Урок-путешествие "Праздник первого десятка"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • закрепление знаний, умений и навыков сложения и вычитания чисел в пределах первого десятка;
  • повторение состава и нумерации чисел в пределах 10;
  • формирование положительной мотивации к обучению;
  • развитие математической речи учащихся, умения творчески мыслить, самостоятельно выполнять задания.

Оборудование:

  • шапочки с цифрами;
  • кораблики с примерами;
  • математические елочки;
  • индивидуальные перфокарты;
  • медали “Праздник числа”.

Используемый материал:

  • В. Волина – “Праздник числа”. М. 1993.
  • С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина – “Нетрадиционные уроки в начальной школе”. Воронеж. 2002.
  • Песня “Чему учат в школе”. Слова М. Пляцковского, музыка В. Шаинского.

ХОД УРОКА

Учитель: Сегодня, ребята, у нас “Праздник первого десятка”. А это значит, что вы научились писать цифры от 0 до 10, считать, вычитать и складывать, решать задачи.

1 историк: А ведь было время, когда наши далекие предки не умели этого делать. Для счета они использовали узелки, камушки, пальцы. Позже пальцы заменили палочками, которые стали располагать в определенном порядке – появились цифры, знаки.

2 историк:

Знают взрослые и дети –
Без умения считать
Плохо жить на свете!

Как подсчитать, сколько кирпичей надо для постройки дома, сколько металла для корабля – всё скажет очень точная наука – математика.

3 историк:

Математика – королева наук!
Без нее не летят корабли,
Без нее не поделишь ни акра земли,
Даже хлеба не купишь, рубля не сочтешь,
Что почем, не узнаешь,
А узнав, не поймешь!

1 историк:

Давайте, ребята, учиться считать,
Делить, умножать, прибавлять, вычитать,
Запомните все, что без точного счета
Не сдвинется с места любая работа.

2 историк:

Без счета не будет на улице света,
Без счета не сможет подняться ракета,
Без счета письмо не найдет адресата
И в прятки сыграть не сумеют ребята.

3 историк: А вот это письмо нашло адресата. (Читает.)

“Дорогие ученики первого класса! Я вылечил всех обезьянок в Африке и хочу вернуться домой. Приезжайте за мной и моими друзьями. Будем вас ждать.

Доктор Айболит”

Учитель: Ну что же, надо ехать! Это будет путешествие далекое, интересное, опасное. В пути нужно дружно работать, быть смелым, находчивым. Поплывем на кораблях, надо только спустить их на воду.

(Мальчики-юнги выходят к доске, берут кораблики, читают написанные на них примеры, решают, прикрепляют кораблик на волну с ответом. Примеры на корабликах: 10 – 4;  8 – 3; 6 + 1; 8 – 7; 7 – 5 и т.д.)

Учитель: Вот какая получилась флотилия. Скажем волшебные слова… и в путь!

Плыви, плыви, кораблик!
На запад, на восток.
Канаты – паутинки,
А парус – лепесток.

Прямо по курсу виднеется остров. Прислушайтесь: доносятся звуки музыки. Вероятно, у местных жителей праздник.

(Девочки в костюмах туземцев танцуют вокруг пальмы. На головах “туземцев” шапочки с цифрами от 0 до 10.)

1 ученица:

Вот 1, иль единица,
Очень тонкая, как спица.

2 ученица:

А вот это цифра 2!
Полюбуйтесь, какова:
Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею.

3 ученица:

А за двойкой – посмотри:
Выступает цифра 3.
Тройка – третий из значков,
Состоит из двух крючков.

4 ученица:

За тремя идет 4,
Острый локоть оттопыря.

5 ученица:

А потом пошла плясать
По бумаге цифра 5.
Руку вправо протянула,
Ножку круто изогнула.

6 ученица:

Цифра 6 – дверной замочек:
Сверху – крюк, внизу – кружочек.

7 ученица:

Вот семерка – кочерга,
У нее одна нога.

8 ученица:

У восьмерки два кольца
Без начала и конца.

9 ученица:

Цифра 9, иль девятка –
Цирковая акробатка.
Если на голову встанет.
Цифрой 6 девятка станет.

10 ученица:

Цифра вроде буквы О –
Это ноль, иль ничего.
Круглый ноль такой хорошенький
Но не значит ничегошеньки!

11 ученица:

Если ж слева, рядом с ним,
Единицу примостим,
Он побольше станет весить,
Потому что это – 10!

Учитель: Поиграем с “туземцами” в игру “Живые числа”.

