Цели урока:
- Познакомить с понятиями “ведущее колесо”, “ведомое колесо”.
- В ходе практической работы исследовать, как меняются скорости вращения элементов механизмов при использовании зубчатых колёс.
- Расширить словарный запас детей.
- Учить следовать инструкции.
Ход урока.
На прошлом уроке мы с вами делали игрушку.
-Как она называется?
(Глаза клоуна)
- Кому она понравилась?
- Как называются эти детали?
(Шестерёнки)
-А передача как называется?
(Зубчатая передача)
Шестерёнки удивительные колёса. Сегодня они нас тоже удивят. С ними проведём необычное исследование, а вы сегодня – исследователи.
-Договоритесь, кто будет бригадиром.
- Бригадиры, поднимите руку.
- Сегодня бригадир отбирает детали.
- Для работы нам потребуется красный длинный кирпич с отверстиями, жёлтая и красная шестерёнки, рукоятка, серая и зелёная оси.
- Ваш товарищ соберёт механизм.
Рукоятку наденем на ось с жёлтой шестернёй. Жёлтая шестерня будет ведущим колесом, а красная шестерёнка– ведомым.
-Как называется жёлтая шестерёнка?
(Ведущее колесо)
-А красная шестерёнка?
(Ведомое колесо)
Послушайте задание:
Бригадир вращает рукоятку, а напарник следит за скоростью вращения шестерёнок.
-Что заметили?
(Скорость разная)
-Наденьте рукоятку на ось с красной шестерёнкой.
Напарник вращает рукоятку, бригадир наблюдает.
-Что заметили?
(Скорость разная)
-Что выяснили?
В результате исследования мы выяснили, что скорость вращения двух шестерёнок разного размера неодинаковая и это не зависит от того, какая шестерёнка ведущая, а какая ведомая. К уроку вы подготовили иллюстрации с механизмами, в работе которых участвуют шестерёнки. Иллюстрации лежат у вас на партах. Назовите эти механизмы. Действительно, шестерёнки выполняют важную, нужную работу. Я тоже приготовила для вас механизм.
- Кто знает, как он называется?
(Ручной миксер)
-Для чего он нужен?
С помощью этого миксера можно получить вкусный коктейль, взбить пышное тесто, сделать омлет.
-Сегодня мы соберём ручной миксер и проведём интересное исследование.
Найдите карточку №5 на синем фоне обратная сторона.
-Назовите детали, которые нам потребуются.
Бригадир отбирает детали. Напарник собирает миксер.
Понаблюдайте за скоростью вращения лопастей.
Бригадир вращает рукоятку, а напарник наблюдает, с какой скоростью вращаются лопасти миксера – быстрее или медленнее рукоятки?
(Быстрее)
В начале урока мы с вами выяснили, что маленькая шестерёнка вращается быстрее большой.
-Почему лопасти вращаются быстрее рукоятки?
(Лопасти надеты на ось с маленькой шестерёнкой)
-Поменяйте шестерёнки местами.
Что произойдёт?
(Лопасти вращаются медленнее)
- Так какая шестерёнка должна быть ведущей, чтобы лопасти вращались быстрее?
(Большая)
Верните шестерёнки в исходное положение.
- Кто смотрел передачу “Впрок”? В этой передаче рассказывают о качестве товара и выясняют, какая марка товара лучше. Выясняют с помощью исследования, которое называется экспертиза. Сегодня мы для этой передачи должны провести экспертизу и выяснить, какая жидкость для мытья посуды лучше пениться.
Бригадиры подойдут к столам, на которых находятся миски.
В миске на жёлтой салфетке находится “Капля”.
В миске на синей салфетке находится “Pril”.
Взбейте воду с жидкостью миксером.
-Какая жидкость пенится лучше?
(Варианты разные)
Количество воды одинаковое, количество моющего средства одинаковое.
А можем ли мы утверждать, что вращали с одинаковой скоростью?
(Нет)
С помощью ручного миксера выяснить это мы не смогли.
А знаете ли вы о миксере, который может работать долгое время с одинаковой скоростью?
(Электрический миксер)
Проведём это же исследование с помощью электрического миксера.
Так какая жидкость пенится лучше?
Мы с вами проверили только одно качество жидкости, которое вряд ли влияет на качество мытья посуды. Мы выясняли только, какая жидкость для мытья посуды лучше пенится.
-Что нового узнали о шестерёнках в ходе наших исследований?
Эти волшебные шестерёнки можно использовать во многих механизмах. В том числе и в детских каруселях.
-Кто любит карусели?
-А кто бы хотел видеть карусели в своём дворе?
На следующем уроке мы будем работать над проектом “Детская площадка моего двора”. Подготовиться к проекту вам поможет карточка. Прочитайте её.
Проект “Детская площадка”(работа в парах)
Жителям микрорайона необходима новая детская площадка. Работать над её созданием поручается вашей группе.
- Нарисуйте план площадки.
- Придумайте для неё название.
- Подумайте, где лучше всего её расположить в вашем дворе.
В вашем плане должно быть:
- Реальное расположение домов, дорог.
У кого есть вопросы? Разберите миксер, вылейте воду, приготовьте конструктор к сдаче.