Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи учащихся, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение и различение звуков, словарный запас, грамматический строй), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.
Однако контингент общеобразовательных школ за последние годы претерпел значительные изменения. С каждым годом среди учащихся, поступающих в школу, увеличивается число детей с различными отклонениями в речевом развитии, что препятствует формированию их полноценной учебной деятельности. Некоторые из них могут быть преодолены в условиях общеобразовательной школы, в специально созданных при школах логопедических пунктах. Резкое увеличение в последние годы числа детей с отклонениями в развитии речи, предполагает наличие более высоких требований к работе логопеда в общеобразовательном учреждении. Это касается как диагностики, так и содержания и методов коррекционного воздействия.
Повышение эффективности и качества обучения учащихся общеобразовательных школ предполагает своевременное выявление, предупреждение и устранение имеющихся у некоторых из них недостатков устной и письменной речи.
Чем раньше начинается их коррекция, тем выше результативность устранения собственно речевых недостатков, не осложненных вторичными последствиями, а также и сопутствующей им педагогической запущенности.
В соответствии с "Письмом Министерства образования РФ" [1] в начале учебного года мною проводится обследование состояния устной речи учащихся первых классов. По результатам обследования формируются группы. Затем начинается работа по коррекции выявленных нарушений речи.
Свою работу по преодолению общего недоразвития речи у учащихся первых классов я провожу, опираясь на систему коррекционно-развивающего обучения, разработанную А.В. Ястребовой [2]. Согласно этой системе работа делится на три этапа.
На первом этапе коррекционно-развивающего обучения идет работа по формированию полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого-звукового состава слова.
В течение первого этапа должны быть
- устранены дефекты звукопроизношения и различения оппозиционных звуков;
- упорядочены представления о звуковой стороне речи;
- сформированы навыки анализа и синтеза звуко-буквенного состава слова, что создает предпосылки для формирования и закрепления навыков правильного письма и чтения, развития языкового чутья, предупреждения общей и функциональной неграмотности.
На этом этапе учащимися должны быть усвоены темы: "Речь", "Предложение", "Слово", "Деление слов на слоги", "Ударение", "Гласные звуки и буквы", "Согласные звуки и буквы", "Дифференциация согласных звуков и букв" и т.д.
При завершении первого этапа следует провести проверку усвоения учащимися содержания данного этапа. Для более точного определения усвоения знаний, умений и навыков, полученных при отработке тем этапа коррекционно-развивающего обучения, одной итоговой проверочной работы оказывается недостаточно.
В методической литературе (Л.Н. Ефименкова, О.Е. Грибова, Т.П. Бессонова [3], [4], [5]) есть примерные тексты диктантов для проверки знаний, умений, навыков, полученных при отработке различения оппозиционных звуков. Работа в этом направлении позволяет определить практические навыки учащихся по отработанным темам. При этом требуется также проверить усвоение слов-терминов, введенных в активный словарь учащихся, необходимых на первом этапе обучения.
В процессе коррекции недостатков устной и письменной речи учащихся играет большую роль не только своевременное их выявление, но и точное определение усвоения полученных знаний.
Поэтому для определения качества усвоения ЗУН, полученных при отработке определенной темы или нескольких тем, я составила и опробовала в 2002 – 2003 и 2003 - 2004 учебных годах систему контроля и проверки знаний, основанную на указаниях методической литературы, с элементами дополнительных работ, позволяющих выявить усвоение учащимися теоретических вопросов.
Эта система включает в себя следующие виды проверочных работ:
- самостоятельные работы: №1 по темам "Предложение", "Слово", "Ударение", №2 по теме "Гласные звуки [А], [О], [У], [Ы], [Э], буквы А, О, У, Ы, Э", №3 по теме "Гласные буквы Я, Ё, Ю, И, Е" (Самостоятельная работа №1 см. приложение 1);
- тесты;
- итоговую проверочную работу при завершении первого этапа коррекционно-развивающего обучения.
Подтверждение необходимости введения в проверку знаний теоретических вопросов я нашла в методической литературе (тетрадь для логопедических занятий, составленной Л.М.Козыревой [6], по теме "Различаем глухие и звонкие согласные"). Автор предлагает итоговое контрольное задание в виде тестов. Использование данных тестов предполагает четкое следование методическим рекомендациям автора, использование тех видов заданий, которые помещены в источнике. Но практика показала, что нужно отслеживать усвоение знаний по каждой теме этого этапа. Для этого мною была составлена серия тестов на дифференциацию смешиваемых согласных, имеющих акустико-артикуляционное сходство и итоговое контрольное задание в виде теста по теме "Различение звонких и глухих согласных".
Серия тестов направлена на определение степени усвоения ЗУН, полученных по каждой отработанной теме по дифференциации смешиваемых согласных.
Тесты с № 1 по № 7 направлены на проверку знаний по дифференциации звонких и глухих согласных звуков и букв, их обозначающих.
Тесты с № 8 по № 15 направлены на проверку знаний по дифференциации свистящих – шипящих согласных звуков и букв, их обозначающих.
Тест №16 направлен на проверку знаний по дифференциации сонорных звуков и букв, их обозначающих.
Пример теста представлен в приложении 2.
Данный вариант последовательности самостоятельных работ и тем тестов по первому этапу коррекционно-развивающего обучения школьников с ОНР является примерным и определяется конкретным составом группы, т.е. зависит от того, каков уровень сформированности звуковой стороны речи у детей. Например, при отсутствии нарушений дифференциации сонорных согласных тест по этой теме можно не использовать. При незначительном нарушении дифференциации свистящих и шипящих согласных или отсутствие дефектов в различении этих звуков в целях пропедевтики можно объединить несколько тестов.
Такой вариант обработки и фиксирования результатов в виде графиков по каждой работе используется в зависимости от технических средств учителя-логопеда.
Ниже представлена схема процесса коррекционно–развивающего обучения учащихся с ОНР в течение учебного года (Рисунок 1).
Процесс коррекционно – развивающего обучения учащихся с ОНРРисунок 1
Вся система проверки усвоения знаний, умений и навыков, полученных на первом этапе коррекционно-развивающего обучения, разработана, чтобы помочь учителю-логопеду более точно определить уровень усвоения учащимися содержания данного этапа, или конкретной темы, или нескольких тем. Это позволяет более четко и точно определить динамику развития каждого учащегося, посещающего логопедические занятия, направленную на восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи.
Более частая проверка усвоения знаний позволяет учителю-логопеду внести изменения в своё тематическое планирование (скорректировать количество часов, отведенных на отработку определенной темы) непосредственно в процессе работы по данному этапу или при планировании на следующий учебный год.
Литература.- Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения. Письмо Министерства образования РФ от 14 декабря 2000.
- Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2000. – 120 с.
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. - М., 1991.
- Грибова О.Н., Бессонова Т.П. Дидактический материал по обследованию речи детей: звуковая сторона. Альбом № 1.- М.: АРКТИ, 2000.
- Грибова О.Н., Бессонова Т.П. Дидактический материал по обследованию речи детей: звуковая сторона. Альбом №2.- М.: АРКТИ, 2000.
- Козырева Л.М. Различаем глухие и звонкие согласные. Тетрадь для логопедических занятий №3. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2003. – 64с.