Тема. «Строчная буква ф».
Цели урока:
- научить писать строчную букву ф;
- развивать гибкость мышления при работе с деформированным текстом, произвольность внимания, зрительную, слухоречевую память, кругозор;
- воспитывать чувство взаимопомощи, любви к природе, аккуратность при работе в тетради.
Оборудование: рисунки: корабль и «Фрегат», «Остров В и остров Ф»; фотоиллюстрации дрофы, грифа, льва, лошади; таблица с тестом «Флот плывёт к родной земле…»; карточки со словами «паруса» и «паруса», карточка с буквой Фф; абак; пропись (авторы - Андрианова Т.М., Андрианова Т.Л., Остроумова А.В.).
Ход урока.
I Организационный момент.
Психологический настрой: «У меня всё получится» (дети закрывают глаза, проговаривая про себя).
«Подари улыбку другу» (дети поворачиваются к друг другу улыбаясь).
II Постановка учебной задачи.
Сообщение темы.
- Сегодня, ребята, мы отправимся путешествовать на фрегате по Морю Грамматика в поисках новой буквы, которую должны научиться писать. В пути всегда встречаются препятствия, поэтому надо быть аккуратными, дружными, помогать товарищам.
- Фрегат (вывешивается рисунок) - парусный трёхмачтовый корабль, во флоте некоторых стран - сторожевой корабль. Фрегат (рисунок) - это морская птица с длинным хвостом и чёрным оперением.
Вот сколько значений имеет слово фрегат, а как называют слова с несколькими значениями?
(Ответы детей - омонимы).
Штриховка.
- У вас есть трафарет фрегата в тетради. Чтобы отправиться в путешествие выполним штриховку (по образцу).
Сейчас мы не ученики 1 класса, а корабельная команда.
Итак, попутного нам ветра. Открываем наши борт-журналы.
Работа в «Прописи».
- А вот и первое препятствие. Прочитайте задание. Выполните самостоятельно. (Дети выполняют задание самостоятельно).
- Какое слово получилось? (Ответ - паруса).
Справка: парус - укреплённый на мачте большой кусок плотной материи, предназначенный для приведения судна в движение при помощи ветра.
- Поставьте ударение. Как можно прочитать это слово по-другому, переставив ударение? Измениться ли смысл слова? Докажите, придумав 2 предложение. Сделайте вывод.
(Ответы детей: паруса и паруса).
Вывод: от перестановки ударения зависит смысл слова, предложения.
Звуко-буквенный разбор слова.
Па-ру-са - 3 слога, 3 глас., 3 согл ; 6 б., 6 зв.
[паруса]
(Устно даётся характеристика каждого звука).
III. Физминутка.
Маяки указывают путь кораблям. «Помаячим и мы». Упражнение для релаксации кистей «Маяк».
IV. Введение в тему.
Письмо строчной буквы ф.
Мы плывем на фрегате искать новую букву. Почему именно на фрегате, кто догадался?
(Ответ детей. Ищем букву ф.)
Правильно. (Вывешивается рисунок. Печатные и письменные буквы Фф Фф)
Из каких элементов состоит строчная буква ф?
«Воздушное» письмо буквы ф.
Работа в «Прописи».
- Самостоятельно пропишите 1 строчку буквы ф.
- Следующее препятствие: дописать слова. Название первого слова есть на нашем корабле - развивается на ветру (флаг).
- Ночью в море темно, но путь фрегату освещает фа…(опора на рисунок) (факел).
- С огнем надо обращаться очень осторожно, и чтобы не случилось беды на вахте стоит наш капитан, о котором говорят: эта птица с фонарем ничего не видит даже днем (опора на рисунок) (филин).
- Прочитайте записанные слова. Нет ли среди них «лишнего» слова.
(Ответы детей: филин - птица, отвечает на вопрос «Кто?»)
флаг - парный звонкий согласный [г] на конце слова.
Сравнение звуков [в] и [ф] и букв их обозначающих.
- Ребята, мы проплывём мимо островов В и Ф. Сравните звуки, которые обозначаются буквами В и Ф.
(Вывод: [в] - парный звонкий
[ф] - парный глухой).
- На этих островах живут разные звери. Угадайте, какие? Один зверь о себе говорит: «Я зверь горбатый, но нравлюсь ребятам».
Кто это? (Верблюд).
С какого он острова?
(С острова В).
Верблюд предлагает вам выполнить задание в «Прописи».
Самостоятельная работа.
- Прочитайте, какие слова вы записали.
Дрофа, гриф, грива.
Справка: Дрофа - одна из самых крупных наземных птиц России.
(вывешиваются рисунки).
Гриф - огромный орёл, самая древняя птица на земле.
Грива - пучок волос на холке некоторых животных.
- Назовите «лишнее» слово.
(Ответ детей. Гриф - существительное мужского рода
Грива - неодушевлённое существительное).
V. Физминутка.
- Бросим якорь. Отдохнём.
(Физминутка. На болоте 2 лягушки…).
VI. Работа с деформированным текстом.
- Южная водяная птица с острова Ф с нежно-розовым оперением, длинной шеей и ногами (вывешивается рисунок фламинго) - фламинго хотела бы передать небольшое письмо своей дальней родственнице. Но она так спешила, что все слова у фламинго рассыпались. Давайте поможем ей восстановить письмо.
(Работа в «Прописи»).
Что у вас получилось?
- Запись 1-го предложения с комментированием.
(Повар жарил грибы.
Дима поймал рыбу).
Найдите главные члены предложения, подчеркните.
VII. Физминутка.
Хлопните в ладоши, если услышите звук [в], и топните, если услышите звук [ф].
(Вода, фрегат, лев, дрова, фламинго, филин, грива, дрофа, факел, ветер, флот, финал).
VIII. Развитие речи.
Работа с омонимами.
- Следующее препятствие: как называются предметы?
(Рисунки:
гриф - птица
гриф - у музыкальных инструментов шейка с ладами
фрегат - корабль
фрегат - птица).
- Как называются такие слова?
(Ответ детей. Омонимы)
Орфографическая минутка.
- Наше путешествие подходит к финалу. Нас ждет приветствие. Прочитайте его:
а) про себя;
б) орфографически;
в) орфоэпически.
(Флот плывет к родной земле).
- Найдите слова с безударной гласной в корне слова. Проверьте их.
- С благополучным возвращением.
IX. Итог.
Чему вы научились в путешествии?
Что нового узнали?
Как вы себя чувствовали?
Кто вам больше всего понравился в работе (взаимооценивание)
Оцените свою работу на уроке волшебными квадратиками: красный - отлично, зеленый - хорошо.