К признанию исключительной важности
роли труда в формировании личности люди пришли
достаточно давно: на рубеже XVII-XVIII вв. английский
экономист Д.Беллерс указал на необходимость
соединения обучения с производительным и
умственным трудом ребёнка, организации
воспитания детей на основе труда.
В XIX в. И.Песталоцци, Р.Оуэн, К.Д.Ушинский
и другие педагоги вполне обоснованно доказали,
что без привлечения воспитанников к труду нельзя
ожидать положительных результатов в воспитании.
На основании этого положения в XX в.
Г.Кершенштейнер, Д.Дьюи, П.П.Блонский, С.Т.Шацкий. и
др. разработали и продемонстрировали на практике
большие воспитательные возможности
ремесленного, разнообразного бытового и
высокомеханизированного индустриального труда.
Классик российского трудового обучения
К.Ю.Цируль, выступая за введение ручного труда в
классическую гимназию, писал, что он
“удовлетворяет в детях стремление к
деятельности и творчеству, развивает волю,
внешние чувства, упражняет руки и физические
силы, учит любить и уважать всякое практическое
дело”; школа же, “как и при преподавании всех
прочих предметов,…с занятиями ручным трудом
соединяет чисто воспитательные, педагогические
цели”.
Анализ исторического опыта обучения
девочек предмету “трудовое обучение”
показывает, что эта проблема была актуальной в
педагогике на всех этапах становления и развития
средней школы.
Манифест императора Александра I от 8
сентября 1802 г. “Об учреждении Министерств” имел
долговременные позитивные последствия для
различных сфер социальной жизни России.
Благодаря созданию Министерства народного
просвещения начала целенаправленно
складываться самобытная российская система
образования, не имевшая аналогов в мире. С годами
Министерство народного просвещения
превратилось в настоящий образовательный штаб
по руководству учебными заведениями различных
типов на всей огромной территории Российской
империи. Вся многогранная деятельность
Министерства находилась под контролем
Правительствующего Сената.
В 1858г. по инициативе инспектора
Павловского женского института
И.А.Вышнеградского ведомство императрицы Марии
Фёдоровны открыло в Петербурге первое женское
училище для приходящих учениц, названное
Мариинским. В училище принимались девочки от
девяти до тринадцати лет всех сословий, за
исключением крепостных. В том же 1858 г. открылось
ещё три Мариинских женских училища в Петербурге,
одно – в Твери, а через год – в Вышнем Волочке и
Саратове. Всего до конца века было открыто 31
училище, из них 6 – в Москве, 11 – в Петербурге,
остальные – в западных губерниях.
Учебный план сохранял деление
предметов на обязательные и необязательные. К
обязательным предметам относились Закон Божий,
русский язык, арифметика, география, история,
физика с добавлением сведений, относящихся к
домашнему хозяйству и гигиене, чистописание,
рукоделие, гимнастика. То, что среди
перечисленных предметов находилось рукоделие,
говорит о существенной роли этого вида
деятельности для развития девочек и получения
полноценного образования. Количество часов,
отводимых на рукоделие, превышало количество
часов по чистописанию (9 и 6 – соответственно).
В 1884г. по инициативе министра финансов
И.А.Вышнеградского был разработан документ
“Проект общего нормального плана промышленного
образования в России”. Обучение девочек
рукоделию было обязательным не только в
гимназиях и прогимназиях, но и в
общеобразовательных школах. Основными видами
работ в сельских начальных училищах с
трёхгодичным курсом обучения были вязание и
шитьё. На вязание отводилось 30 часов в год, на
шитьё – 60. Программы городских училищ
дополнялись небольшим курсом вышивания. В
гимназиях же соотношение часов в первые 4 года
обучения было несколько иным: на вязание – 25
часов, на шитьё – по 35 часов в год. На пятом году
обучения 24 часа отводилось на кройку и шитьё
белья, 16часов – на вышивание. На шестом и седьмом
годах оставались только кройка и шитьё более
сложных изделий.
