1.ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА.
Оборудование:
- Учебник «В океане света» Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева
- Книга «Чёрная курица, или подземные жители» А.Погорельский
- Закладки-подсказки
- Рисунки
2.СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА.
- Обобщение знаний по истории детской литературы изученного периода до 1828г.;
- поддержание интереса к урокам литературы и истории;
- развитие речи, логики;
- воспитание честности и ответственности за свои поступки.
НЕТРАДИЦИОННАЯ ФОРМА УРОКА -УСТНЫЙ ЖУРНАЛ - ПУТЕШЕСТВИЕ №5 в 1828г.
1-я СТРАНИЦА «У ИСТОКОВ РУССКОЙ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»
X-XVв.-на Руси ещё детской литературы … (не было)
Что же читали дети? (Библию, Ветхий и Новый Завет, Псалтырь, Жития святых)
Что означает слово «летопись»,1-я русская летопись-…(Повесть временных лет)
Зачем писались эти рукописи?...(с.36-из трагедии «Борис Годунов» А.Пушкина)-
ЭПИГРАФ
(…Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу…)
2-я СТРАНИЦА «ВПЕРВЫЕ»
Первая рукописная книга (учебник латинского языка «Донатус» Дм.Герасимов)
Первая печатная книга для детей(«Азбука» И.Фёдоров)
Первый детский русский поэт (справщик Савватий)-ЭПИГРАФ (с.52)
(…Солнце убо согревает плоды земные,
Книжное писание наводит на мысли благие…)
Стихи Симеона Полоцкого о природе
Русская императрица Екатерина была …(детской писательницей и написала 8 книг)
А.Болотов-автор первой детской …(комедии «Честохвал» и театральной постановки)
3-я СТРАНИЦА « ПОУЧИТЕЛЬНОСТЬ»
Найти в тексте слова великого просветителя древности Ярослава Мудрого, которые можно было взять эпиграфом (с.41)
(…Это ведь реки, напояющие Вселенную,
это источники мудрости…)
Какой ещё исторический деятель оставил потомкам поучительные наставления? (Владимир Мономах)
Н.Новиков из журнала «Детское чтение для сердца и разума»
А.Шишков «Можно исправиться…»
Басни И.Крылова
Наши сочинения в стиле поучительной статьи
4-я СТРАНИЦА «ПУТЕШЕСТВИЕ в 1828г.»
С кем мы познакомились в имении Погорельцы? ( Писателем А.Погорельским и его племянником Алёшей Толстым)
Можем ли мы точно утверждать по какой причине он взял себе псевдоним?
В каком жанре написано это произведение?
А его племянник впоследствии не будет брать псевдоним, почему?
5-я СТРАНИЦА «СЛОВАРНАЯ»
ПСЕВДОНИМ - вымышленное литературное имя
ПАНСИОН - школа с общежитием для учеников
ВАКАЦИЯ - каникулы
САЛОП - старинное верхнее женское платье
ИМПЕРИАЛ - золотая монета
6-Я СТРАНИЦА «ЧЁРНАЯ КУРИЦА ИЛИ ПОДЗЕМНЫЕ ЖИТЕЛИ» Ант.Погорельского
Могли бы мы поместить это произведение на 1,2,3-ю страницы нашего журнала?
-1-историческое описание Петербурга(с.40-41)
парикмахерское искусство(с.44)
описание жилища(с.51)
наказание розгами(с.72-73)
-2-это первая сказочная повесть, написанная для детей
(какие ещё сказочные повести мы с вами читали?)
-3-поучительна ли эта сказка?
(Чем она показалась вам необычной?)
-Как автор знакомит нас с героем его произведения?(с.41)
(В числе 30-40 детей, обучавшихся в том пансионе, находился один мальчик, по имени Алёша, которому было не более 9 или 10 лет. Алёша -мальчик умненький, миленький, учился хорошо , и все его любили и ласкали.)
-Как жилось Алёше в пансионе?(с.42)
(Вообще дни учения для него проходили скоро и приятно, но, когда наставала суббота и все товарищи его спешили домой к родным, тогда Алёша горько чувствовал своё одиночество, и тогда единственным его утешением были книги)
-Почему мы решили, что Алёша- романтическая натура?
(Мысленно переносился в далёкие старинные века, ожидал появления волшебницы)
-Какие занятия были у мальчика во время каникул? (с.42-43)
(Чтение книг, воображение рыцарских замков или дремучих лесов, заглядывание в дырочки у забора, кормление курочек)
-Почему Алёша полюбил Чернушку?(с.43)
(Она была к нему ласковее других, даже позволяла иногда себя гладить, была тихого нрава)
-Почему супруга учителя при подготовке к приёму директора не заходила в кухню, а давала указания кухарке в дверях?(с.44)
(У неё была высокая причёска - целая оранжерея, украшенная бриллиантами)
-Как Алеша спас Чернушку?(с.46)
(Заплатил за её освобождение империал)
-Как Алеша создавал трудности Чернушке по пути к подземным жителям?(с.51-56)
(Попросил кошку подать ему лапку, поклонился фарфоровым куклам)
-Какие особенности в Подземном королевстве вам запомнились?(с.56-62)
(Невысокие залы, маленькие люди, дорожки, усыпанные драгоценными камнями, разноцветные деревья(мох), необычный зверинец, посуда, выточенная из цельных бриллиантов, лошади)
Чтение по ролям диалога между королём и Алёшей (с.58-59)
-Посвящён ли был Алёша в тайну подземных жителей и знал ли он о последствиях её нарушения?(с.62)
(…у нас существует закон….принуждены будем оставить этот край…)
-Проследите по тексту как менялись чувства и поведение Алёши (с.65-66)
(Стыдился незаслуженных похвал, стал к ним привыкать, сделался гордым, непослушным, занимался шалостями)
-Пытался ли Алёша исправиться?
-А почему же у него это не получалось?(с.71)
(Увы, бедный Алеша не знал, что исправления самого себя должно начать тем, чтобы откинуть самолюбие и излишнюю самонадеянность)
Чтение по ролям диалога между учителем и Алёшей (с.71-72)
-Какие слова вы могли бы выделить ЭПИГРАФОМ к той волшебной повести?(с.72)
(Не для того дан вам ум, чтоб вы во зло его употребляли.)
-По вашему мнению в каких словах заключена главная мысль этого произведения?(с.70)
(Не полагай, что так легко исправиться от пороков, когда они взяли над нами верх, Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щёлочку, и потому если хочешь исправиться, то должен беспрестанно и строго смотреть за собою.)
Итог урока
-Какой важный вклад в литературу внёс Ант. Погорельский?
(Его литературная деятельность, воспитание племянника Алёши-будущего знаменитого писателя и драматурга Ал.Конст.Толстого)