Урок литературного чтения. Тема: "Анализ лирического произведения"

Разделы: Начальная школа


Цели

Познакомить с творчеством С.А. Есенина. Учить анализировать лирическое произведение, находить средства художественной выразительности, с помощью которых поэт выражает свои чувства любви к Родине, к природе родного края. Учить выразительному чтению лирического произведения. Воспитывать любовь к Родине - России, к русской природе.

Оформление урока

Портрет С.А. Есенина, “бегущая строка” с биографией поэта, сборник стихов. Иллюстрации к стихотворению учащихся прошлого выпуска.

Памятки

1. Роды литературы.

2. Жанры лирики.

3. Средства художественной выразительности.

4. План анализа стихотворения.

Сообщение темы урока

Учитель: Ребята, мы открыли новую главу: “Такой незнакомый знакомый мир”. О чем она?

Дети: О природе: она окружает нас повсюду. Мы наблюдаем за изменениями в природе, за явлениями природы. Но полностью разгадать чудеса, происходящие вокруг нас в природе, не удалось никому. Каждый человек, рассматривая один и тот же цветок, радугу, звезды, луну и т.д., видит по-разному.

Учитель: Почему это происходит?

Дети: Потому что мы представляем эти предметы в разных ситуациях, что с ними что-то происходит.

Учитель: Верно, нам помогает фантазия. Это чудесная способность: глядя на одинаковое, видеть разное и особенное; глядя на незаметное, обнаруживать замечательное. Сегодня нам выпала честь познакомиться с одним из произведений Сергея Есенина - волшебника русского пейзажа, удивительно чуткого к земным краскам, звукам и запахам. Откуда это у него?

Ученики читают “бегущую строку”: Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии.

Учитель: в крестьянской семье. Его мама была безграмотной женщиной. С малолетства Есенин воспитывался у деда по матери, знатока церковных книг. Окончил 4-классное сельское училище, затем церковно-учительскую школу.

Ученики читают дальше: В 1912 году Есенин приехал в Москву.

Учитель: там он работал в типографии, вступил в литературно-музыкальный кружок.

Ученики читают: Впервые стихи Есенина появились в московских журналах в 1914 году. В 1915 г. поэт едет в Петроград. Знакомится с Александром Блоком.

Учитель: А. Блок сразу оценил талант поэта. Восторженно принятый литературной средой тогдашней столицы как посланец русской деревни, русских полей, Есенин быстро приобрел громкую славу.

Ученики читают: В 1916 году вышел первый сборник его стихов “Радуница”, куда и вошло стихотворение “С добрым утром!”

Знакомство с произведением С. Есенина “С добрым утром!” (1914 г)

Чтение учителем (наизусть).

Понравилось ли вам стихотворение? Чем?

Дети: С. Есенин очень красиво и загадочно описал раннее утро.

Чтение детьми.

Учитель: Прочитайте стихотворение самостоятельно.

  • К какому роду и жанру относится данное произведение?
  • Все ли понятно?

Памятки:

Роды литературы

  • Эпос
  • Лирика
  • Драма

Жанры лирики

  • Стихотворение
  • Лирическая песня
  • Лирическая поэма

Анализ стихотворения.

  1. Понравилось ли вам? Чем?
  2. Все ли слова понятны?
  3. Каким настроением проникнуто?
  4. Какие чувства владели поэтом, когда он писал?
  5. Изменяется ли поэтическое настроение?
  6. О ком (или о чем) оно?
  7. Какие картины рисует поэт? Из каких образов, предметов они складываются?
  8. При помощи каких художественных средств?
  9. Какие краски, цвета, запахи, звуки, шумы использует поэт?
  10. Что хотел поэт показать нам этим стихотворением?
  11. Найдите основную мысль.

Дети: Род - лирика, выражены чувства поэта. Лирика пейзажная - описан уголок природы. Жанр лирики - стихотворение, рифмы - “золотые - речные” и т.д.

Непонятные слова (на доске):

затон - заводь, залив, входящий в берег (дети обращаются к словарю в конце книги, с.158);

заводь - небольшой залив в реке или озере с замедленным движением (объяснил учитль, пользуясь “Словарем” Ожегова);

плетень - забор из лозы (дети объяснили сами);

перламутр(ом) - цвет белый с переливом желтого, голубого, розового (учитель показал на примере бус).

