Цели:
- закрепить знания об однородных членах предложения;
- развивать умение видеть в предложении однородные члены;
- развивать орфографическую зоркость, творческое воображение;
- обогащать словарный запас учащихся;
- воспитывать чувство товарищества, чувство взаимопомощи;
- развивать логическое мышление.
Используемый материал: карточки с заданиями, карточки с кроссвордами.
ХОД УРОКА
I. Организация класса.
II. Сообщение темы и цели урока.
- Ребята, посмотрите какой сегодня день?
(Солнечный, теплый)
- И к нам в класс заглянуло солнышко, и даже не одно, а целых три.
Вывешиваю 3 картинки солнышек.
- Выберите солнце, которое вам больше всего понравилось.
- Почему?
- Да, сегодня солнечная, теплая погода, в такой день хочется улыбнуться. Давайте улыбнемся друг другу, пожелаем хорошего настроения нашим гостям. Пусть оно сохранится на всем уроке.
- Составьте простое предложение о том, какой сегодня день.
(Сегодня теплый день. Сегодня солнечный день. Сегодня весенний день и т.д.)
- Хорошо.
Вывешиваю на доску плакат.
- Из трех предложений составьте одно предложение, в котором не повторялись бы 3 раза слова сегодня и день.
(Сегодня теплый, солнечный, весенний день.)
- Как мы построили новое предложение?
- А теперь подумайте и скажите, о чем сегодня пойдет речь. Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
(Однородные члены предложения.)
- Совершенно верно. Мы сегодня повторим, что такое однородные члены предложения, будем учиться находить их в предложениях.
- Сегодня мы с вами будем работать в группах, дружно, помогая друг другу.
- Посмотрите в каждую группу тоже пришла весна. У вас на груди “расцвели” весенние цветы. У кого красные, у кого желтые, а у кого голубые.
- Сейчас вы запишите это предложение. “Желтые” будут комментировать, а “красные” следят за тем, чтобы не было ошибок.
Записывают предложение.
- Найдите в этом предложении однородные члены. (Теплый, солнечный, весенний).
- Докажите, что это однородные члены. (Они отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову).
- Верно.
- Какой связью соединены однородные члены? (Бессоюзной).
- Если нет союзов, то как разделяются однородные члены на письме? (Запятыми).
- А при чтении? (Интонацией).
- Какими членами предложения являются однородные члены? (Второстепенными).
- А сейчас, я вам даю 1 минуту – подумайте и вспомните все, что вы знаете об однородных членах предложения? (Развитие монологической речи)
Вывод:
III. В начале урока мы говорили о том, что день солнечный, яркий, на улице стало теплее, а почему все это происходит мы не выяснили.
Если вы правильно заполните кроссворд, то узнаете это слово.
В каждую группу выдаю карточку с кроссвордом
- Найдите слова, расположенные по горизонтали и вертикали.
- Чья группа первая найдет все слова, поднимите руку.
- На доске вывешиваю кроссворд с выделенными словами.
- Какой общей темой объединены эти слова? (Весна).
- А теперь посмотрите внимательно на написание этих слов. Какие в них орфограммы?
- Что это за слова? (Слова с безударной гласной).
Какое слово лишнее? (Весна).
Почему? (Безударная гласная, которую можно проверить).
Придумайте предложение со словом “весна”, чтобы в нем были однородные члены.
Молодцы. Посмотрите, как вам улыбается солнышко. Оно радо за вас и я тоже.
IV.
- А сейчас я вам предлагаю немного посочинять.
- Каждой группе выдаю карточку с вопросом:
1) Какие звери водятся в лесу?
2) Какие ягоды собирают в лесу?
3) Какие цветы растут в лесу?
4) Какие грибы растут в лесу?
5) Каких птиц можно встретить в лесу?
Прочтите вопрос в группах.
(На доске вывешиваю карточки со словами: дуб, синицы, лисицы, осина, сосна, медведи, чижи, береза, ольха, брусника, маслята, земляника, волки, рыжики, щеглы, опята, малина.)
- Дети, у которых синие цветы, пойдите выберите слова, которые подходят к вашему вопросу.
- Запишите ответы на вопросы с комментированием. “Желтые” комментируют, все остальные следят, чтобы не было ошибок.
Проверка: - Прочитайте ваши предложения. Найдите однородные члены, подчеркните и докажите.
- Молодцы!
V. Солнышко любит старательных, давайте еще раз порадуем его!
Индивидуальная работа:
1. Всем “синим” выдаю карточки с текстом.
Задание: списать текст, найти однородные члены и подчеркнуть их.
Зима лютая хотела заморозить людей, зверей, птиц. Но в марте солнце объявило ей войну. Прилетели грачи, скворцы, жаворонки.
Всем, у кого желтые цветочки, заменить выделенные слова однородными членами и записать полученные предложения.
2. Всем, у кого красные цветы, из слов растение, трактор, весна, соловей, засеять, придумать и записать рассказ, в котором были бы однородные члены предложения. (Творческая работа).
Проверка: “Красные” проверяют “синих”, “желтые” - взаимопроверка, а у “красных” я проверю, когда соберу тетради.
VI. Итог урока:
- Что вам больше всего понравилось на уроке?
- А какие задания вызвали трудность?
- Что всегда весной радует глаз? (Цветы)
- Давайте составим из ваших цветов красивый, весенний букет и подарим нашим гостям.