После победы Октябрьской революции
1917г. коренным образом изменились цели и задачи
воспитания молодого поколения, содержания
обучения и воспитания, методы
учебно-воспитательной работы. Соответственно
преобразовались и научно-педагогические основы
обучения и воспитания школьников. Для начального
периода развития советской педагогики и школы
(1918-1930гг.) характерна разработка фундаментальных
основ политехнизма как ведущего принципа
социалистической школы, нацеленной на гармоничную
подготовку своих воспитанников к выполнению
разнообразных общественных функций. Гражданская
война и иностранная интервенция тяжело
сказались на жизни подрастающего поколения. В
стране появились миллионы беспризорных детей,
заботу о которых приняло на себя государство. Во
многих районах положение школы из-за
хозяйственной разрухи было очень тяжелым, но
перед школой стояла задача всеобуча, и прежде
всего необходимо было создать широкую сеть школ
переходного типа для переростков и подростков,
не получивших своевременно даже начального
образования. В начале 1919г. возник особый тип
средней школы – рабочий факультет, имеющий на
первых порах задачу повышения технической
квалификации рабочих, а затем подготовки рабочих
и крестьян к поступлению в высшие учебные
заведения. В школах появились мастерские
ремесленного типа, для девочек организовывались
пошивочные мастерские, где они занимались
прядением и ткачеством, вязанием, шитьём, в
школах сельского типа – работой на пришкольных
участках. В программах школ I и II ступеней ручной
труд был обязательным (2 часа в неделю). В учебном
плане единой трудовой школы Наркомпроса 1920 г. –
уже по 3 часа в неделю.
В 1921 г. были созданы новые “Программы
единой 7-летней трудовой школы”.Однако новая
редакция этих программ показала, что
удовлетворительного состояния им достичь не
удалось – учебный план был максимально насыщен
краеведческими сведениями (экономическими,
социальными, историко-географическими,
природными, идеологическими).
С 1931 г. школа стала уделять более
пристальное внимание проблемам трудового и
политехнического обучения. Началось
прикрепление школ к предприятиям, благодаря чему
улучшилась материальная база школ, увеличилось
количество рабочих комнат и мастерских. Только
по РСФСР, например, к 1933г. в 70% городских школ были
созданы по 2 мастерские. Для девочек это были
швейные, картонажные мастерские. Программы по
трудовому обучению были переработаны, учащиеся
средней школы должны были овладеть основными
инструментами и получить навыки обработки
разных материалов (девочки – ткани и пряжи), но
количество часов на трудовое обучение было
сокращено. Если на труд по учебному плану 1932г.
отводилось 1500 часов, 1934г. – 1176 часов, то по
учебному плану 1935г. этот предмет изучался только
в течение 672 часов. По мнению исследователя
проблемы трудового обучения школьников
В.В.Серикова, 1918-1931 гг. могут быть представлены
как период конфронтации идей
“интеллектуализма” (абсолютизация
научно-предметного обучения) и “практицизма”
(подготовка к труду на основе самих процессов
труда, причём доминировала в основном вторая
концепция).
Контрреформа, выразившаяся в цикле
партийно-правительственных постановлений
1931-1936гг. воспроизводила прежнюю, существовавшую
в начале XX в. “школу учёбы”, хотя и с некоторыми
модернизациями. В декабре 1936г. Наркомпросами
республик было внесено предложение о
преодолении перегрузки школьников и сокращении
учебного года за счёт ликвидации преподавания
трудового обучения как самостоятельного
предмета. Руководство Наркомпроса РСФСР и Наркомпросы
других республик поддержали этот проект.