Чтение стихотворения “цепочкой” по 2 строки.

Учитель: Почувствуйте, каким настроением проникнуто стихотворение? Какие чувства владели поэтом, когда он писал это произведение?

Дети: Стихотворение проникнуто тихой любовью к родной природе. Настроение у поэта было, наверное, грустное, печальное.

Учитель: Скорее светлой печали. Изменяется ли поэтическое настроение?

Дети: Настроение не меняется.

Учитель:Докажите, прочитайте выразительно.

Дети читают по 4 строчки тихо, спокойно.

Учитель: О чем это стихотворение? Какую картину рисует поэт? Из каких поэтических образов она складывается?

Рассказ детей и выборочное чтение.

Дети: Мы представили раннее весеннее утро, когда звезды на небе еще не скрылись

Задремали звезды золотые.

Чуть-чуть дует ветерок, от этого вода на реке слегка дрожит.

Задрожало зеркало затона.

Солнышко только-только встает, его еще не видно, а лучи уже озарили небо и отразились в воде:

Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.

А на берегу стоят березки:

Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки
И горят серебряные росы.

Вот забор из лозы - плетень, возле которого растет крапива, на листиках блестят капельки росы:

У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром.

А ветерок качает и деревья, и траву. Кажется, что он разговаривает:

И, качаясь, шепчет шаловливо:
“С добрым утром!”

Учитель: Прочитайте строчки, которые нравятся вам больше всего.

Дети зачитывают понравившиеся фрагменты.

Средства художественной выразительности.

Учитель: Ребята, а при помощи каких средств художественной выразительности автор описал нам этот уголок природы?

Памятка:

Средства художественной выразительности

  • Эпитеты
  • Метафоры
  • Инверсия
  • Олицетворения
  • Сравнения
  • Повторы
  • Аллитерация
  • Гипербола

Дети: Есенин олицетворяет природу:

Задремали звезды

Задрожало зеркало затона

Улыбнулись сонные березки

Растрепали шелковые косы

… крапива обрядилась ярким перламутром.

Автор “оживляет” природу для того, чтобы мы лучше представили пейзаж, увиденный или представленный им.

Учитель: Олицетворение - одно из любимых средств художественной выразительности Есенина, потому что во всем, что окружало поэта, он видел жизнь: и в пшеничном колосе, и в русской березке…. А к каким еще приемам прибегает поэт?

Дети: Метафора, написанная в форме инверсии:

“звезды золотые” (они не из золота, просто золотистого цвета и блестят), чтобы подчеркнуть сказочный блеск.

“свет … румянит сетку небосклона” (когда солнышко восходит, то небо становится розоватым)

“… шелковые косы” (сравнение с шелком)

“Горят серебряные росы” (росы блестят от лучей солнца).

Учитель: Метафора - тоже любимый прием в поэзии Сергея Александровича. Краски и цвета, использованные поэтом, переносят нас в сказку. А какой прием помогает автору изобразить реальную красоту?

Дети: Эпитеты: “заводи речные” в форме инверсии, “зеленые сережки”, “заросшая крапива”, “с добрым утром”.

Учитель: Прочитаем хором это стихотворение. Как будем читать?

Дети: Спокойно, размеренно, тихо.

Чтение вместе с учителем.

Учитель: Кто услышал, какие звуки использовал автор?

Дети: Мы слышим, как ветер шелестит листочками на деревьях и шуршит травой.

“Шелестят зеленые сережки”

“И, качаясь, шепчет шаловливо”.

Учитель: Какие звуки чаще всего повторяются?

Дети: [ш], [ч], [л]. Этот прием называется аллитерация. Аллитерация - это повторение в речи одинаковых согласных звуков.

Итог

Учитель: Так что же хотел поэт показать нам этим стихотворением?

Дети: С. Есенин любил родной край, утро. Он хочет научить нас видеть в обычном необычное, научить замечать красоту природы, любить свою Родину.

Учитель: Вы почувствовали это произведение? Прочитайте его так, чтобы все полюбили этот уголок природы, свою Родину.

Выразительное чтение стихотворения учащимися.

Домашнее задание: с. 81 - выучить наизусть, нарисовать иллюстрации.