Цели.
1. Продолжать развивать подвижность щек, губ,
языка.
2. Закрепить работу по развитию речевого дыхания.
3. Продолжать работу над формированием
правильной голосоподачи и плавности речи.
4. Развивать мелкую и общую моторику.
5. Закрепить словарь по теме.
6. Систематизировать представления детей о
домашних птицах, местах их обитания, как они
подают голос, об их питании, членах птичьих семей,
пользе для человека.
7. Совершенствовать умение детей образовывать
существительные в единственном и множественном
числе.
8. Отрабатывать у детей умение согласовывать
прилагательные с существительными, образовывать
относительные и притяжательные прилагательные.
9. Закрепить умение правильно употреблять в речи
простые предлоги.
10. Совершенствовать умение согласовывать
числительные с существительными.
11. Закрепить умение детей образовывать
существительные с уменьшительно-ласкательными
суффиксами.
12. Продолжать отрабатывать с детьми способы
словообразования глаголов.
13. Продолжать работу над образованием и
употреблением в речи глаголов с различными
приставками.
14. Продолжать совершенствовать умение детей
образовывать существительные с
размерно-оценочными суффиксами.
15. Повторить счет до 10.
16. Развивать память, внимание, мышление, речь.
17. Воспитывать доброе отношение детей к птицам,
труду людей на птицеферме.
Оборудование.
1. Маленькие зеркала на подставке для каждого
ребенка.
2. Фланелеграф.
3. Кукла в платочке и с ведерком.
4. Мячик.
5. Птичий двор из игрушек.
6. Картинки и иллюстрации по теме.
7. Цифры на карточках.
8. Указка.
Словарь.
Существительные: гусь, гуси, гусик, гусыня, гусыни, гусенок, гусята, утка, утки, уточка, селезень, селезни, утенок, утята, петух, петухи, петушок, курица, курицы, курочка, куры, хохлатка, цыпленок, цыплята, цыпленочек, индюк, индюки, индюшка, индюшки, индюшечка, индюшонок, индюшата, индюшоночек, голубь, голуби, голубочек, голубка, голубки, голубок, голубята, курятник, насест, гнездо, гребешок, шпоры, голубятня, яйцо, птенец, птенчик, поилка, кормушка, корм, пшено, зерно, хлебные крошки, червяки, мошки, жучки, гусеницы, птичий двор, птицеферма, птичница, птичник, голосище, лапищи, шеища, крылище, глазищи, клювище, перище;
Глаголы: кукарекает, кудахчет, квохчет, крякает, шипит, болбочет, воркует, кормит, покормит, накормит, перекормит, закроет, откроет, прикроет, накроет, строит, откладывает, высиживает, выводит, выкармливает;
Прилагательные: длинношеий, красноклювая, краснобородый, маленький, беспомощный, желтый, крикливый, недовольный, шустрый, куриный, сизый, утиный, голубиный, индюшачья, петушиный, гусиный, цыплячий.
I. Организационный момент.
– Сегодня, ребята, мы с вами отправимся на птичий двор и еще раз встретим петушка с его семейством, индюка, гусей, уток, заглянем в голубятню к голубку, вместе с птичницей покормим всех домашних птиц, вспомним, какой у кого голос, и чем домашние птицы помогают нам.
– А теперь – в гости на птичий двор!
II. Артикуляционная гимнастика для выработки правильного звука [ р ].
– Ребята, когда вы встречаете своих друзей, знакомых, вы улыбаетесь?
– Улыбнемся мы и домашним птицам при встрече. Но прежде, давайте почистим наши зубки, чтобы улыбки были у нас красивыми. Поиграем в игру "Чьи зубы чище? ": рот откроем, губы растянем в улыбке, широким кончиком языка "почистим" верхние зубы с внутренней стороны, делая языком движения вверх-вниз. Следите, чтобы губы не закрывали зубы, а нижняя челюсть не двигалась (дети выполняют упражнение вместе с логопедом каждый перед своим зеркалом).
– А теперь улыбнемся друг другу и птичнице Варе, которая работает на птичьем дворе и нас встречает.
III. Работа над речевым дыханием.
– А я про Варю знаю стишок:
"Тары-бары, растабары,
У Варвары куры стары".
– Давайте и вы его расскажите (дети рассказывают хором). Этот стишок можно рассказывать очень тихо (дети рассказывают хором тихо); можно рассказывать грустно (дети рассказывают грустно фронтально).
IV. Закрепление пройденного.
1. Беседа по вопросам на изученную тему.
