Компьютер как средство мотивации и индивидуализации обучения

Разделы: Иностранные языки


Компьютер играет все большую роль в современном образовании. Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения. Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет преподавателю переложить часть своей работы на компьютер, делая при этом процесс обучения более интересным и интенсивным. При этом компьютер не заменяет преподавателя, а только дополняет его. Подбор обучающих программ зависит прежде всего от текущего учебного материала, уровня подготовки обучаемых и их способностей.

Диапазон использования компьютера в учебно-воспитательном процессе очень велик: от тестирования суворовцев, учета их личностных особенностей до тренинга определённых умений и навыков.

Работа с компьютером не только способствует повышению интереса к учебе, но и даёт возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, поощрение правильных решений. Кроме того, компьютер позволяет полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием материала или пробелами в знаниях. Работая на компьютере, суворовец получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь.

Одним из источников мотивации является занимательность. Игровая компьютерная среда, соединяясь с конкретной учебной задачей, позволяет обучаемому легче и быстрее усваивать материал. Возможности компьютера здесь неисчерпаемы, хотя не менее важно, чтобы эта занимательность не стала превалирующим фактором, чтобы она не заслоняла учебные цели.

Существенный прогресс в развитии персональных компьютеров и компьютерных технологий приводит к изменению и в процессе обучения иностранным языкам. Активное и уместное применение компьютера на уроке английского языка представляется возможным и целесообразным исходя из специфики самого предмета. Ведущим компонентом содержания обучения ИЯ является обучение различным видам речевой деятельности: говорению, аудированию, чтению, письму. Обучающий компьютер является тренажёром, который организует самостоятельную работу обучаемого, управляет ею и создаёт условия, при которых суворовцы “выходят навстречу знаниям, ибо получаемое в готовом виде часто скользит мимо их сознания и не оседает в памяти”[5].

Это и определяет характер используемых упражнений и методических приёмов, таких как, например:
1.Вопросно-ответный диалог. Суть работы обучаемого состоит в том, чтобы дать прямые ответы на вопросы компьютера, используя в качестве основы и схемы языковой материал, содержащийся в вопросе.
2. Диалог с выборочным ответом. Для ответа компьютеру обучаемый выбирает один из ряда предлагаемых вариантов.
3. Диалог со свободно конструируемым ответом. Такой диалог обеспечивается программой со всеми возможными вариантами ответов на каждый поставленный компьютером вопрос с тем, чтобы последний мог “узнать” и "оценить" правильность ответа.
4. Упражнения на заполнение пропусков. Компьютер предлагает обучаемому набор предложений с пропусками. Необходимо заполнить пропуски, используя подсказку в виде русских слов, которые нужно перевести на иностранный язык и употребить в нужной форме. Можно также заполнить пропуски словами и словосочетаниями, выбирая их из предложенных компьютером.
5. Упражнения для самоконтроля владения словарём. Возможны варианты таких упражнений:
а). Компьютер предлагает список слов для перевода.
б). Компьютер предлагает соотнести два списка слов (русских и иностранных) и найти эквивалентные пары этих слов в обоих языках.
в). Компьютер предлагает соотнести два списка иностранных слов и установить пары синонимов или антонимов.
г). Компьютер предлагает список иностранных слов и перечень дефиниций этих слов. От обучаемого требуется соединить каждое слово с соответствующей ему дефиницией.

Компьютер позволяет качественно изменить контроль за деятельностью суворовцев, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. Роль преподавателя здесь не менее важна. Он подбирает компьютерные программы к уроку, дидактический материал и индивидуальные задания, помогает суворовцам в процессе работы, оценивает их знания и развитие. Применение компьютерной техники делает урок привлекательным и по-настоящему современным и позволяет осуществить обоснованный выбор наилучшего варианта обучения.

Литература:

1. Азимов Э.Г. Использование компьютера в обучении русскому языку иностранцев.- М.,1989
2. Демкин В. Дистанционное обучение и мультимедиа.- Высшее образование в России.-1998
3. Зимняя И.А. Психология обучения неродному языку.-М.,1989
4. Маслыко Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка.- Минск,1997
5. Пидкасистый П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. Теоретико-экспериментальное исследование.- М.; Педагогика, 1980.

Представленный урок проводился с суворовцами 7-го класса.
Материал урока основан на учебнике – Верещагина И.Н., Афанасьева О.В.
Английский язык: Учеб. для V класса школы с углубленным изучением английского языка.
Mecто проведения – класс информатики.

Тема: “COUNTRIES AND CONTINENTS”.
Цели
:
1.Систематизация материала по теме.
2.Развитие логического мышления.
3.Привитие интереса к учебе.
Метод работы: эвристический.
МТСО: учебник, магнитофон, фонозапись с начитанным специально для урока материалом., персональные компьютеры, обучающий компьютерный курс “Bridge to English-2000”, установочный диск Р.В. 11435, политическая карта мира, флаги России, Великобритании, Франции, Германии, Испании, Италии, Китая, Индии, Вьетнама, США, Канады, Египта, раздаточный материал с заданиями.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Фонетическая зарядка.

1) Listen to the tape and pronounce after the announcer the names of the following countries and their capitals.

a)Europe

Russia – Moscow
Great Britain- London
France- Paris
Germany- Berlin
Spain- Madrid
Italy- Rome

b) Asia

China-Peking
India-Delhi
Vietnam-Hanoi

c) America

Canada- Ottawa
The USA-Washington, DC

d) Africa

Egypt-Cairo

e) Australia

Australia- Canberra

2) Now let us review the words, denoting nationalities and languages.

