Внеклассное занятие по русскому языку для 3– 4-х классов (1—4)

Разделы: Начальная школа


Тема. Ты наш друг, русский язык!

Форма проведения: брейн-ринг – интеллектуальная игра.

Цель: развитие интеллектуальных способностей учащихся по русскому языку.

Оборудование: листы с заданиями для команд, чистые листы для решений, ручки, табло для баллов.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Ведущий. Класс разделен на три команды. Каждая команда сидит за своим столом. В каждой команде выбирается капитан, название команды придумывают сами участники.

Правила игры: за каждый правильный и быстрый ответ команда получает 15 очков, команда, ответившая второй, получает 10 очков, третья команда - 5 очков. Очки, полученные командами, будут фиксироваться на табло (на доске).  По итогам брейн-ринга выявиться победитель.

Ведущий:

Мы веселые ребята,
И не любим мы скучать.
С удовольствием мы с вами
Сейчас попробуем играть.

2. Конкурс «Путаница».

Каждая команда получает листок со стихотворением К. Чуковского. Задание: разделить его на предложения, поставить, где надо точки:

В реке там рыба на бугре
Мычит корова в конуре
Собака лает на заборе
Поет синичка в коридоре
Играют дети на стене
Висит картина на окне
Узоры инея в печурке
Горят дрова в руках девчурки
Нарядная там кукла в клетке
Ручной щегол поет салфетки
Там на столе лежат коньки
К зиме готовят там очки
Лежат для бабушки тетрадки
Всегда содержаться в порядке.

Как только одна команда выполнит задание, другие команды прекращают работать, сдают листики. За каждую ошибку снимается по одному очку.

Результаты конкурса заносятся на табло.

3. Конкурс «Дополни пословицу».

В этом конкурсе участвует один игрок от каждой команды. Если игрок самостоятельно отвечает на вопрос, то зарабатывает 10 очков, если игроку помогает команда, то он получает 5 очков.

Задание выполняется устно.

  1. Пословицы для первой команды:
    - Без труда … (не вытащишь и рыбку из пруда).
    - Век живи … (век учись).
    - Нет друга – … (ищи, а нашел – береги).
  2. Пословицы для второй команды:
    - Друзья … (познаются в беде).
    - За двумя зайцами … (погонишься, ни одного не поймаешь).
    - Поспешишь … (людей насмешишь).
  3. Пословицы для третьей команды:
    - Семеро … (одного не ждут).
    - Красна птица пером, а … (человек умом).
    - Цыплят по … (осени считают).

Результаты конкурса записываются на табло.

4. Конкурс «Отгадай слово».

Каждой команде вручается листок с заданием: разгадать шараду, записать слово и разобрать его по частям (по составу).

  • 1 команда:

Корень мой из слова СКАЗКА,
Суффикс, что и в слове ИЗВОЗЧИК,
Приставка в слове РАСХОД,
Окончание в слове ДОМ.
(Ответ - РАССКАЗЧИК)

  • 2 команда:

Корень в слове ВЯЗАТЬ,
Приставка в слове ЗАМОЛЧАТЬ,
Суффикс в слове СКАЗКА,
Окончание в слове РЫБА.
(Ответ - ЗАВЯЗКА)

  • 3 команда:

Корень в слове СНЕЖИНКА,
Приставка в слове ПОДЪЕЗЖАЛ,
Суффикс в слове ЛЕСНИК,
Окончание в слове СТОЛ.
(Ответ - ПОДСНЕЖНИК).

Команда, выполнившая задание первой, получает 15 очков, команда, составившая слово второй – 10 очков, третьей – 5 очков.

Данные очки заносятся на табло.

5. Конкурс капитанов.

Задание: раскрыть смысл выражений, которые называют крылатыми или фразеологизмами. Если капитан справляется сам, то получает 10 очков, если помогает команда – 5 очков.

Задание проводится устно по очереди с каждым.

  1. Для капитана первой команды:
    А) рукой подать;
    Б) во весь дух;
    В) морочить голову;
    Г) путаться под ногами;
  2. Для капитана второй команды:
    А) прикусить язык;
    Б) водить за нос;
    В) прибрать к рукам;
    Г) ни в зуб ногой;
  3. Для капитана третьей команды:
    А) пропустить мимо ушей;
    Б) как снег на голову;
    В) падать с ног;
    Г) скалить зубы;

Результаты конкурса капитанов записываются на табло.

6. Конкурс «Волшебный круг».

Каждая команда получает листок, на котором изображен круг с буквами. Задание: за 3 минуты составить слова из данных букв. За каждое составленное слово команда получает 5 очков. Слова записываются на отдельном листке, потом зачитываются.

7. Конкурс «ОСЫ».

Для каждой команды предлагается задание: расшифровать слово и записать его. Команда, выполнившая задание первой, зарабатывает 15 очков, второй – 10 очков, третьей – 5 очков.

  1. Для первой команды:
    ОС_ _ А На этой осе в октябре позолота.
    ОС_ _ А А эта растет на лугу у болота.
  2. Для второй команды.
    _ ОС_А С этой спит в колыбели малыш.
    _О_С_ _ _ _А А эта по классу крадется, как мышь.
  3. Для третьей команды:
    _ОС_ _ _А_ _ Эта оса на луну улетает.
    _ОС_ _ _ _ А А эта на солнышке худеет и тает.

Результаты конкурса заносятся на табло.

8. Итог игры.

Подсчитываются очки каждой команды, занесенные на табло, и объявляется победитель брейн-ринга.