Великая Отечественная война также
сказалась на образовании. Прежде всего, в сторону
ограничения материальных, финансовых и кадровых
его ресурсов. Учащиеся в годы войны были включены
в производство, самообслуживание школ, с 1943 года
в школах осуществлялось преподавание военного
дела как учебного предмета. Именно это
предопределило введение раздельного обучения
для мальчиков и девочек, но не во всех школах, а
примерно в 25% школ. Переход к всеобщему среднему
образованию с чрезвычайной остротой выявил
проблему трудового обучения в
общеобразовательной школе. Помимо решения
подготовки своих выпускников к продолжению
образования, школа перешла к обучению их
производственным профессиям. В 1954-55гг. для
учащихся 1-5-х классов общеобразовательных школ
был введён труд как предмет обязательного
школьного обучения. С 1955-56гг. стали внедряться
программы по трудовому обучению для всех классов
средней школы. Тогда же началась организация в
школах мастерских и рабочих комнат. За 1954-1957гг.
они были созданы уже при 80% семилетних и средних
школ. Для девочек это были пошивочные мастерские,
рабочие комнаты для рукоделия. Проблема
заключалась в недостаточности оборудования и
подборе квалифицированных кадров: инструкторов
и учителей труда.
С 1957-1958гг. в 50 школах РСФСР был начат
опыт соединения обучения в старших классах с
производительным трудом на основе включения
школьников в планомерную и систематическую
работу на предприятии. Половина учебного времени
была отведена на производство. Труд учащегося
оплачивался в половинном размере. Девочки
работали на прядильных, ткацких, швейных
фабриках. Однако на местах имелись большие
трудности, плохо велась работа по
профессиональной ориентации в школах. К 1962-1963гг.
только 35% средних школ РСФСР имели весь цикл
производственного обучения. В комплексе все эти
проблемы породили стремление родителей,
работников народного образования отказаться от
широкого введения трудового обучения в школе.
1966-1977гг. характеризуются интенсивной
разработкой дидактических основ теоретического
обучения, проблемного и программированного
методов, путей формирования мотивации, что в
значительной мере опережало развитие теории и
практики соединения обучения с производительным
трудом. Существенно новых исследований и
преобразований практики трудового обучения и
воспитания (в том числе и девочек) не проводилось.
В учебный план общеобразовательных школ был
включён самостоятельный предмет “Трудовое
обучение” с нагрузкой в 2 часа в неделю.
Новые программы по трудовому обучению
ориентировали школу на то, чтобы сформировать у
учащихся устойчивый интерес к определённой
сфере профессиональной деятельности и подвести
их вплотную к овладению конкретной профессией.
Обучение мальчиков и девочек было отдельным и
осуществлялось в школьных мастерских, в
межшкольных учебно-производственных комбинатах
(УПК), в учебных цехах предприятий, в ученических
производственных бригадах и т.д. В VII классе в
рамках предмета “Трудовое профессиональное
обучение” вводится курс “Основы производства.
Выбор профессии”. В школах была создана неплохая
учебно-материальная база трудового обучения.
В 1973-74 учебном году в
общеобразовательных школах были введены новые
программы по трудовому обучению, которые
содействовали усилению его политехнической и
общественно-полезной направленности, укреплению
связи трудового воспитания с
общеобразовательной подготовкой учащихся,
обеспечивали большую систематичность трудового
обучения, большее его соответствие возрастным
особенностям учащихся. Подготовку
преподавателей труда стали осуществлять
специальные факультеты педагогических вузов.
Важным направлением
совершенствования трудового обучения и
профессиональной ориентации учащихся стало
создание межшкольных УПК
(учебно-производственных комбинатов). Девушек в
них готовили по разным профилям: швейному делу,
вышивке ручной и машинной, вязанию ручному и на
вязальных машинах, торговле и бытовому
обслуживанию, делопроизводству и др.
Разработанная в “Основных
направлениях реформы общеобразовательной и
профессиональной школы” программа
развёртывания трудового обучения и повышения
его качества (1984г.) была направлена на
осуществление тесной взаимосвязи изучения основ
наук с непосредственным участием школьников в
производительном труде. Она была рассчитана до
1995 года, что давало возможность постепенного
введения новых учебных программ во всех школах
страны, укрепления материально-технической базы
трудового обучения, увеличение состава
преподавателей, усиление работы по
профориентации. Часовая нагрузка предмета
“трудовое обучение девочек” составляла 3 часа в
неделю.
