Цель урока:
- закрепить знания учащихся о русском барокко и классицизме;
- помочь увидеть Петербург Достоевского,
- проникнуться сочувствием к «униженным и оскорблённым»,
- подвести к осмыслению конфликта между Раскольниковым и обществом.
Ход урока:
1.Вступительное слово учителя:
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид.
Невы державное теченье,
Береговой её гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла…
( А.С. Пушкин «Медный всадник»)
2. Экскурсия по современному Санкт-Петербургу.
Давайте отправимся на экскурсию по современному Санкт- Петербургу: <Приложение1>
Учащиеся просматривают слайды с изображением Петербурга (на компьютере), которые сопровождаются словами учителя.
В 1703 году Пётр1 заложил в устье Невы город Санкт-Петербург.
Это один из красивейших городов мира. Его улицы, проспекты , площади( Дворцовая площадь), набережные – подлинные произведения искусства, созданные по замыслу великих зодчих..Это город рек и каналов и связанных с ними мостов, многие из которых известны во всём мире ( Дворцовый мост). В городе много театров ( Театр комедии). Среди наиболее известных архитектурных сооружений Петропавловская крепость (Петропавловская крепость), Храм Воскресения Христова ( «Спас на Крови»), Адмиралтейство, стройная башня которого стала символом города ( Адмиралтейство).
Петербург недаром называют музеем под открытым небом – в городе собрана неповторимая коллекция архитектурных шедевров сразу нескольких эпох. Барокко, ампир, классицизм, модерн – по улицам города можно проследить весь путь развития архитектуры от XVIII века до современности. Каждое направление представлено во всём разнообразии, а стиль лучших архитекторов узнаваем и неповторим.
3. Петербург XIX века.
Роман « Преступление и наказание» был написан в 1866 году. Архитектура Петербурга XIX века уникальна. Здесь сочетается барокко и классицизм.
Слово «барокко» буквально означает «странный», «причудливый». Архитекторы стремились к парадной торжественности, пышности. Фасады храмов и дворцов украшены карнизами, окнами и лепниной всяческих форм и очертаний. Использование живописи, позолоты, скульптуры в архитектуре производили на людей сильное впечатление, подавляли их величием и грандиозностью.
В 1760-е барокко в России начинает сменяться другим направлением – классицизмом.
Для классицизма характерны строгие, чёткие формы с колоннадами, арками, скульптурами.
В каком стиле построены следующие здания Петербурга? <Приложение2>
На компьютерах: Зимний дворец, Казанский собор, Смольный собор, Никольский Морской собор, Исаакиевский собор.
- Зимний дворец ( барокко). Архитектор В. В. Растрелли. Фасады его построек, расцвеченные белым, синим, позолотой, необычайно нарядны.
- Казанский собор ( классицизм). Грандиозная колоннада Казанского собора – наиболее оригинальное и значительное произведение архитектора А. Н. Воронихина.
- Смольный собор ( барокко). Расположен на небольшом возвышении в излучине Невы, поэтому его золотые купола далеко видны в ясные дни.
- Никольский Морской собор ( барокко).Великолепна не только композиция четырёхъярусной колокольни и собора, увенчанного 5 куполами. Особый эффект создаёт красочное сочетание золота куполов, синевы фасадов, на фоне которых выделяются белоснежные колонны и наличники.
- Исаакиевский собор ( классицизм). Массивное здание высотой 101,52 м., завершённое куполом.
4. Петербург Достоевского.
Но был и другой Петербург.
В 1907 году Достоевский на полях «Преступления и наказания» раскрыл многие сокращения, используемые в романе. Выяснилось, что С-й переулок это Столярный, где жил Достоевский, К-н мост – Кокушкин мост через Екатерининский канал, Т-в мост = Тучков мост и т. д.
Достоевский так писал о Петербурге: « Петербург, не знаю почему, для меня всегда казался какой-то тайной. Ещё с детства, почти затерянный, заброшенный в Петербурге, я как-то всё боялся его… « Люблю тебя, Петра творенье…» Нет, не люблю, окна, дырья и монумент».
Давайте попробуем объяснить эти слова Достоевского.
Работа учащихся с текстом романа Достоевского « Преступление и наказание»:
Анализ эпизодов:
1) Образ «жёлтого Петербурга».
- Преобладающим цветом в романе является жёлтый, символизирующий болезнь, раздражение, увядание. Всё это накаляет « безвыходную» атмосферу романа.
2) Жизнь петербургской бедноты.
- петербургские распивочные
- семейство Мармеладовых
- пьяная девочка на бульваре, которую преследует « жирный франт»
- нищета студента Раскольникова
- полунищенское положение матери и сестры Раскольникова
3) Старуха ростовщица как символ страшного мира.
4) Идея Раскольникова как протест против этого мира. Герой не принимает « лик мира сего», такая жизнь вызывает в нём чувство омерзения и злобногопрезрения к столпам общества.
Вывод: Петербург- город контрастов. Пышность и серость, богатство и нищета сочетаются в этом городе. Петербург- главный герой произведения, символ страшного мира, где обездоленному, слабому нет спасения.
5. Домашнее задание: написать сочинение «Петербург Достоевского».