автор?
Дети: Мы слышим, как ветер шелестит листочками на деревьях и шуршит травой.
“Шелестят зеленые сережки”
“И, качаясь, шепчет шаловливо”.
Учитель: Какие звуки чаще всего повторяются?
Дети: [ш], [ч], [л]. Этот прием называется аллитерация. Аллитерация - это повторение в речи одинаковых согласных звуков.
Итог
Учитель: Так что же хотел поэт показать нам этим стихотворением?
Дети: С. Есенин любил родной край, утро. Он хочет научить нас видеть в обычном необычное, научить замечать красоту природы, любить свою Родину.
Учитель: Вы почувствовали это произведение? Прочитайте его так, чтобы все полюбили этот уголок природы, свою Родину.
Выразительное чтение стихотворения учащимися.
Домашнее задание: с. 81 - выучить наизусть, нарисовать иллюстрации.