С 1993 г. в общеобразовательных школах
Российской Федерации внедряется
образовательная область “Технология”. Это
интегративная образовательная область,
синтезирующая научные знания и призванная
решать такие важные задачи, как приобретение
учащимися общетрудовых, политехнических,
специальных знаний и умений, технологической
культуры и трудового опыта, создание условий для
личностной и общественно значимой реализации
уже в школе осваиваемых основ наук, развитие
творческих способностей, формирование
трудолюбия, готовности к выбору профессии и т.д.
Новым проектом образовательного
стандарта для общеобразовательной школы (2000г.)
предусмотрено изучение предмета “Трудовое
обучение” (девочек) в образовательной области
“Технология” с 5 по 9 классы (2 часа в неделю).
Новым вариантом не предусмотрено обязательное
изучение образовательной области “Технология”
на старшей ступени общеобразовательной школы.
Среди различных долгосрочных
стратегических программ, определяющих
направления развития и модернизацию социальной
сферы государства, особое место занимает Концепция
модернизации Российского образования на период
до 2010 года. Концепция направлена на достижение
нового качества образования и предусматривает
профильное обучение на старшей ступени и
предпрофильное обучение в 9-х классах
общеобразовательной школы. Сущность Концепции
заключается в создании “системы
специализированной подготовки (профильного
обучения) в старших классах общеобразовательной
школы, ориентированной на индивидуализацию
обучения и социализацию обучающихся, в том числе
с учётом реальных потребностей рынка
труда,…отработки гибкой системы профилей и
кооперации старшей ступени школы с учреждениями
начального, среднего и высшего
профессионального образования”. Предпрофильная
подготовка на второй ступени общего образования
предполагает введение элективных курсов по
выбору, которые реализуются за счёт школьного
компонента учебного плана. В соответствии с
изменениями содержания предмета “трудовое
обучение (девочек)” возникает проблема
разработки программ элективных курсов,
учебно-методического и дидактического
обеспечения. Следует также учитывать, что на
этапе предпрофильного обучения решается задача
не только выбора учащимися профиля в старшей
школе, но и выбора профессии при поступлении в
образовательные учреждения среднего и
начального профессионального образования, а
учитывая, что многие вузы предлагают курсы
подготовки продолжительностью два года, то и
высшего профессионального образования. Поэтому
элективные курсы должны по возможности помочь
ученику принять решение по всем названным
проблемам.
На современном этапе российское
образование переходит на новый качественный
уровень, модернизация образования ставит новые
цели и задачи перед каждым общеобразовательным
предметом, следовательно, трудовое обучение
девочек должно вести поиск моделей и технологий
обучения, которые позволили бы решать вопросы
предпрофильной подготовки учащихся.
Литература:
- Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли: Учеб.для студ.высш.учеб.завед.- М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003
- Змеев В.А. Министерство народного просвещения: первые годы деятельности// Социально-гуманитарные знания.- 2002.-№6.- С.197-212.
- История педагогики образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века: Учеб.пособие/ Под ред.А.И.Пискунова.- 2-е изд.-М.: ТЦ “Сфера”, 2001
- Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX – начало XX вв./ Под ред.Э.Д.Днепрова, С.Ф.Егорова, Ф.Г.Паначина и др.- М.: Педагогика, 1991
- Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (1917-1941гг.)/ Отв.ред.Н.П.Кузин, М.Н.Колмакова, З.И.Равкин.- М.: Педагогика, 1980
- Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (1961-1986гг.)/ Под ред Ф.Г.Паначина, М.Н.Колмаковой, З.И.Равкина.- М.: Педагогика, 1987
- Сериков В.В. Формирование у учащихся готовности к труду.- М.: Педагогика, 1988
- Шевелёв А.Н. Отечественная школа: история и современные проблемы.- СПб.: КАРО, 2003
- Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область “Технология” / Мин.обр. РФ: Учеб.изд.-М.: Вита-Пресс, 2004