Управление качеством образования дошкольников

Разделы: Администрирование школы, Общепедагогические технологии


В условиях реализации “Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года” вопросы повышения качества воспитательно-образовательного процесса в ДОУ становятся очень актуальными.

Анализ литературы по теории менеджмента позволяет выделить несколько положений, которые необходимо учесть при разработке технологии управления качеством воспитательно-образовательного процесса:

  • Качество – это комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработки стратегии, организации воспитательно-образовательного процесса, маркетинга и других.
  • Деятельность по управлению качеством в дошкольном образовательном учреждении не может быть эффективной после того, как состоялся выпуск детей в школу (управление по результату), эта деятельность должна осуществляться в ходе воспитательно-образовательного процесса (управление по процессу) если, конечно, учитывать такое свойство процесса, как его необратимость.
  • Во время оценки качества воспитательно-образовательного процесса нельзя ограничиваться фиксацией наличия в группе (в детском саду) хорошо обученных, способных детей, а необходимо видеть каждого ребенка и оценить вклад каждой крупицы педагогического опыта в дело его развития.
  • Контроль качества должны обеспечивать не только администрация, а все субъекты воспитательно-образовательного процесса.
  • Управляя качеством, важно делать упор не столько на контроль, сколько на обучение исполнителей и формирование эффективной технологии (у педагогов – педагогической, у руководителей – управленческой).

После творческого переосмысления всех существующих подходов, был сделан вывод о необходимости разработки технологии управления качеством в условиях дошкольного учреждения на основе:

  • определения приоритетов в управлении;
  • проектирования качества на всех уровнях;
  • привлечения к контролю качества всех субъектов образовательного процесса;
  • повышения профессиональной компетентности педагогов.

Приоритеты в управлении

Регулирование администрацией воспитательно-образовательного процесса по повышению качества образования дошкольников осуществляется в учреждении по трем направлениям:

  • Первое направление: регулирование качества воспитательно-образовательных услуг детского сада (подбор и реализация эффективных образовательных программ, качественная разработка целевых программ, реализация эффективных технологий, обеспечивающих качество).
  • Второе направление: регулирование качества педагогического состава (повышение профессиональной компетентности педагогов).
  • Третье направление: Регулирование качества развивающей, обогащающей и оздоравливающей предметной среды в соответствии с требованиями Концепции по дошкольному воспитанию.

Проектирование качества на всех уровнях

  • 1-й уровень управления – администрация детского сада;
  • 2-й уровень управления – педагогический коллектив;
  • 3-й уровень управления – воспитанники и их родители.

Понятие “качество образовательного процесса” на всех уровнях трактуется по-разному.

3-й УРОВЕНЬ

Для детей – это обучение в интересной для них игровой форме.

Для родителей – это эффективное обучение детей, т.е. обучение по программам, хорошо готовящим детей к школе:

  • обучение без утомления;
  • сохранение психического и физического здоровья детей;
  • успешность обучения;
  • поддержание желания детей учиться;
  • развитие способностей детей.

2-й УРОВЕНЬ

Для педагогов – это положительная оценка их деятельности руководителями ДОУ и родителями:

  • успешное усвоение образовательной программы всеми детьми;
  • оптимизация воспитательного, образовательного и оздоровительного процессов;
  • успешное развитие детей в процессе их обучения;
  • рациональное использование учебного времени детей и рабочего времени воспитателя;
  • обеспеченность педагогического процесса всеми необходимыми пособиями и оборудованием.

1-й УРОВЕНЬ

Для руководителей – это:

  • высокая оценка деятельности педагогов родителями, повышение тем самым престижа детского сада как фактора сохранения и развития ДОУ;
  • сохранение здоровья детей;
  • рациональное использование учебного времени детей и рабочего времени педагогов;
  • успешность деятельности педагогов и детей;
  • полное усвоение образовательных программ, качественная подготовка детей к школе.

