В условиях реализации “Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года” вопросы повышения качества воспитательно-образовательного процесса в ДОУ становятся очень актуальными.
Анализ литературы по теории менеджмента позволяет выделить несколько положений, которые необходимо учесть при разработке технологии управления качеством воспитательно-образовательного процесса:
- Качество – это комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработки стратегии, организации воспитательно-образовательного процесса, маркетинга и других.
- Деятельность по управлению качеством в дошкольном образовательном учреждении не может быть эффективной после того, как состоялся выпуск детей в школу (управление по результату), эта деятельность должна осуществляться в ходе воспитательно-образовательного процесса (управление по процессу) если, конечно, учитывать такое свойство процесса, как его необратимость.
- Во время оценки качества воспитательно-образовательного процесса нельзя ограничиваться фиксацией наличия в группе (в детском саду) хорошо обученных, способных детей, а необходимо видеть каждого ребенка и оценить вклад каждой крупицы педагогического опыта в дело его развития.
- Контроль качества должны обеспечивать не только администрация, а все субъекты воспитательно-образовательного процесса.
- Управляя качеством, важно делать упор не столько на контроль, сколько на обучение исполнителей и формирование эффективной технологии (у педагогов – педагогической, у руководителей – управленческой).
После творческого переосмысления всех существующих подходов, был сделан вывод о необходимости разработки технологии управления качеством в условиях дошкольного учреждения на основе:
- определения приоритетов в управлении;
- проектирования качества на всех уровнях;
- привлечения к контролю качества всех субъектов образовательного процесса;
- повышения профессиональной компетентности педагогов.
Приоритеты в управлении
Регулирование администрацией воспитательно-образовательного процесса по повышению качества образования дошкольников осуществляется в учреждении по трем направлениям:
- Первое направление: регулирование качества воспитательно-образовательных услуг детского сада (подбор и реализация эффективных образовательных программ, качественная разработка целевых программ, реализация эффективных технологий, обеспечивающих качество).
- Второе направление: регулирование качества педагогического состава (повышение профессиональной компетентности педагогов).
- Третье направление: Регулирование качества развивающей, обогащающей и оздоравливающей предметной среды в соответствии с требованиями Концепции по дошкольному воспитанию.
Проектирование качества на всех уровнях
- 1-й уровень управления – администрация детского сада;
- 2-й уровень управления – педагогический коллектив;
- 3-й уровень управления – воспитанники и их родители.
Понятие “качество образовательного процесса” на всех уровнях трактуется по-разному.
3-й УРОВЕНЬ
Для детей – это обучение в интересной для них игровой форме.
Для родителей – это эффективное обучение детей, т.е. обучение по программам, хорошо готовящим детей к школе:
- обучение без утомления;
- сохранение психического и физического здоровья детей;
- успешность обучения;
- поддержание желания детей учиться;
- развитие способностей детей.
2-й УРОВЕНЬ
Для педагогов – это положительная оценка их деятельности руководителями ДОУ и родителями:
- успешное усвоение образовательной программы всеми детьми;
- оптимизация воспитательного, образовательного и оздоровительного процессов;
- успешное развитие детей в процессе их обучения;
- рациональное использование учебного времени детей и рабочего времени воспитателя;
- обеспеченность педагогического процесса всеми необходимыми пособиями и оборудованием.
1-й УРОВЕНЬ
Для руководителей – это:
- высокая оценка деятельности педагогов родителями, повышение тем самым престижа детского сада как фактора сохранения и развития ДОУ;
- сохранение здоровья детей;
- рациональное использование учебного времени детей и рабочего времени педагогов;
- успешность деятельности педагогов и детей;
- полное усвоение образовательных программ, качественная подготовка детей к школе.
Распределение функций субъектов образовательного процесса по контролю за качеством
1 уровень управления |
2 уровень управления |
3 уровень управления |
|
Оценка состояния воспитательно-образовательной системы | Оценка уровня развития педагогического мастерства каждого воспитателя и всего педагогического коллектива | Оперативная и адекватная оценка уровня воспитанности и усвоения программ детьми | Оценка родителями работы ДОУ через успешность детей |
Целеобразование | Построение целей и задач формирования конкретных профессиональных умений педагогов на основе определения уровня их педагогического мастерства | Построение иерархии целей и задач воспитания и обучения детей на данном возрастном этапе с учетом индивидуальных особенностей развития | Построение целей и задач семейного воспитания на основе ознакомления с результатами диагностики |
Подбор методов и реализация поставленных целей и задач | Подбор методов и приемов работы с коллективом в соответствии с поставленными целями и задачами | Подбор технологий работы с детьми в соответствии с индивидуальными маршрутами их развития | Выбор ДОУ, педагогов, программ и дополнительных образовательных услуг |
Реализация методов и приемов работы | Реализация методов и приемов формирования конкретных проф. умений педагогов в процессе методической работы | Реализация методов и приемов работы с детьми | Осведомленность во всем, что связано с ребенком и участие в жизни ребенка в детском саду и за его пределами |
Определение эффективности проведенной работы | Высокий уровень развития коллектива | Функциональная, технологическая, интеллектуальная и волевая готовность ребенка к обучению в школе | Успешность ребенка в детском саду и отсутствие дезадаптивности в школе |
Повышение профессиональной компетентности педагогов
Деятельность педагога детского дошкольного образовательного учреждения сегодня значительно отличается от той, которая была в нашей стране многие годы. Педагог должен уметь работать в условиях рынка, понимать, что только высокий профессионализм, творчество и инициатива помогут ему найти свое место и самореализоваться в профессиональной деятельности. Педагог сегодняшнего дня должен повышать свой профессиональный уровень в условиях педагогической технологии, отвечающей новым общественным целям и уровню развития науки о ребенке. Составляющими этой технологии должны быть:
- обучение педагогов определению своей роли в системе деятельности ДОУ по предоставлению качественной образовательной услуги;
- обучение педагогов проектированию своей деятельности в соответствии с приоритетным направлением деятельности ДОУ, его целями и задачами и результатами диагностики уровня усвоения детьми образовательных и целевых программ;
- конструирование содержания методической работы с педагогами на диагностической основе;
- подбор эффективных методов и приемов;
- использование эффективных форм оценки;
- организация взаимодействия на базе личностно-ориентированной модели.
Рассматривая профессиональную компетентность педагогов как ответственность за качество своей деятельности, администрация ДОУ направляет свои усилия на формирование корпоративной культуры педагогов, когда каждый контролирует себя и друг друга от имени коллектива. Для построения системы работы в этом направлении была разработана целевая программа “Педагогические кадры”.( см. Приложение )
Литература:
1. Поздняк Л.В., Лященко Н.Н. Управление дошкольным образованием. Учебное пособие для студ. педвузов. 2-е изд., стереотип.– М. Издательский центр “Академия”, 1999. – 432 с.
2. Белая К.Ю. Ежедневник старшего воспитателя детского сада .– М.: ООО “Издательство Астрель”, ООО “Издательство АСТ”, 2000 г. – 208 с. ил.
3. Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении: Пособие для руководителей ДОУ.–М.:АРКТИ,2003.
4. Радуга: Программа и метод. руководство по воспитанию, развитию и образованию детей в детсаду /Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик и др.; Сост. Т.Н. Доронова.– М.: Просвещение, 1997 – 224 с.
5. Из детства в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4-7 лет /Т.Н. Доронова, Л.Г. Голубева , Н.А. Гордова и др. – М.: Просвещение, 2002 г. – 143 с.