Основные направления управленческой деятельности заместителя директора по учебной работе МОУ "Гимназия № 5" г. Рязани по подготовке к Единому государственному экзамену

Разделы: Администрирование школы


Введение Единого государственного экзамена вносит изменения в содержание управленческой деятельности администрации школы. Концепция модернизации российского образования предполагает усложнение задач, содержания, форм и методов управления. Повышается роль образовательного менеджера как координатора многочисленных, незнакомых ранее для педагогического коллектива направлений деятельности. Анализ состояния образовательного процесса в школе показал необходимость создания условий для наиболее полной апробации Единого государственного экзамена. Основные затруднения при работе заместителя директора по учебной работе возникают в процессе определения путей практической реализации подготовки педагогического коллектива к проведению ЕГЭ. В связи с наличием в нашей гимназии трех основных кафедр ( иностранных языков, естественно-математических и гуманитарных дисциплин), разработан универсальный алгоритм управленческой деятельности при организации процесса подготовки к экспериментальной сдаче ЕГЭ. Проблемно-ориентированный анализ позволил выделить проблемное поле и определить субъективные и объективные проблемы.

Субъективные проблемы:

  • недостаточное знание нормативно-правовой базы ЕГЭ;
  • нескоординированность задач ЕГЭ и приоритетных направлений в планировании методической и исследовательской работы учителей;
  • отсутствие системного подхода при анализе эксперимента по сдаче ЕГЭ в Российской Федерации;
  • необходимость развития у учащихся определенных универсальных мыслительных операций;
  • недостаточное развитие умений у учащихся строго следовать инструкциям заданий;
  • недостаточная психологическая подготовка учителей, учащихся и их родителей к сдаче ЕГЭ.

Объективные проблемы:

  • расхождение действующего учебного плана с идеей профильного обучения и сдачей Единого государственного экзамена;
  • расхождение действующего учебного плана и стандартов, которые не позволяют выстроить парадигму формирования основных знаний и умений учащихся;
  • недостаточное развитие универсальных мыслительных операций на уроке средствами применяемых учебно-методических комплексов;
  • отсутствие разработанных Министерством Образования четких критериев оценивания учащихся, совпадающих с требованиями оценивания результатов ЕГЭ;
  • отсутствие алгоритма управленческой деятельности процессом подготовки к введению Единого государственного экзамена;
  • недостаточность контрольно-измерительных материалов по отдельным учебным задачам в рамках учебных дисциплин;
  • не разработано тематическое планирование с соответствием учебных тем и возможной отработкой учебных задач ЕГЭ с 5 по 11 классы.

Данная проблематика определила целеполагание, где цели выстроены по рейтингу.

  • изучение нормативно-правовой базы Единого государственного экзамена;
  • разработка алгоритма управленческой деятельности заместителя директора по учебной работе;
  • знакомство педагогов, учащихся и родителей с требованиями, особенностями проведения ЕГЭ;
  • модификация существующих программ с учетом новых стандартов и требований ЕГЭ;
  • разработка учебных модулей по развитию универсальных мыслительных операций и общеучебных умений и навыков учащихся с 5 по 11 классы, значимых при сдаче экзаменов;
  • использование внеурочных и факультативных форм работы по предметам для коррекции расхождения действующего учебного плана и требований ЕГЭ;
  • отбор наиболее эффективных критериев оценивания учащихся в соответствии с идеей ЕГЭ;
  • систематизация, накопление и анализ контрольно-измерительных материалов по предметам;
  • дополнение и корректировка тематического планирования по предметам с учетом учебных задач контрольно-измерительных материалов и развития универсальных мыслительных операций;
  • разработка системы психологической подготовки учителей, учащихся и родителей учеников к сдаче ЕГЭ и к обучению в профильной школе.

В соответствии с поставленными целями можно распределить ответственность субъектов образовательного процесса в совместной деятельности по подготовке в Единому государственному экзамену.

Субъекты образовательного процесса Виды деятельности
1. Министерство Образования РФ Доработка нормативно-правовой базы экзамена.
Анализ эксперимента по проведению ЕГЭ.
Выработка критериев оценивания по предметам.
Приведение в соответствие учебного плана и ЕГЭ.
Доработка стандартов по предметам
2. Заместитель директора по учебной работе Разработка алгоритма деятельности по подготовке к Единому государственному экзамену
3. Учитель Применение в деятельности изменений в соответствии с требованиями экзамена.
Психологическая адаптация
4. Ученик Развитие мыслительных операций, общеучебных умений и навыков.
Знание стандартов по предметам, критериев оценивания.
Психологическая адаптация
5. Родители учащихся Необходимая информация об особенностях ЕГЭ.
Психологическая адаптация.