Распределение функций субъектов образовательного процесса по контролю за качеством

 

1 уровень управления
(администрация)

2 уровень управления
(педагоги)

3 уровень управления
(родители и дети)

Оценка состояния воспитательно-образовательной системы Оценка уровня развития педагогического мастерства каждого воспитателя и всего педагогического коллектива Оперативная и адекватная оценка уровня воспитанности и усвоения программ детьми Оценка родителями работы ДОУ через успешность детей
Целеобразование Построение целей и задач формирования конкретных профессиональных умений педагогов на основе определения уровня их педагогического мастерства Построение иерархии целей и задач воспитания и обучения детей на данном возрастном этапе с учетом индивидуальных особенностей развития Построение целей и задач семейного воспитания на основе ознакомления с результатами диагностики
Подбор методов и реализация поставленных целей и задач Подбор методов и приемов работы с коллективом в соответствии с поставленными целями и задачами Подбор технологий работы с детьми в соответствии с индивидуальными маршрутами их развития Выбор ДОУ, педагогов, программ и дополнительных образовательных услуг
Реализация методов и приемов работы Реализация методов и приемов формирования конкретных проф. умений педагогов в процессе методической работы Реализация методов и приемов работы с детьми Осведомленность во всем, что связано с ребенком и участие в жизни ребенка в детском саду и за его пределами
Определение эффективности проведенной работы Высокий уровень развития коллектива Функциональная, технологическая, интеллектуальная и волевая готовность ребенка к обучению в школе Успешность ребенка в детском саду и отсутствие дезадаптивности в школе

Повышение профессиональной компетентности педагогов

Деятельность педагога детского дошкольного образовательного учреждения сегодня значительно отличается от той, которая была в нашей стране многие годы. Педагог должен уметь работать в условиях рынка, понимать, что только высокий профессионализм, творчество и инициатива помогут ему найти свое место и самореализоваться в профессиональной деятельности. Педагог сегодняшнего дня должен повышать свой профессиональный уровень в условиях педагогической технологии, отвечающей новым общественным целям и уровню развития науки о ребенке. Составляющими этой технологии должны быть:

  • обучение педагогов определению своей роли в системе деятельности ДОУ по предоставлению качественной образовательной услуги;
  • обучение педагогов проектированию своей деятельности в соответствии с приоритетным направлением деятельности ДОУ, его целями и задачами и результатами диагностики уровня усвоения детьми образовательных и целевых программ;
  • конструирование содержания методической работы с педагогами на диагностической основе;
  • подбор эффективных методов и приемов;
  • использование эффективных форм оценки;
  • организация взаимодействия на базе личностно-ориентированной модели.

Рассматривая профессиональную компетентность педагогов как ответственность за качество своей деятельности, администрация ДОУ направляет свои усилия на формирование корпоративной культуры педагогов, когда каждый контролирует себя и друг друга от имени коллектива. Для построения системы работы в этом направлении была разработана целевая программа “Педагогические кадры”.( см. Приложение )

Литература:

1. Поздняк Л.В., Лященко Н.Н. Управление дошкольным образованием. Учебное пособие для студ. педвузов. 2-е изд., стереотип.–  М. Издательский центр “Академия”, 1999. – 432 с.

2. Белая К.Ю. Ежедневник старшего воспитателя детского сада .– М.: ООО “Издательство Астрель”, ООО “Издательство АСТ”, 2000 г. – 208 с. ил.

3. Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении: Пособие для руководителей ДОУ.–М.:АРКТИ,2003.

4. Радуга: Программа и метод. руководство по воспитанию, развитию и образованию детей в детсаду /Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик и др.; Сост. Т.Н. Доронова.– М.: Просвещение, 1997 – 224 с.

5. Из детства в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4-7 лет /Т.Н. Доронова, Л.Г. Голубева , Н.А. Гордова и др. – М.: Просвещение, 2002 г. – 143 с.

Приложение.