– Сделайте шаг вперёд “соседи” числа 7, 6, 3, 4, 1. (Дети по очереди делают шаг вперёд, выполняя задание.)
– Какое число находится между числами 4 и 6; 7 и 9; 0 и 2?
– Какое число на 1 меньше, чем 4?
– Какое число на 2 больше, чем 7?
– Сколько надо взять палочек, чтобы построить квадрат, треугольник?

Учитель: Молодцы! Жители острова помогли нам поработать с числовым рядом. Присоединяйтесь к нам, мы плывём в Африку за доктором Айболитом.

Капитан: Надвигается шторм. Я слышал, что в этих широтах много подводных скал. Как бы нам не сесть на мель, как один мой знакомый корабль.

(Капитан проводит физминутку.)

Вёз корабль карамель,
Наскочил корабль на мель.
И матросы две недели
Карамель на мели ели.

Учитель: Посмотрим, всё ли спокойно в океане. (Смотрит в бинокль.) Мне кажется, кто-то показался вдали. Да это пираты! Выходите, пираты, мы вас заметили. Хотите с нами? Выполните наши задания – и вы станете матросами нашего корабля. Заселите “жильцов” в дома. (“Пираты” у доски работают над составом чисел.)

Учитель: А мы тем временем сделаем записи в вахтенном журнале: возьмите перфокарты и решите примеры.

Образец перфокарты:

6 + = 8

9 – = 6

 + 7 = 10

6 – 3 + = 8

7 – 2 + 4 =

9 + 1 – = 3

(После выполнения задания проверяются домики и перфокарты.)

Учитель: Все справились с заданием на “отлично”! Наше путешествие продолжается, произнесём волшебные слова.

Плыви, плыви, кораблик!
На запад, на восток.
Канаты – паутинки,
А парус – лепесток.

Путь лежит мимо полуострова Задач. Здесь растёт диковинный цветок: на его лепестках мы найдём задачи.

Чтобы задачи верно решать,
Необходимо думать, рассуждать,
И, конечно, без ошибок вычислять.
А для этого нужно внимание
И обязательно старание!

(Ученики срывают лепестки, читают условие задачи; задачи решаются устно.)

1 лепесток:

Вот восемь зайчат
По дорожке идут.
За ними вдогонку
Двое бегут.
Так сколько ж всего
По дорожке лесной
Торопится в школу
Зайчишек зимой?

2 лепесток:

В снег упал Серёжа,
Зина и Антоша,
А за ними Лена,
Катенька и Гена,
А потом ещё Игнат.
Сколько на снегу ребят?

3 лепесток:

Вот семь дубков и три сосны.
Как зелены они, стройны!
Деревьев сколько тут? Узнайте
И хорошенько сосчитайте.

4 лепесток:

Дружно муравьи живут
И без дела не снуют.
Три несут травинку,
Три несут былинку,
Три несут иголки.
Сколько их под ёлкой?

Учитель: Скоро мы прибудем в Африку. Осталось переплыть пролив Молчания. (Понижает голос.) Здесь даже ветер старается шуметь потише.… Закройте глаза, помолчим… Глазки откроете, когда услышите звук колокольчика.

Айболит (входит и звенит колокольчиком): Здравствуйте, ребята! Я очень рад вас видеть. Вы преодолели много препятствий на пути ко мне, проявили выдержку, настойчивость, смекалку. А сейчас хочу убедиться, что вы – дружный коллектив. Отвечайте хором и дети, и родители.

(Айболит читает стихотворение, делая паузу в тех местах, где дети должны сосчитать количество зайчиков.)

Бежал раз зайчик вдоль равнин,
И зайчик значит был… (один).
К нему зайчиха прибежала,
Тогда всего… (два) зайца стало.

Ещё один к ним сел, смотри:
Теперь уж стало зайцев… (три).
Мчит новый заяц: “Путь мне шире!”
Ну, стало быть их уж… (четыре).

Ба! Вот бежит один опять,
Теперь уж зайцев будет… (пять).
Спешит ещё один из рощи –
Так, значит… (шесть) – чего же проще.

Тут прибежал ещё косой –
Так зайцев… (семь), ведь он седьмой.
К ним одного ещё попросим,
Тогда всех зайцев будет… (восемь).

Прыг новый заяц: “В сборе все ведь?”
Он их спросил: “Так нас тут… (девять)?”
“Да, девять, – молвят те в ответ
Но вожака всё нет и нет”.

А тот бежит, болотце месит,
Примчал и молвил: “Нас тут… (десять)!”

(Айболит благодарит всех за дружные ответы и вручает детям медали “Праздник числа”.)

Учитель: Наше путешествие окончено, цель достигнута. Пора в обратный путь.

(Дети поют песню “Чему учат в школе” на слова М. Пляцковского, музыка В. Шаинского.)