Разработанный авторами алгоритм деятельности заместителя директора средней школы по учебной работе реализует новый концептуальный подход для решения задач по подготовке педагогов, учащихся и их родителей к Единому государственному экзамену. Ведь экзамен состоится только тогда, когда в школах педагоги преодолеют непонимание важности разработки собственного плана деятельности по претворению в жизнь основных нормативно-правовых, концептуальных и организационно-педагогических условий для проведения ЕГЭ.

Основные направления управленческой деятельности заместителя директора по учебной работе МОУ “Гимназия № 5” города Рязани по подготовке учителей, учащихся и их родителей к сдаче Единого государственного экзамена

Цель
управленческой деятельности
Содержание
деятельности
Выход Ответственные Сроки исполнения
1. Изучение нормативно-
правовой базы ЕГЭ
Совместное обсуждение Заседания кафедр, производственное совещание, педсоветы Заместители директора по учебной работе В течение 2004-2005, 2005-2006 учебного года
2. Знакомство педагогического коллектива, учащихся и их родителей с требованиями, особенностями проведения ЕГЭ Устные сообщения Педсоветы, кафедры, родительские собрания Заместители директора по учебной работе Ноябрь 2004 года
3. Модификация существующих программ с учетом стандартов и требований ЕГЭ Коррекция программ с учетом тематики ЕГЭ Измененные программы 5-11 классов, авторские, индивидуальные Авторы программ, руководители творческих групп по параллелям 2004-2005, 2005-2006 учебный год
4. Разработка системы психологической подготовки учителей, учащихся и их родителей к сдаче ЕГЭ и обучению в профильной школе Разработка документации

по психологической адаптации

Выступления на педсоветах, кафедрах, родительских собраниях Заместители директора по учебной работе, педагоги-психологи 2004-2005 учебный год
5. Разработка учебных модулей по развитию универсальных мыслительных операций и ОУУН, значимых при сдаче ЕГЭ для работы в 5 – 11 классах Развитие универсальных мыслительных операций в урочное время для учащихся 5-11 классов Коррекция тематического планирования Руководители творческих групп по параллелям, учителя - предметники 2004-2005, 2005-2006 учебный год
6. Использование внеурочных и факультативных форм работы по предметам для компенсации расхождения действующего учебного плана и требований Единого государственного экзамена Дополнение содержания образования, развитие ОУУН и мыслительных операций, обучение работе с форматами ЕГЭ Коррекция тематического планирования работы факультативов, планов работы кружков, клубов Руководители факультативов, клубов 2004-2005,  2005-2006 учебный год
7. Отбор наиболее эффективных критериев оценивания знаний учащихся в соответствие с ЕГЭ Коррекция имеющихся критериев текущих ответов по всем параметрам учебной деятельности в соответствии с критериями ЕГЭ Информирование учащихся по мере составления, использование в процессе деятельности Творческие группы учителей по параллелям 2004-2005,

2005-2006 учебный год

8. Разработка алгоритма управленческой деятельности заместителя директора по учебной работе по управлению процессом подготовки к ЕГЭ Проведение проблемно-ориентированного анализа с выделением проблемного поля, постановка целей, определение ответственных и сроков исполнения Составление документа “Основные направления управленческой деятельности по подготовке учителей, учащихся и их родителей к сдаче ЕГЭ” Заместители директора по учебной работе Первое полугодие 2004-2005 учебного года
9. Систематизация, накопление, анализ контрольно-измерительных материалов по предметам Сравнение и анализ контрольно-измерительных материалов за 2002, 2003, 2004 год. Накопление по мере появления. Информирование коллектива.

Консультации

Руководители творческих групп по параллелям, учителя-предметники. 2004-2005, 2005-2006 учебный год
10. Составление тематического планирования в разделе “Результаты процесса обучения” с учетом учебных задач контрольно-измерительных материалов ЕГЭ и необходимых мыслительных операций Анализ потребностей, мониторинг за работой учащихся, анализ КИМов.

Коррекция планирования.

Новое скорректированное планирование.

Консультации.

Сдача нового планирования Руководители творческих групп по параллелям, учителя-предметники Август 2005 года

Сделать все мероприятия по осуществлению подготовки к сдаче ЕГЭ надо в кратчайшие сроки, так как именно педагог должен иметь представления о сложности перестройки своей деятельности в соответствии с новыми требованиями, а для этого понадобится несколько месяцев интенсивной работы администрации школы по всесторонней подготовке педагогического коллектива.

Управление образовательной системой в настоящее время базируется на предвидении и организации совместной деятельности педагогов, учащихся, родителей с целью удовлетворения образовательных запросов общества, выполнения государственных образовательных стандартов. Управленческая деятельность заместителя директора по учебной работе должна предвосхищать и рассчитывать цели. Разработанный план деятельности может быть использован администрацией школ, педагогами для своевременной структурированной подготовки к проведению Единого государственного экзамена.