Когда людей станут учить не тому, что
они должны думать,
а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут
всякие недоразумения.
Г. Лихтенберг.
Каждый раз, составляя проект очередного урока, учитель задает себе одни и те же вопросы:
а) как сформулировать цели урока и обеспечить
их достижение;
б) какой учебный материал отобрать и как
подвергнуть его дидактической обработке;
в) какие методы и средства обучения выбрать;
г) как организовать собственную деятельность и
деятельность учеников.
д) как сделать, чтобы взаимодействие всех этих
компонентов привело к определенной системе
знаний и ценностных ориентаций.
Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.
Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”.
Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.
Мне хочется рассказать о деятельностном подходе в обучении математике.
Модель обучения можно представить в виде следующей схемы:
При деятельностном подходе в обучении выделяются следующие компоненты овладения знаниями.
а) восприятие информации;
б) анализ полученной информации (выявление
характерных признаков, сравнение, осознание,
трансформация знаний, преобразование
информации);
в) запоминание (создание образа);
г) самооценка.
Позиция учителя: к классу не с
ответом (готовые знания, умения, навыки), а с
вопросом.
Позиция ученика: за познание мира,
(в специально организованных для этого условиях).
Учебная задача – задача, решая
которую ребенок выполняет цели учителя. Она
может совпадать с целью урока или е совпадать.
Учебная деятельность –
управляемый учебный процесс.
Учебное действие – действие по
созданию образа.
Образ – слово, рисунок, схема, план.
Оценочное действие – я умею! У меня
получится!
Эмоционально – ценностная оценка
– Я считаю так то…. (формирование мировоззрения)
7 класс
Тема: Формулы сокращенного умножения.
Цели:
1. Доказать справедливость утверждения .
2. Содействовать воспитанию: уважительного отношения к себе ( я могу) и к товарищам ( как у тебя получилось и почему?), признавать право быть уникальным и право на ошибку.
3. Развивать логику, способность проводить анализ.
I. Устный счет (актуализация прежних знаний для решения учебной задачи).
1. Найти квадрат числа:
; ; ;
2. Представить в виде квадрата:
25; ; ; ; .
3. Прочитать выражение:
; ; ; ; .
4. Ответить на вопрос: как умножить многочлен на многочлен? Показать это на образе.
Рисунок 2.
II. Учебная задача: найти более простой способ умножения суммы двух чисел на их разность.
Ученик ставится в положение исследователя – творца. Ведь для того, чтобы он мог овладеть принципом, открыть его, надо повести исследование. Все правила и законы выстраиваются ребенком собственноручно.
Упростить выражения и проанализировать результат.
1 вариант. |
2 вариант. |
1. 2. 3. |
1. 2. 3. (x-3)(x+3) |
Работа проводится в парах. Ребята раскрывают скобки знакомым им способом умножения многочлена на многочлен. Результат записывают на доске.
III. Анализ полученного результата и создание образа.
Рисунок 3.
IV. Озвучивание полученного результата.
Произведение разности двух чисел на их сумму равно разности квадратов двух чисел.
(Каждый ученик ставится в положение либо субъекта, либо источника идеи, либо оппонента, действуя в рамках коллективного обсуждения проблемы. Проблемные вопросы вызывают у ученика определенные творческие усилия, заставляют излагать собственное мнение, формулировать выводы, строить гипотезы и поверять их в диалоге с оппонентами. Такая “коллективно–распределительская мыследеятельность” дает двойной результат: помогает решить учебную задачу и существенно развивает умения учащихся формулировать вопросы и ответы, искать аргументацию и источники решений, рефлексировать свои действия , а так же способствует деловому общению.)
V. Работа с учебником.
- Чтение текста и сравнение своего результата с научной теорией.
- Парный пересказ.
VI. Закрепление. (Устно)
Упростить:
а)
б)
в)
Разложить на множители:
а)
б)
в)
Вычислить:
а) .
б) 192-182
VII. Самооценка.
В данный момент самооценка отражает персональное развитие ученика, совершенство его учебной деятельности.
Каждый ученик получает три карточки синяя, красная, зеленая. С заданиями:
Синяя |
Красная |
Зеленая |
---|---|---|
Упростить: |
Разложить на множители: |
Вычислить: |
На отдельном столе находятся ответы заданий на каждую карточку соответствующего цвета. Выполнив задание, ученик подходит и проверяет результат. Если все верно, в тетради пишет: “МОЛОДЕЦ!!!”.
Если результат не верен, можно подойти к столу “Скорая помощь”, где подробно записано решение заданий каждой карточки. Необходимо вернуться и постараться решить задание заново.
VII. Итог урока.
VIII. Домашнее задание: § 21 стр. 88 № 532.
8 Класс.
Тема: Неполные квадратные уравнения.
Цели:
1. Систематизировать и обобщить знания учащихся по теме “Квадратные уравнения”.
2. Развивать логическое мышление.
3. Повышать интерес к предмету.
I. Актуализация прежних знаний.
Ответить на вопросы
1. Какое уравнение называется квадратным?
2. Как называются числа , , ?
3. Записать вид неполных квадратных уравнений.
4. Записать алгоритм решения полного квадратного уравнения.
II. Учебная задача: используя формулу корней полного квадратного уравнения, вывести формулу для решения неполных квадратных уравнений.
III. Решение учебной задачи в группах.
Результат исследований:
1) , .
Вывод:
2)
тогда , .
Вывод: , , .
3) и
IV. Обсуждение результата заносится в таблицу:
, , |
, , |
, , |
|
, при при решений нет. |
, |
- любое. |
V. Самостоятельная работа.
1 вариант |
2 вариант |
VI. Итог урока.
Ученики в результате работы сами вывели формулы для решения неполных квадратных уравнений. Дети получили не только необходимые знания, но и большое удовлетворение от проделанной работы.
VII. Домашнее задание.
Записи на доске.
Уравнение – это золотой ключ, открывающий все математические сезамы
С. Коваль.
Алгоритм полного квадратного уравнения
Рисунок 4.