– Ну, вот мы и на птичьем дворе. Чей это дом? (Домашних птиц)
– А что еще называют их домом? (Птицеферму)
– Кто здесь ухаживает за домашними птицами? (Птичница)
– Еще кто-то может? (Птичник)
– А что делают птичница и птичник? (Кормят, поят, убирают, ухаживают)
– Из чего едят здесь птицы? (Из кормушки)
– Из чего пьют? (Из поилки)
– Что едят домашние птицы? (Специальный корм, зерно, пшено, хлебные крошки, червяков, мошек, жучков, гусениц)
2. Дидактическая игра "Посмотри и назови".
– Каких же домашних птиц мы здесь встретили? (Логопед показывает картинки с: петухом, курицей, гусем, уткой, индюком, голубем)
– Давайте вспомним, что есть у петуха. (Логопед показывает указкой на картинке части тела петуха, а дети называют: голова, туловище, хвост, лапы, шпоры, когти, клюв, перья, крыло, глаза, гребешок, бородка)
3. Дидактическая игра "Кто как разговаривает?".
– Ребята, а как же птицы разговаривают друг с другом?
Образец:
петух – кукарекает,
курица – кудахчет, квохчет,
цыпленок – пищит,
утка – крякает,
гусь – шипит,
индюк – болбочет,
голубь – воркует.
4. Дидактическая игра "У кого кто в семье?".
– А теперь давайте вспомним членов семьи каждой домашней птицы. (Логопед показывает картинки, а дети называют)
Образец:
петух – курица – цыпленок. Где они живут? (В курятнике)
гусь – гусыня – гусенок;
утка – селезень – утенок;
индюк – индюшка – индюшонок;
голубь – голубка – голубок. Где они живут? (В голубятне)
Пальчиковая гимнастика "Утята". (Поочередно сгибать пальцы рук, начиная с большого, а со слов "пи-пи-пи" ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук)
Первый, второй – шли утята.
Третий, четвертый – за водой.
А за ними плелся пятый,
Позади бежал шестой,
А седьмой от них отстал,
А восьмой уже устал.
А девятый всех догнал,
А десятый испугался.
Громко-громко запищал:
– Пи-пи-пи!
– Не пищи, поищи!
5. Дидактическая игра "Один – много". (Логопед бросает мяч со словом, ребенок возвращает мяч, отвечая)
– На птичьем дворе я увидела курицу, а когда их будет не одна, то как скажем?
Образец:
курица – курицы, куры,
петух – петухи,
цыпленок – цыплята,
гусь – гуси,
гусыня – гусыни,
гусенок – гусята,
утка – утки,
селезень – селезни,
утенок – утята,
индюк – индюки,
индюшка – индюшки,
индюшонок – индюшата,
голубь – голуби,
голубка – голубки,
голубок – голубята.
6. Дидактическая игра "Что сначала, что потом?".
– Ребята, давайте заглянем в курятник и посмотрим, как появляются детки у кур. (Логопед предлагает детям выложить последовательно картинки, выполняют коллективно, результат проговаривают)
Образец: насест – гнездо – яйцо – птенец.
– Что курица сначала делает? (Откладывает яйца)
– А дальше? (Высиживает птенцов)
– А потом? (Выводятся, вылупляются птенцы)
– А затем? (Выкармливает птенцов)
7. Дидактическая игра с мячом "Подбери признак".
– Посмотрите, какие красивые домашние птицы вырастают из птенцов.
Образец:
петух (какой?) – краснобородый, крикливый,
гусь – длинношеий,
птенец – беспомощный,
индюк – недовольный,
утка (какая?) – красноклювая,
голубка – маленькая, быстрая,
утята (какие?) – шустрые,
голуби – сизые.
8. Дидактическая игра "У кого что?".
– А давайте посмотрим на наших птиц внимательнее. Чем они могут похвалиться? (Дети рассматривают игрушки или картинки)
Образец:
у петуха (что есть?) – красный гребешок,
у индюка – красивый хвост,
у курицы – пестрые перья,
у гуся – длинная шея,
у голубя – маленький клюв,
у утки – широкие лапы.
9. Дидактическая игра с мячом "Назови ласково".
– Ребята, покажем птицам, какие вы добрые – обратимся к ним ласково.
Образец:
птенец – птенчик,
петух – петушок,
курица – курочка,
гусь – гусик,
утка – уточка,
цыпленок – цыпленочек,
голубь – голубочек,
индюшка – индюшечка,
индюшонок – индюшоночек.
