Цель:
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
У: На прошлом уроке мы говорили о разнообразии природы Земли, о необходимости экспедиций. Почему перед Петром I встал вопрос об отправке новых экспедиций.
Д: Преобразования, задуманные Петром I, трудно было осуществить без точной карты. Такой карты не было. Новые экспедиции должны были помочь составить такую карту.
У: Назовите имена первопроходцев, о которых вы прочитали, и в чём их заслуга.
Д: Витус Беринг, А.И.Чириков. Экспедиция Беринга открыла северо-западное побережье Америки, пролив между Азией и Америкой и несколько групп тихоокеанских островов.
У: Какие ещё фамилии первопроходцев вам встретились в статье?
Д: Челюскин, Дежнев, Лаптевы, Мария Прончищева.
У: Как люди увековечили память о первопроходцах?
Д: В честь них названы географические объекты: пролив Беринга, мыс Дежнева, мыс Челюскина, море Лаптевых, бухта Прончищевой.
У: Какими качествами должны обладать путешественники – первопроходцы?
Д: Должны быть: здоровыми, выносливыми, дисциплинированными, сильными, смелыми.
У: О качествах, которыми должен обладать путешественник, лучше всего сказал Н.М. Пржевальский. Например:
- Путешественником надо родиться – это призвание. Прирождённая страсть к путешествию и беззаветное увлечение своим делом явятся могучими рычагами успеха, ибо будут поддерживать и согревать в те трудные минуты, которые придётся переносить не один раз.
- Путешественник не должен гнушаться никакой черной работы, как, например вьючения верблюда, седлания лошадей, укладки багажа.
- Не должен иметь избалованных вкусов и привычек, ибо в путешествии придётся жить в грязи и питаться, чем Бог послал.
- На первом плане должна стоять забота об удачном выборе спутников. Ведь отряд должен жить одной семьёй и работать для одной цели под главенством своего руководителя.
У: Для чего же люди отправлялись в опасное путешествие?
Д: Для открытия новых земель.
III. Объяснение нового материала.
У: Начиная с XV века, люди всех стран активно осваивали мир. К XVIII веку были открыты почти все материки. Оставались неизведанными только два материка. Об одном из них мы сегодня и поговорим.
Это Австралия.
Австралия означает “южная земля”. В 1606 г. на западном побережье материка высадился Виллем Янсзон. Но честь открытия Австралии принадлежит Джеймсу Куку. В 1770 году он высадился на восточном побережье. Давайте посмотрим, как выглядит коренное население. (Идет демонстрация материала “Детской энциклопедии Кирилла и Мефодия 2004” с использованием мультимедийной системы)
Откройте атласы и контурные карты. Найдите на контурной карте Австралию, подпишите название материка.
- Какими морями и океанами омывается Австралия?
Д: Индийский океан, Тихий океан, Тиморское море, Коралловое море, Тасманово море
- Отметим столицу – Канберра.
Австралия необычный материк. К Австралии можно несколько раз подставить слово “самый”.
- Что можете сказать о размерах материка, если сравнить его с другими материками?
Д: Самый маленький.
У: Австралию долго считали островом. Это единственный материк, который считается и частью света, и островом.
Одна территория имеет 3 названия.
У: Если другие материки расположены в относительной близости друг к другу, то Австралия отдалена от других материков. Поэтому Австралия самый одинокий материк. По количеству населения это самый малонаселённый материк. А также материк с самым сухим и жарким климатом. Посмотрите на физическую карту. Какая природная зона преобладает в Австралии?
Д: Зона пустынь.
У: Действительно. 2/3 территории Австралии занимают пустыни и полупустыни. На материке мало рек, зато он богат подземными водами.
И конечно, это материк-заповедник. Учёные обнаружили в Австралии 1200 видов растений. И из них 900 встречаются только в Австралии и больше нигде. А главная особенность животного мира – это сумчатые животные.
Вот что пишет о животном мире Ч. Дарвин в своей книге “Путешествие кенгурёнка” (чтение отрывка по выбору учителя).
Давайте посмотрим, как выглядят эти животные (Идет демонстрация материала “Детской энциклопедии Кирилла и Мефодия 2004” с использованием мультимедийной системы)
Для того чтобы вы получили более полное представление о животном и растительном мире Австралии, посмотрим фрагмент к./ф. “ В дебрях тропической Австралии” (производство “L-Club Фильм” 1997 г.) (Возможно использование любого кино, и видеоматериала по Австралии).
IV. Итог урока
- Что нового вы узнали об Австралии?
- О чем захотите рассказать дома?
Дома подумайте над вопросами на стр.11, вам поможет ответить на них статья учебника.