Урок письма. "Строчная буква ф"

Разделы: Начальная школа


Тема. «Строчная буква ф».

Цели урока:

  • научить писать строчную букву ф;
  • развивать гибкость мышления при работе с деформированным текстом, произвольность внимания, зрительную, слухоречевую память, кругозор;
  • воспитывать чувство взаимопомощи, любви к природе, аккуратность при работе в тетради.

Оборудование: рисунки: корабль и «Фрегат», «Остров В и остров Ф»; фотоиллюстрации дрофы, грифа, льва, лошади; таблица с тестом «Флот плывёт к родной земле…»; карточки со словами «паруса» и «паруса», карточка с буквой Фф; абак; пропись (авторы - Андрианова Т.М., Андрианова Т.Л., Остроумова А.В.).

Ход урока.

I Организационный момент.

Психологический настрой: «У меня всё получится» (дети закрывают глаза, проговаривая про себя).

«Подари улыбку другу» (дети поворачиваются к друг другу улыбаясь).

II Постановка учебной задачи.

Сообщение темы.

- Сегодня, ребята, мы отправимся путешествовать на фрегате по Морю Грамматика в поисках новой буквы, которую должны научиться писать. В пути всегда встречаются препятствия, поэтому надо быть аккуратными, дружными, помогать товарищам.

- Фрегат (вывешивается рисунок) - парусный трёхмачтовый корабль, во флоте некоторых стран - сторожевой корабль. Фрегат (рисунок) - это морская птица с длинным хвостом и чёрным оперением.

Вот сколько значений имеет слово фрегат, а как называют слова с несколькими значениями?

(Ответы детей - омонимы).

Штриховка.

- У вас есть трафарет фрегата в тетради. Чтобы отправиться в путешествие выполним штриховку (по образцу).

Сейчас мы не ученики 1 класса, а корабельная команда.

Итак, попутного нам ветра. Открываем наши борт-журналы.

Работа в «Прописи».

- А вот и первое препятствие. Прочитайте задание. Выполните самостоятельно. (Дети выполняют задание самостоятельно).

- Какое слово получилось? (Ответ - паруса).

Справка: парус - укреплённый на мачте большой кусок плотной материи, предназначенный для приведения судна в движение при помощи ветра.

- Поставьте ударение. Как можно прочитать это слово по-другому, переставив ударение? Измениться ли смысл слова? Докажите, придумав 2 предложение. Сделайте вывод.

(Ответы детей: паруса и паруса).

Вывод: от перестановки ударения зависит смысл слова, предложения.

Звуко-буквенный разбор слова.

Па-ру-са - 3 слога, 3 глас., 3 согл ; 6 б., 6 зв.

[паруса]

(Устно даётся характеристика каждого звука).

III. Физминутка.

Маяки указывают путь кораблям. «Помаячим и мы». Упражнение для релаксации кистей «Маяк».

IV. Введение в тему.

Письмо строчной буквы ф.

Мы плывем на фрегате искать новую букву. Почему именно на фрегате, кто догадался?

(Ответ детей. Ищем букву ф.)

Правильно. (Вывешивается рисунок. Печатные и письменные буквы Фф Фф)

Из каких элементов состоит строчная буква ф?

«Воздушное» письмо буквы ф.

Работа в «Прописи».

- Самостоятельно пропишите 1 строчку буквы ф.

- Следующее препятствие: дописать слова. Название первого слова есть на нашем корабле - развивается на ветру (флаг).

- Ночью в море темно, но путь фрегату освещает фа…(опора на рисунок) (факел).

- С огнем надо обращаться очень осторожно, и чтобы не случилось беды на вахте стоит наш капитан, о котором говорят: эта птица с фонарем ничего не видит даже днем (опора на рисунок) (филин).

- Прочитайте записанные слова. Нет ли среди них «лишнего» слова.

(Ответы детей: филин - птица, отвечает на вопрос «Кто?»)

флаг - парный звонкий согласный [г] на конце слова.

Сравнение звуков [в] и [ф] и букв их обозначающих.

- Ребята, мы проплывём мимо островов В и Ф. Сравните звуки, которые обозначаются буквами В и Ф.

(Вывод: [в] - парный звонкий

[ф] - парный глухой).

- На этих островах живут разные звери. Угадайте, какие? Один зверь о себе говорит: «Я зверь горбатый, но нравлюсь ребятам».

Кто это? (Верблюд).

С какого он острова?

(С острова В).

Верблюд предлагает вам выполнить задание в «Прописи».

Самостоятельная работа.

- Прочитайте, какие слова вы записали.

Дрофа, гриф, грива.

Справка: Дрофа - одна из самых крупных наземных птиц России.

(вывешиваются рисунки).

Гриф - огромный орёл, самая древняя птица на земле.

Грива - пучок волос на холке некоторых животных.

- Назовите «лишнее» слово.

(Ответ детей. Гриф - существительное мужского рода

Грива - неодушевлённое существительное).

V. Физминутка.

- Бросим якорь. Отдохнём.

(Физминутка. На болоте 2 лягушки…).

VI. Работа с деформированным текстом.

- Южная водяная птица с острова Ф с нежно-розовым оперением, длинной шеей и ногами (вывешивается рисунок фламинго) - фламинго хотела бы передать небольшое письмо своей дальней родственнице. Но она так спешила, что все слова у фламинго рассыпались. Давайте поможем ей восстановить письмо.

(Работа в «Прописи»).

Что у вас получилось?

- Запись 1-го предложения с комментированием.

(Повар жарил грибы.

Дима поймал рыбу).

Найдите главные члены предложения, подчеркните.

VII. Физминутка.

Хлопните в ладоши, если услышите звук [в], и топните, если услышите звук [ф].

(Вода, фрегат, лев, дрова, фламинго, филин, грива, дрофа, факел, ветер, флот, финал).

VIII. Развитие речи.

Работа с омонимами.

- Следующее препятствие: как называются предметы?

(Рисунки:

гриф - птица

гриф - у музыкальных инструментов шейка с ладами

фрегат - корабль

фрегат - птица).

- Как называются такие слова?

(Ответ детей. Омонимы)

Орфографическая минутка.

- Наше путешествие подходит к финалу. Нас ждет приветствие. Прочитайте его:

а) про себя;

б) орфографически;

в) орфоэпически.

(Флот плывет к родной земле).

- Найдите слова с безударной гласной в корне слова. Проверьте их.

- С благополучным возвращением.

IX. Итог.

Чему вы научились в путешествии?

Что нового узнали?

Как вы себя чувствовали?

Кто вам больше всего понравился в работе (взаимооценивание)

Оцените свою работу на уроке волшебными квадратиками: красный - отлично, зеленый - хорошо.