10. Дидактическая игра "Считайка":
– А теперь мы попробуем посчитать домашних птиц. (Логопед на фланелеграф ставит карточки с цифрами от 1 до 5 и картинку с домашней птицей, указкой указывает последовательность и очередность счета)
Образец: один петух – два петуха – три петуха – четыре петуха – пять петухов,
один голубь –
одна утка –
одна курочка –
одна гусыня –
одно гнездо –
– Давайте посчитаем птиц по порядку.
Образец: первый гусь – второй гусь – третий гусь – четвертый гусь – пятый гусь,
первый птенец –
первая индюшка –
первое яйцо –
V. Физминутка.
КУРОЧКА-ХОХЛАТКА
Вышла курочка-хохлатка,
(дети по кругу идут за логопедом)
С нею желтые цыплятки.
Квохчет курочка: "Ко-ко!
Не ходите далеко!
На скамейке у дорожки
(дети садятся на корточки,
руки прикладывают к щеке,
глаза закрыты)
Улеглась и дремлет кошка.
Кошка глазки открывает
(затем глаза открывают,
встают, пальцы рук сцепляя в замок)
И цыпляток догоняет."
VII. Закрепление пройденного (продолжение).
11. Дидактическая игра "Чья, чей, чье?".
– Ой, ребята, чей это хвост? – петушиный. (Логопед показывает картинку)
чье перо? – куриное,
чей след? – утиный,
чей пух? – гусиный,
чье воркование? – голубиное,
чей писк? – цыплячий,
чья кормушка? – индюшачья.
12. Дидактическая игра"Помощники":
– Ребята, а как мы можем помочь птичнице Варе кормить птиц? Давайте вспомним все действия со словом "кормить":
Образец: покормить, накормить, перекормить.
– А со словом "закроет"?
Образец: откроет, прикроет, накроет.
13. Дидактическая игра "Потерялись слова".
– А теперь вам, ребята, надо помочь птичнице Варе найти нужные предлоги, чтобы рассказать нам стишки про домашних птиц. (Логопед указкой на картинках или на игрушечном птичьем дворе подсказывает детям отгадку)
Куры желтой детворе
Ищут зерна … (НА земле)
Показал индюк индюшке
Много зернышек … (В кормушке)
– Завтра солнце выйдет снова! –
Прокричал петух … (С забора)
Утятам будет спать тепло,
Когда их спрячет утка … (ПОД крыло)
Голубочек сизый мой
Пролетел …(НАД головой)
Птенчикам шалить нельзя –
Можно выпасть … (ИЗ гнезда)
Красивое перо индюшки
Достала птичница … (ИЗ-ПОД подушки)
Когда гулять решил ты босиком,
Стоять не надо … (ПЕРЕД индюком)
Идут утята весело гуськом
На дальний пруд … (ЗА червяком)
Цыпляток маленький отряд
Букашек ищет … (МЕЖДУ гряд)
Как только положат в кормушку зерна,
Выйдет петух … (ИЗ-ЗА угла)
14. Дидактическая игра "Хвастуны".
– Ой, ребята, посмотрите, как заважничали домашние птицы. Они чем-то хвастаются. (Логопед указкой на картинке или на игрушке показывает называемую им часть тела птицы)
Образец: у петуха (что?) – не голос, а голосище,
у индюка – не хвост, а хвостище,
у утки – не лапы, а лапищи,
у гуся – не шея, а шеища,
у курицы – не крыло, а крылище,
у голубя – не глаза, а глазищи,
у селезня – не клюв, а клювище,
у гусыни – не перо, а перище.
VIII. Итог.
– Ну вот, пришло время прощаться нам с птицами.
Скажем им и птичнице Варе спасибо и до свидания. (Дети
проговаривают хором, логопед убирает картинки с
фланелеграфа, убирает игрушечный птичий двор)
– Ребята, а у каких птиц в гостях мы сегодня были?
– Кому помогали?
– Кого из домашних птиц встречали?
– Полезны ли для человека домашние птицы?
– Чем? (Они дают мясо, яйца, перо, пух)
– Надо ли человеку ухаживать за птицами?
– Почему?
– Мы многое сегодня вспомнили и повторили.
Молодцы.
Литература:
1. Лопухина И.С."Логопедия. Речь, ритм, движение."–СПб.:КОРОНА принт, 2004.
2. Петрова Т.И., Петрова Е.С."Игры и занятия по развитию речи дошкольников"– М.:Школьная Пресса, 2004.