Урок русского языка по теме: "Однородные члены предложения"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • закрепить знания об однородных членах предложения;
  • развивать умение видеть в предложении однородные члены;
  • развивать орфографическую зоркость, творческое воображение;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  • воспитывать чувство товарищества, чувство взаимопомощи;
  • развивать логическое мышление.

Используемый материал: карточки с заданиями, карточки с кроссвордами.

ХОД УРОКА

I. Организация класса.

II. Сообщение темы и цели урока.

- Ребята, посмотрите какой сегодня день?

(Солнечный, теплый)

- И к нам в класс заглянуло солнышко, и даже не одно, а целых три.

Вывешиваю 3 картинки солнышек.

- Выберите солнце, которое вам больше всего понравилось.

- Почему?

- Да, сегодня солнечная, теплая погода, в такой день хочется улыбнуться. Давайте улыбнемся друг другу, пожелаем хорошего настроения нашим гостям. Пусть оно сохранится на всем уроке.

- Составьте простое предложение о том, какой сегодня день.

(Сегодня теплый день. Сегодня солнечный день. Сегодня весенний день и т.д.)

- Хорошо.

Вывешиваю на доску плакат.

- Из трех предложений составьте одно предложение, в котором не повторялись бы 3 раза слова сегодня и день.

(Сегодня теплый, солнечный, весенний день.)

- Как мы построили новое предложение?

- А теперь подумайте и скажите, о чем сегодня пойдет речь. Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

(Однородные члены предложения.)

- Совершенно верно. Мы сегодня повторим, что такое однородные члены предложения, будем учиться находить их в предложениях.

- Сегодня мы с вами будем работать в группах, дружно, помогая друг другу.

- Посмотрите в каждую группу тоже пришла весна. У вас на груди “расцвели” весенние цветы. У кого красные, у кого желтые, а у кого голубые.

- Сейчас вы запишите это предложение. “Желтые” будут комментировать, а “красные” следят за тем, чтобы не было ошибок.

Записывают предложение.

- Найдите в этом предложении однородные члены. (Теплый, солнечный, весенний).

- Докажите, что это однородные члены. (Они отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову).

- Верно.

- Какой связью соединены однородные члены? (Бессоюзной).

- Если нет союзов, то как разделяются однородные члены на письме? (Запятыми).

- А при чтении? (Интонацией).

- Какими членами предложения являются однородные члены? (Второстепенными).

- А сейчас, я вам даю 1 минуту – подумайте и вспомните все, что вы знаете об однородных членах предложения? (Развитие монологической речи)

Вывод:

III. В начале урока мы говорили о том, что день солнечный, яркий, на улице стало теплее, а почему все это происходит мы не выяснили.

Если вы правильно заполните кроссворд, то узнаете это слово.

В каждую группу выдаю карточку с кроссвордом

- Найдите слова, расположенные по горизонтали и вертикали.

- Чья группа первая найдет все слова, поднимите руку.

- На доске вывешиваю кроссворд с выделенными словами.

- Какой общей темой объединены эти слова? (Весна).

- А теперь посмотрите внимательно на написание этих слов. Какие в них орфограммы?

- Что это за слова? (Слова с безударной гласной).

Какое слово лишнее? (Весна).

Почему? (Безударная гласная, которую можно проверить).

Придумайте предложение со словом “весна”, чтобы в нем были однородные члены.

Молодцы. Посмотрите, как вам улыбается солнышко. Оно радо за вас и я тоже.

IV.

- А сейчас я вам предлагаю немного посочинять.

- Каждой группе выдаю карточку с вопросом:

1) Какие звери водятся в лесу?
2) Какие ягоды собирают в лесу?
3) Какие цветы растут в лесу?
4) Какие грибы растут в лесу?
5) Каких птиц можно встретить в лесу?

Прочтите вопрос в группах.

(На доске вывешиваю карточки со словами: дуб, синицы, лисицы, осина, сосна, медведи, чижи, береза, ольха, брусника, маслята, земляника, волки, рыжики, щеглы, опята, малина.)

- Дети, у которых синие цветы, пойдите выберите слова, которые подходят к вашему вопросу.

- Запишите ответы на вопросы с комментированием. “Желтые” комментируют, все остальные следят, чтобы не было ошибок.

Проверка: - Прочитайте ваши предложения. Найдите однородные члены, подчеркните и докажите.

  - Молодцы!

V. Солнышко любит старательных, давайте еще раз порадуем его!

Индивидуальная работа:

1. Всем “синим” выдаю карточки с текстом.

Задание: списать текст, найти однородные члены и подчеркнуть их.

Зима лютая хотела заморозить людей, зверей, птиц. Но в марте солнце объявило ей войну. Прилетели грачи, скворцы, жаворонки.

Всем, у кого желтые цветочки, заменить выделенные слова однородными членами и записать полученные предложения.

2. Всем, у кого красные цветы, из слов растение, трактор, весна, соловей, засеять, придумать и записать рассказ, в котором были бы однородные члены предложения. (Творческая работа).

Проверка: “Красные” проверяют “синих”, “желтые” - взаимопроверка, а у “красных” я проверю, когда соберу тетради.

VI. Итог урока:

- Что вам больше всего понравилось на уроке?

- А какие задания вызвали трудность?

- Что всегда весной радует глаз? (Цветы)

- Давайте составим из ваших цветов красивый, весенний букет и подарим нашим гостям.