Russia

Great Britain

France

Germany

Spain

Italy

Russian

English

French

German

Spanish

Italian

Russian

English

French

German

Spanish

Italian

China

India

Vietnam

Chinese

Indian

Vietnamese

Chinese

English, Hindi

Vietnamese

Canada

The USA

Canadian

American

English, French

English

Egypt Egyptian Arabic
Australia Australian English

III. Лексические упражнения.

  1. Read the names of the countries.

-Russia
-Great Britain
-France
-Germany
- Spain
-Italy
-China
- India
-Vietnam
-Canada
-The USA

2.Give the names of the capitals.

1) of Germany
2) of France
3) of Egypt
4) of Great Britain
5) of Canada
6) of Australia
7) of Spain
8) of Italy
9) of China
10)of Vietnam
11)of India
12)of the USA

3. Say in what continents and what countries these cities are situated: Cairo, Ottawa, Berlin, Madrid, Rome, Washington DC, Delhi, Paris, Moscow, Vladikavkaz
Example: Cairo is in Africa. It is in Egypt.

4. Cadets Ivanov, Smirnov, Petrov and Bunin are fond of learning languages. Look at the table and say: what languages they already know and what languages they are learning.
Example: Cadet Smirnov already knows Italian, he is learning the French language and the Spanish language now.

Cadet…

Italian the French language
Cadet …

English

the Spanish language

Cadet ….

French the Italian language
Cadet …. German the English language
Cadet … Arabic the Russian language
Cadet … Spanish the Arabic language
Cadet … Chinese the English language

5. Look at the blackboard. Fill in the table.

Country Capital Nationality Language
  Ottawa    
Australia      
    American  
      Spanish
  Rome    
      Arabic
Germany      

IV. Практика устной речи.

Imagine that you are at the international conference. You are the representatives of different countries. Here are the flags of your countries - Russia, Great Britain, France, Germany, Spain, Italy, Canada, the USA, Egypt, India.

 

Your task is - Introduce yourself. Say what your name, nationality and what language you speak.

Example: My name is Van Lee.
I am from Vietnam.
I am Vietnamese.
My language is Vietnamese.

Theme of our conference is “Continents and countries”. We are going to discuss the following topics.

  • PLANET
  • OCEANS
  • CONTINENTS
  • COUNTRIES
  • PEOPLE
  • NATIONALITY
  • LANGUAGE
  • FLAG

a) You are the representatives of different countries (France, Italy, Germany, Spain, China, Vietnam, India, Great Britain … ). You speak different languages. The only language you can communicate with each other is English.

Your task is - Translate into English the following sentences:

- Планета на которой мы живём- Земля.The planet we live on is the Earth.
- Наша планета круглая. Our planet is round.
- На планете 4 океана и 6 континентов. There are 4 oceans and 6 continents.
- Океаны – Индийский, Тихий, Атлантический и Северно-Ледовитый. The oceans are: the Indian Ocean, the Pacific Ocean, the Atlantic Ocean and the Arctic Ocean.
- Континенты - Европа, Азия, Америка, Австралия, Антарктида. Америка состоит из Северной Америки и Южной.The continents are: Europe, Asia, America, Australia, Africa and Antarctic. America consists of North America and South America.
- На каждом континенте много стран. Например, Россия, Германия, Великобритания находятся в Европе. Китай, Индия – в Азии. Канада, США – в Америке. Египет – африканская страна. В Австралии только одна страна. Она носит тоже название, что и континент.There are usually many countries on each continent. For example, Russia, Germany, Great Britain are in Europe. China, India are in Asia. Canada, the USA are in America. Egypt is an African country. There is only one country in Australia. It has the same name as the continent.
- Самая большая страна в мире – Россия. Самая маленькая – Ватикан. The largest country in the world is Russia. The smallest country is the Vatican.
- Люди разных национальностей живут в этих странах. Они говорят на разных языках. People of different nationalities live in these countries. They speak different languages.
- У каждой страны есть национальный флаг, гимн и эмблема. Each country has its national flag, anthem and emblem.

b)Cadet N go up to the blackboard. Name and show on the map the continents and oceans.

V. Тестирование уровня усвоения материала урока.

That was not bad. Now test yourself how well you know the material of the lesson. Please, stand up and go up to the computers.
Bridge to English-2000”, установочный диск Р.В. 11435 Все упражнения уроков используемого обучающего курса составляют определённый цикл. Не выполнив первого задания невозможно перейти ко второму. Компьютер выступает в качестве индивидуального, “очень терпеливого” репетитора и идеального тренажёра для обучаемого.

Your task is-

a) Match the country on the map with the name given below.
На дисплее компьютера высвечивается карта мира. На ней схематично представлены 14 стран мира, названия которых отрабатывались во время урока. Диктор называет страну. Суворовец должен показать курсором эту страну и щёлкнуть мышкой. В случае правильного ответа компьютер разрешает перейти к выполнению следующего задания.
b) Spell the word.
Суворовцы должны написать название страны по-английски.
Упражнение представлено в игровой форме. На дисплее охотник с ружьём Если суворовец успевает по времени выполнить задание, то охотник попадает в цель. Если не успевает или делает ошибку при наборе хотя бы одного слова, то компьютер возвращает его к исходному заданию снова и снова. И так до тех пор, пока суворовец не выполнит всё задание правильно.

VI. Подведение итогов, выставление оценок, задание для самоподготовки.